Скачать 228.81 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Теория и прогнозирование валютного курса. Политика центральных банков и валютный курс» для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра для магистерской программы «Мировая экономика» Авторы программы: Евстигнеев В.Р., д.э.н., профессор, (incomes@inbox.ru) Камротов М.В., к.э.н., преподаватель, (kamrotov@gmail.com) Одобрена на заседании кафедры международных валютно-финансовых отношений « 14 » ноября 2011 г Зав. кафедрой В.Р. Евстигнеев Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика» « 24 » ноября 2011 г Председатель И.Д. Иванов Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики « 19 » декабря 2011 г. Ученый секретарь А.И. Суздальцев Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 «Экономика», изучающих дисциплину «Теория и прогнозирование валютного курса. Политика центральных банков и валютный курс» Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныДать представление студентам о поведении денежных властей двух крупнейших экономик мира – США и Еврозоны – и об основном механизме формирования валютного курса доллара к евро; обучить слушателей технике анализа динамики валютного курса в контексте поведения Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка. Затем слушатели погружаются в более широкий контекст теорий валютного курса. Изучение каждой теории сопровождается вычислительными экспериментами на реальных макроэкономических данных, что позволяет соотнести механизмы курсообразования, положенные в основу той или иной теории, с типами национальных экономических механизмов. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате изучения дисциплины студент должен: Знать: цели и задачи курса, основные режимы кредитно-денежной политики центральных банков, специфику кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка, особенности курсообразования на рынке валютной пары доллар-евро. Уметь: пользоваться учебной, справочной и научной литературой, статистическими данными по обозначенной теме, анализировать проводимую ФРС и ЕЦБ кредитно-денежную политику, прогнозировать динамику ключевых процентных ставок США и Еврозоны, моделировать поведение курса доллара к евро, оценивать качество конструируемых моделей Иметь: представление о современных проблемах моделирования валютного курса и кредитно-денежной политики, а также об ограничениях возможностей моделирования Обладать: способностями критически оценивать аналитические и научные материалы по проблематике прогнозирования валютного курса и навыками самостоятельного исследования с применением сложных математических и IT-методов. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу социально-экономических дисциплин. Для специализации «Международные валютно-финансовые отношения» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковСтудентам предлагается выполнить практические задания по применению теоретических знаний, полученных на аудиторном занятии. Такое практическое применение проверяется в двух видах:
Студенты, выполнившие все практические задания, могут быть освобождены от сдачи итогового зачёта и получить отличную итоговую оценку (8 баллов) «автоматом». Для повышения оценки до 9-10 баллов по просьбе студентов им будет предложено ответить на, соответственно, один или два устных вопроса из билетов к зачёту. Не выполнившие по крайней мере одного аудиторного и одного домашнего практического задания не могут получить отличной итоговой оценки даже при оценке 10 баллов непосредственно за зачёт. При предъявлении результатов расчётов от студента требуется подробное объяснение теоретических предпосылок применённого метода. Как сдача зачёта, так и выступления в аудитории по итогам практических заданий предполагают умение прокомментировать полученные самостоятельно результаты. 7Содержание дисциплины
Мировой валютный рынок и его сегменты – межбанковский рынок, сегмент для работы физических лиц и небанковских институциональных игроков. Центральные банки – важные игроки на валютном рынке, рынок валютных свопов и «кредитные линии» центральных банков. Банк международных расчётов как площадка для выработки политики в отношении банковской системы. Базы данных. Понятия номинального, эффективного и реального валютных курсов. Базы данных БМР и ФРС. Связь режимов валютного курса с типами кредитно-денежной политики (по классификации МВФ). Макроэкономическая информация – базы данных Всемирного банка. Теория паритета покупательной способности, область её применимости. Систематические отклонения номинального обменного курса от паритетов покупательной силы, связь этих отклонений с относительным уровнем экономического развития стран происхождения валюты. Студенты должны уметь построить и оценить эконометрическую модель, связывающую относительные отклонения номинального валютного курса от паритета покупательной способности по отношению к доллару США – с относительным уровнем экономического развития большой выборки национальных экономик / валютных юрисдикций. Предполагается лабораторная работа в аудитории, а также домашнее практическое задание. 8 часов. Литература: a) Frankel Jeffrey. Experience of and Lessons from Exchange Rate Regimes in Emerging Economies. John F. Kennedy School of Government, Harvard University, Faculty Research Working Papers Series, 2003.
