Скачать 341.72 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету обществознание для 6 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской программы А.И. Кравченко, И.С. Хромова, М.: «Русское слово», 2006г. Рабочая программа направлена на достижение следующей цели: знакомство с основными сферами общества, воспитание социально активной личности, воспитание патриотической позиции, подготовка подростка к взрослой жизни. Задачи: - познакомить учащихся с понятием «общество», «природа», «коллектив», «личность». - почувствовать себя частью общества и его будущим - научит выявлять отличительные черты характера. - использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности. - понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе. - привить любовь к Родине. - дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми. Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися. В авторскую программу внесены изменения: увеличено количество часов с 34 до 35 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по учебному плану в 6 классе. В связи с тем, что авторская программа «Обществознание» рассчитана на 34 часа, а планирование составлено на 35 часов, произошло увеличение разделов «Введение» и «Повторение» на 1 час, сокращение «Экономической сферы» на 1 час. .
Программой предусмотрено пять уроков повторительно-обобщающего типа, пять тестирований по темам: 1) Общество. Экономическая сфера общества. 2) Политико-правовая сфера общества 3) Духовная сфера общества 4) Город и село 5) Итоговое тестирование по курсу обществознания 6 класса. Для достижения поставленной цели и реализации намеченных задач, используется следующий учебно-методический комплект: 1. С.И. Козленко, И.В. Козленко Обществознание: Программа курса для 6кл. Москва.: Русское слово, 2012. 2. А.И.Кравченко Обществознание: Программа курса для 6кл. Москва.: Русское слово, 2007. 3.А.И.Кравченко. Обществознание: 6 класс.- М.: Русское слово, 2007. 4. Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 6 класс М.: Русское слово, 2007г. 5. Т.В.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 6класс М.: Русское слово, 2013г Формой проведения занятий по программе является урок (традиционная и нетрадиционная форма) Приемы, методы и формы организации учебного процесса: Разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, таблиц сравнительных, работа с учебником, сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Формы организации учебного процесса:
Формы контроля ЗУН (ов); -хронологический диктант; -терминологический диктант; -тестирование; -беседа; -практикум; -работа в тетрадях на печатной основе. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения учебного предмета обществознания в 6 классе учащиеся должны знать:
уметь:
Иметь представление:
Календарно-тематический план
Содержание учебного предмета Введение(1ч). Раздел 1 «Сущность и структура общества» (4ч). Что такое общество? Понятие «общество» в разные исторические эпохи: соотношение понятий «страна». « государство», и «общество». Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная; их характеристика. Сообщества. Организации. Раздел 2 «Экономическая сфера» (5ч) Что такое экономика и бизнес. Производители. Потребители. Экономическая деятельность подростков. Молодёжная экономика. Карманные деньги. Трудовое воспитание детей в разные эпохи. Необходимость передачи трудовых навыков. Труд и семья с точки зрения закона. Отношение к труду в современном обществе право на труд. Нормы трудового права. Обязанности граждан. Раздел 3 «Политико-правовая сфера» (7ч). Причины появления государства. Определение государства. Государство и его граждане. Государство — фундамент политической сферы общества; функции государства. Право; различные источники выражения права; нормативные правовые акты. Основной закон страны. Право и правопорядок. Механизмы защиты от несправедливости. Различные источники нарушения прав граждан. Право на службе человека. Понятие право. Раздел 4 «Духовная сфера» (7ч). Роль книгопечатания в развитии образования. Появление цивилизации. Наука и познание. Сущность науки; условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей; функции образования. Мораль и право. Добро и зло. Идеал. Что такое ценности. Ценности подростков.. Раздел 5 «Город и село» (5ч). Эволюция города. Город и урбанизация. Процесс урбанизации, его проявление. Проблема урбанизации. Город и село. Городской и сельский образ жизни: достоинства и недостатки. Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен. Межличностные взаимоотношения в городе и селе. Раздел 6 «Мой дом, моё жилище» (6ч). В котором пространстве мы обитаем. Дом, в котором мы живём. Наши соседи. Район проживания. Дача и дачная жизнь. Формы и средства контроля
