Скачать 85.01 Kb.
|
Конспект открытого урока в рамках семинара заместителей директоров по УВР. 2012-2013 учебный год Старцева Г.М., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №3 г. Харабали» Астраханской области. Дата: 30.11.2012 год Предмет: обществознание Класс: 6 а Учитель: Старцева Г.М. Тема урока: «Что такое предпринимательство и бизнес?» Форма урока: урок «открытие» новых знаний. Оборудование: проектор, ноутбук, экран. Урок сопровождается показом презентации. Цели и задачи педагога: создать условия учащимся для:
Цели и задачи учащихся:
Универсальные учебные действия: коммуникативные (владение нормами и «техникой» общения; умением определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра); регулятивные (способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка); познавательные (овладение системой способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования, а также умением систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию). Планируемые образовательные результаты: Объём усвоения и уровень владения компетенциями: учащиеся научатся определять понятия «предприниматель», «бизнес», «фирма», «капитал», «предпринимательство», получат возможность допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение, сохранять мотивацию к учебной деятельности, планировать свои действия, анализировать объекты и выделять главное; Компоненты культурно-компетентностного опыта (приобретённая компетентность): учащиеся научатся ставить цель уметь её пояснять, аргументировано отвечать на поставленные вопросы. Этапы урока.
Учитель: Мы продолжаем изучать раздел «Экономика» и сегодня затронем очень важные вопросы. Для начала предлагаю послушать краткую историю об одном из богатых людей мира. (Слайд 1 – портрет Д. Рокфеллера) Задание 1. Богатейший человек планеты, американская легенда – Джон Рокфеллер - старший – с самого раннего детства вёл книгу счетов. Бизнесом стал заниматься с семи лет: откармливал индюшек на продажу или покупал фунт конфет, делил его на кучки и продавал сёстрам с наценкой. Вырученные деньги клал в копилку, вскоре стал ссужать их под проценты. В 12 лет Джон понял, что деньги делают деньги. В 16 лет, окончив школу, он один едет в Кливленд, несколько месяцев учиться в торговой школе, потом полтора месяца ищет работу бухгалтера. Наконец, его принимают помощником бухгалтера, и этот день он отмечал наравне со своим днём рождения. Кстати, фирма испытывала в то время трудности, и первую зарплату ему выдали только четыре месяца спустя. Тем не менее, «рвение моё было колоссально, и, кроме того, я имел громадное преимущество… мне выпала на долю счастливая случайность – судьба свела меня с бухгалтером – учителем, отлично знавшим своё дело и искренне ко мне расположенным» (Рокфеллер Дж.Д. Искусство разбогатеть. – М., 1992г.) Вопросы классу по содержанию документа: 1. Какими способами мальчик Джон зарабатывал деньги? Все ли способы вы одобряете, почему?
2. Самоопределение учащихся на основе антиципации. Учитель: Итак, можем ли мы сейчас определить тему нашего занятия? (Ответы учащихся) Тема нашего урока: «Что такое предпринимательство и бизнес?» Открыли тетради и записали дату и тему урока (слайд 2) Задание 2. Составьте 3-4 вопроса по теме, на ваш взгляд, самые важные (Ответы учащихся). Учитель: сегодня мы будем:
3. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний. Учитель: Слова «предприниматель», «бизнес» у нас на слуху. Трудно подсчитать, как часто мы их слышим. Что же такое предпринимательство и бизнес? Каковы их отличительные черты? Кто может заниматься бизнесом? Ваши ассоциации со словами «бизнес» и «предпринимательство». (Учащиеся отвечают устно) Попробуйте дать определение понятию «бизнес». (Выслушиваются версии ребят и подводятся итоги обсуждения). Итак, предпринимательство – это важный признак рыночной экономики. Запишем в тетрадь новые определения (слайд 3) Предпринимательство – инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение систематической прибыли и осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Предприниматель – человек, организующий производство товаров и услуг для получения прибыли. Учитель: Назовите характерные признаки предпринимательства? (слайд 4) Риск – Опасность неудачи. Учитель: Объясните, почему получение экономической прибыли связано с риском? Бизнес – это деятельность человека или группы людей, связанная с производством, продажей или покупкой товаров и услуг (слайд 5) Бизнес бывает разный. Я предлагаю вам следующую классификацию. Задание 3. Посмотрите внимательно на схему и прокомментируйте её, приведите примеры (слайд 6 о видах бизнеса) Работа со схемой. Учитель: В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. «Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете» (слайд 7) Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся) Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Люди стремятся стать предпринимателями. Что нужно знать, чтобы твой бизнес был успешным? 2.Необходимые условия для успешного бизнеса. Учитель: Предположим, человек решил открыть фирму. Что такое фирма? Откройте учебник на с. 61 (Обществознание, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 6 класс «Русское слово», 2010г.) прочитайте в словаре определение термина - фирма. (Работа с учебником) С чего может начинаться деятельность того человека, который желает стать бизнесменом. Комментированное чтение учебника на с. 61, затем демонстрация фрагмента из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (Ребята составляют схему в тетради и по ходу учитель задаёт вопросы классу). (слайд 8). БИЗНЕС: 1 шаг – желание заняться бизнесом ? первоначальное накопление капитала. Вопросы к классу по ходу составления схемы
Учащиеся продолжают читать учебник. 2 шаг – подобрать профессиональных менеджеров (слайд 9)
3 шаг – начало работы (слайд 10)
4 шаг – реализация продукции (слайд 11)
Учитель: Посмотрите фрагмент из мультфильма «Как старик корову продавал» и подберите пословицу, которая выражает смысл фрагмента из мультфильма. (Слайд 12 с пословицами)
(«Купить-то и дитя купит, а продать – и дед намается») Учитель: Ребята, кто из вас желает стать успешным предпринимателем? А все ли из нас способны стать бизнесменами? Какие трудности может испытывать предприниматель в своей деятельности? Задание 4. Работа в парах: составьте портрет предпринимателя. При ответе используйте предложенные вопросы: (слайд 13)
Учитель: Подумайте, связаны ли между собой характер, бизнес, интересы предпринимателя? Задание 5. Выделите правила, которые будут полезны для развития фирмы и правила, которые могут фирме навредить. Объясните свой выбор (слайд 14 с гиперссылкой)
4. Закрепление нового материала Учитель: Предпринимателями не рождаются. Чтобы успешно освоить предпринимательство и бизнес, необходимо приложить много усилий и быть готовым к преодолению трудностей. Организация бизнеса требует: (слайд 15)
Учитель: «Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем вы не встретите конкурентов». Шарль де Голль (слайд 16) 5. Рефлексия (слайд 17) 1. Как можно использовать полученные на уроке знания? 2. Что было наиболее сложным на занятии? 3. Какие вопросы остались после урока? 4. Какие важные идеи появились? 5. Продолжи фразу: «Оказывается …» Домашнее задание: (слайд 18) & 9 пер. , выучить термины. Продвинутый уровень: Подготовить сообщение о современных российских предпринимателях, чья деятельность способствует улучшению экономики. Основной уровень: Основатель японской автомобильной компании «Хонда» сказал: «Я добился своего за счёт 99% неудачных попыток и только 1% успеха» О чём это говорит? Базовый уровень: Подобрать три пословицы, связанные с темой бизнеса. |