II. Субъективированные
Урок №10 Тест №1 по теме «Общество. Экономическая сфера общества ». Согласен ли ты со следующими суждениями? (да, нет). 1.Общество и природа развивается по одним и тем же законам. 2. Общество постоянно развивается и не стоит на месте. 3.Каждый член общества развивается независимо от других людей. 4. Все общества можно разделить на дописьменные и письменные. 5. Наше общество находится на индустриальной ступени развития. 6. В обществе можно выделить пять сфер: экономическую, социальную, политическую, духовную, технологическую. 7. Термин «экономика» появился в Риме и означал домашнее хозяйство. 8. Сфера общества изолированы и никак не связаны между собой. 9. Экономика является одной из наиболее важных сфер общества. 10.Бизнес – понятие, относящееся к рыночной экономике. 11. Труд подростков категорически запрещён в нашей стране. 12. В древности дети очень рано включались в трудовую деятельность. 13. Экономическая деятельность подростка регулируется трудовым кодексом РФ. 14.Экономика включает производство, обмен, распределение и потребление. 15. В современном обществе очень важно воспитывать в себе потребительскую культуру. Пояснительная записка к тестовой работе №1 по обществознанию – 6 класс «Общество. Экономическая сфера общества » Система оценивания: Для оценивания результатов выполнения работ применяются традиционные отметки «2», «3», «4», «5» и рейтинг от 0 до 15 баллов. По 1 баллу за каждый правильный выбор. Задания считаются выполненными, если верно обведён номер ответа, дан полный развёрнутый ответ Схема перевода рейтинга в школьную отметку:
Ключ к тесту:
Урок №17 Тест №2 по теме «Политико-правовая сфера» 1 вариант 1. Политикой древние греки называли: 1.искусство ведения домашнего хозяйства 2. ораторское искусство 3.искусство управления государством 4. политический талант 2. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ: 1.Президент РФ 2. Председатель Правительства РФ 3.Председатель Совета Федерации РФ 4. Председатель Государственной Думы РФ 3.Какой из признаков не характеризует государство: 1.политические партии 2.суверенитет 3.правоохранительные органы 4.публичная власть 4. Право возникает одновременно с появлением: 1.религии 2.человека современного типа 3. общественных институтов 4. государства 5.Верны ли следующие суждения? А. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Б.Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина РФ – обязанность государства. 1.верно только А 2. верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны 6. Закончите фразу «Для восстановления справедливости можно обратиться к сотрудникам …». 7. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства: 1.единая территория 2.налоги 3.суверенитет 4.наличие своих законов 5.гражданство 6.монархия. Пояснительная записка к тестовой работе №2 по обществознанию – 6 класс «Политико-правовая сфера» Система оценивания: Для оценивания результатов выполнения работ применяются традиционные отметки «2», «3», «4», «5» и рейтинг от 0 до 7 баллов. По 1 баллу за каждый правильный выбор. Задания считаются выполненными, если верно обведён номер ответа, дан полный развёрнутый ответ Схема перевода рейтинга в школьную отметку:
Ключ к тесту:
Урок №24 Тест №2 по теме «Политико-правовая сфера» 2 вариант 1.Что из указанного связано с понятием « власть»? 1.самопознание 2.авторитет 3.малая группа 4.социальные группы 2.Какой признак отличает республику от других форм правления? 1.передача власти по наследству 2.власть, ограниченная парламентом 3.выборность власти 4.обожествление власти 3.Кто является источником власти в демократическом государстве? 1.народ 2.передовой общественный класс 3.представители крупного бизнеса 4.интеллектуальная элита общества 4.Ни один закон РФ не может: 1. противоречить Конституции 2.вступать в законную силу без решения Конституционного суда 3. вступать в законную силу без указа Президента РФ 4.противоречить постановлениям Правительства РФ 5. Верны ли следующие суждения? А. В задачи милиции входит обеспечение личной и имущественной безопасности граждан. Б. В России действует криминальная милиция и милиция общественной безопасности. 1.верно только А 2. верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны 6.Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются …и республика». 7. Установите соответствие между ветвями власти и их полномочиями.
Урок № 29 Тест №3 «Духовная сфера» 1 вариант 1.Укажите основные понятия морали: А) скромность Д) великодушие Б) заботливость Е) совесть В) гуманность Ж) искренность З) добро Г) долг И) отзывчивость 2. «Полезные советы» Предложите несколько ответов на вопрос: «Для того, чтобы человека уважали надо…» 3.Установите соответствие между примером и областью науки, к которой этот пример относится: в каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Пример Область науки А) геология 1) естественные науки Б) история 2) общественные науки В) экономика Г) физика Д) астрономия Е) биология 4.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль опирается на представления человека о прекрасном и безобразном. Б. Человек усваивает нормы морали в процессе воспитания. 1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны 5.Принцип «В общении думай, прежде всего не о своей выгоде, а о благе другого человека» - относится к сфере
6. С каким высказыванием вы согласны? А. Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями. Б. Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями. 1.верно А 2. верно Б 3. верно А и Б. 4.всё неверно. 7.К духовным ценностям относятся: 1. микроскоп 3.научное открытие 2. компьютер 4. телевидение 8. Разгадай анаграммы: сомнокрсть, одсптьло, вностьер, оньтствеосттвен, сбиамолюе. 9. Что не относится к общественным наукам: 1.экономика 2.химия 3.философия 4.культурология 10. К средствам массовой информации относится: 1.литература 3. телевидение 2.театр 4.живопись Урок № 29 Тест №3 «Духовная сфера» 2 вариант 1.способность личности к моральному самоконтролю называется: 1.совестью 2.убеждением 3.талантом 4.этикетом. 2.Какое понятие не относится к понятию мораль: 1.безнравственный поступок 2.моральный поступок 3.идеал 4. нравственные ценности 3.Система образования регулируется: 1.государством 2.обществом 3.социальной группой 4.отлельными людьми 4.Фундаментом духовной жизни общества является: 1.познание 2.искусство 3.наука 4. культура 5.К моральным нормам относятся: 1.уважение к другим народам 2.верховенство закона 3.преданность и любовь к Родине 4.бережное отношение к природе 5.талант 6. любовь к искусству 7.честное исполнение долга 6. Разгадай анаграммы: Пврдаа, дрообта, женуваие, торатевит, рдогость, ступопок, дбружа, вессоть, чнолисть, азанинаке, мралоь. 7.Нормы морали охраняются: 1.государством 2.обществом 3. церковью 4.политическими партиями 8. Что из перечисленного относится к этикету: А) поведение за столом Б) манеры В) такт Г) взаимопомощь Д) требование к внешнему порядку Е) поведение в гостях Ж) предупредительность 9. Установите соответствие: Деятельность Сфера деятельности 1Создание художественных образов А.Наука 2.Выдвижение гипотез Б. Искусство 3.Эксперимент 4.Формирование чувства прекрасного 5.Новые достоверные знания 10.Верны ли следующие суждения о самообразовании? А.Самообразование необходимо для успешного обучения. Б.Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры. 1.верно только А 2. верно только Б 3.оба суждения верны 4. оба суждения неверны Урок №29 Тест №4 по теме «Город и село». Согласны ли вы со следующими утверждениями? 1.Город как тип поселения возник раньше, чем село. 2. Античный город напоминал крепость для защиты от вторжений. 3. Полис – это город-государство на Востоке. 4. Урбанизация – неотъемлемая черта индустриального и постиндустриального общества. 5. Образ жизни горожан такой же, как и сельских жителей. 6. Город имеет ряд преимуществ, как и село. 7. Горожане сами по себе очень открыты и общительны. 8.Отчуждение – характерная черта городской жизни. 9. В городе и селе одинаковая система ценностей. 10. Горожане значительно быстрее ощущают влияние перемен, чем сельские жители. 11. Многие люди вынуждены переезжать в города, так как там воздух намного чище. 12. Многие люди вынуждены переезжать в города, так как там легче найти работу. 13. В селе жители очень зависимы от общественного мнения. 14. Городские жители более свободны в мыслях и поступках. 15. Большая часть населения земного шара проживает в городах. Пояснительная записка к тестовой работе №1 по обществознанию – 6 класс «Город и село» Система оценивания: Для оценивания результатов выполнения работ применяются традиционные отметки «2», «3», «4», «5» и рейтинг от 0 до 15 баллов. По 1 баллу за каждый правильный выбор. Задания считаются выполненными, если верно обведён номер ответа, дан полный развёрнутый ответ Схема перевода рейтинга в школьную отметку: Ключ к тесту:
Урок № 35 Итоговое тестирование по предмету(№5) 1 вариант 1. Политическая организация общества с определённой формой правления называется: А) страна Б) общество В) государство Г) народ 2. Соотнесите ступени развития общества и их характеристики:
3.Определите явление, случившееся в истории человечества раньше других: А) появление фабрик и заводов Б) возникновение городов В) образование государств Г) существование собирательства как основного способа пропитания 4. Определите явление, случившееся в истории человечества позже других: А) возникновение ремесла Б) освоение космоса В) появление социальных групп предпринимателей и наёмных работников Г) создание государственных законов 5. Укажите термины, относящиеся к экономической сфере жизни общества: А) рынок В) производство Б) сословие Г) потребление Д) суд Е) идеал Ж) деньги З) гражданство И) бизнес К) наука 6. Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли называется: А) фирма Б) производство В) бизнес Г) потребление 7. Какие характеристики труда в современной России являются неверными: А) каждый человек имеет право на труд. Б) любой совершеннолетний гражданин обязан трудиться. В) трудовую деятельность регулирует Трудовой Кодекс. 8. Укажите социальные группы, существующие в современной России: А) рыцари В) молодёжь Б) женщины Г) бедные Д) касты Е) дворяне Ж) бояре З) горожане 9.В современной России существует: А) император Б) президент В) Земский собор Г) Федеральное Собрание Д) мировые суды Е) Конституционный суд Ж) Генеральные штаты З) местное самоуправление 10. Из предложенного списка выберите общественные науки: А) биология В) история Б) философия Г) демография Д) физика Е) химия Ж) экономика З) культурология 11. Укажите понятия, относящиеся к политической сфере: А) правительство В) милиция Б) касты Г) семья Д) политическая партия Е) фирма Ж) университет 12. Определите верные высказывания: А) образование включает обучение и воспитание Б) школьную жизнь регулирует устав школы В) математика, биология, химия – новые предметы в российской школе Г) в России существует обязательное девятилетнее образование Д) до XX века школы могла посещать только небольшая группа детей. Урок № 35 Итоговое тестирование по предмету (№5) 2 вариант 1. Глобальные проблемы современности: А) появились в XVIII веке Б) не представляют угрозы для всего человечества В) не решены на современном этапе Г) включают охрану окружающей среды Д) не включают проблемы распространения СПИДа и наркомании Е) возможно решить только усилиями всего человечества 2. Соотнесите в логические пары указанные термины:
3. Определите явление, случившееся в истории человечества раньше других: А) появление Интернета Б) возникновение законов Г) возникновение религиозных верований Д) появление железных дорог 4. Определите явление, случившееся в истории человечества позже других: А) возникновение городов Б) появление письменности В) появление сотовой связи Г) изобретение книгопечатания 5. Укажите термины, не относящиеся к экономической сфере жизни общества: А) рынок В) производство Б) сословие Г) потребление Д) суд Е) идеал Ж) деньги З) гражданство И) бизнес К) наука 6. Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг называется: А) Экономической Б) политической В) прагматической Г) научной 7. Какие характеристики труда в современной России являются неверными: А) по закону рабочее время в неделю не должно превышать сорока часов Б) женщины имеют право уйти на пенсию в возрасте 60-ти лет В) запрещено использовать труд подростков до 18 лет на тяжёлых и ночных работах 8. Укажите социальные группы, не существующие в современной России: А) рыцари В) молодёжь Б) женщины Г) бедные Д) касты Е) дворяне Ж) бояре З) горожане 9.В современной России не существует: А) император Б) президент В) Земский собор Г) Федеральное Собрание Д) мировые суды Е) Конституционный суд Ж) Генеральные штаты З) местное самоуправление 10. Из предложенного списка выберите естественные науки: А) биология В) история Б) философия Г) демография Д) физика Е) химия Ж) экономика З) культурология 11. Укажите понятия, относящиеся к социальной сфере: А) правительство В) милиция Б) касты Г) семья Д) политическая партия Е) фирма 12. Определите верные высказывания: Современное российское законодательство предусматривает: А) выплату денежных пособий беременным женщинам Б) выплату денежного пособия при рождении ребёнка В) право граждан на «отцовский» капитал после рождения второго ребёнка Перечень учебно-методических средств обучения Основная литература
3. Певцова, Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 6 класс М.: Русское слово, 2007г. – 267с. 4. Хромова, Т.В. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 6класс М.: Русское слово, 2013. 104с. Дополнительная литература 1. Агафонов,С.В. Схемы по обществознанию. 6-9 классы.- М.: Русское слово, 2007.- 32с. |