Развитие подходов к моделированию валютного рынка в терминах непрерывных динамических систем (малоразмерных систем обыкновенных дифференциальных уравнений со скалярными параметрами). Обзор методов решения – ранее изученный подход Беллмана дополняется подходом с позиций теоремы Сильвестра и операторным подходом, основанным на использовании прямого и обратного преобразования Лапласа. Понятие целевых зон валютного курса как основы валютной политики денежных властей. «Проверка на прочность» готовности центральных банков выдерживать границы валютного коридора. Фундаментальные факторы движения валютного курса – скорость обращения денег как источник неопределённости в модели Кругмана, другие возможные подходы к построению динамической системы. От студентов требуется владение методами решения динамических систем со скалярными параметрами. Строится модель непрерывной зависимости валютного курса от фундаментального фактора и от самого себя в отношении пары доллар США – евро. Предполагается лабораторная работа в аудитории, а также домашнее практическое задание. 4 часа. Литература:
b) Krugman Paul R. Target Zones and Exchange Rate Dynamics. The Quarterly Journal of Economics, Vol. 106, No. 3. (August 1991), pp. 669-682. c) Veloso Thiago, Meurer Roberto and Da Silva Sergio. Inflation Targeting and Optimal Control Theory. Munich Personal RePEc Archive. Federal University of Santa Catarina. MPRA Paper No. 3834. 2007. d) Im Joon-Hwan. Optimal Currency Target Zones: How Wide Should Exchange Rate Bands Be? International economic Journal. Vol.15, No. 1. 2001. e) Lees Kirdan. What Do Robust Policies Look Like for Open Economy Inflation Targeters? Reserve Bank of New Zealand, 2006. f) Zampolli Fabrizio. Optimal Monetary Policy in a Regime-switching Economy: the Response to Abrupt Shifts in Exchange Rate Dynamics. Bank of England, 2006.
Преобразование функций плотности вероятности с помощью ядра уравнения Фредгольма. Радиальные базисные функции и базисные функции ядра, получаемые из собственных функций дифференциального оператора Штурма – Лиувилля, трансформация распределений через разложения по ортонормированным базисным функциям. Дискретное представление метода; применение к минутным и получасовым фиксациям на рынках основных валютных пар. Формирование торгового правила на основе дискретного представления преобразования. Разложение ряда котировок и значений доходности на валютном рынке в ряд Фурье, методы быстрого дискретного разложения. Регрессионный анализ в пространстве частот. Формирование торгового правила на основе эконометрической модели в пространстве частот. Формирование продуктов инвестиционными банками под клиента, различные спецификации и роль таких продуктов в формировании рисков на мировом финансовом рынке. От студентов требуется умение применить построенные алгоритмы к анализу и прогнозированию эмпирических данных по различным ликвидным валютным парам. В этом же разделе вырабатывается умение рассчитать цены деривативов, сформировать простейшие стратегии с их использованием и предложить производные продукты «под заказчика». Предполагается лабораторная работа в аудитории, а также домашнее практическое задание. 4 часа. Литература: a) Wystup, Uwe. FX Options and Structured Products. John Wiley & Sons, 2007.
История создания Европейского центрального банка и евро. Место ЕЦБ и Федеральной резервной системы в современной мировой финансовой системе. Основные характеристики евро и доллара. Конкуренция между валютами. 2 часа. Литература:
Обзор основных моделей валютного курса. Паритет покупательной способности, паритет процентных ставок, модель Манделла-Флеминга, модель Дорнбуша, модель портфельного баланса, «новостная модель», поведенческая модель ДеГроува. Оценки их эмпирической адекватности. Модели, валютного курса, связанные с политикой центральных банков. Феномен «exchange rate disconnect puzzle». 6 часов. Литература:
Типы кредитно-денежной политики. Понятие функции реагирования. Типология функций реагирования. Структура, цели и задачи ФРС и ЕЦБ. Инструменты кредитно-денежной политики ФРС и ЕЦБ. Проблемы применения функций реагирования в практике центральных банков. Построение базы данных для оценки функций реагирования. Оценка функций реагирования ФРС и ЕЦБ. 4 часа. Литература:
Предпосылки к взаимодействию ФРС и ЕЦБ. Анализ динамики процентных ставок в координатах EONIA-FFR. Построение саморазвивающейся системы для прогнозирования ставок. Оценка ошибок прогноза и их интерпретация. 4 часа. Литература:
Построение модели бинарного выбора для моделирования взаимосвязи процентных ставок и валютного курса. Результативность инвестиционных стратегий как оценка качества модели. Выделение различных типов поведения валютных котировок. 4 часа. Литература:
9. Раздел 9. Линейная динамическая система как способ моделирования процентных ставок и валютного курса 4 часа. Анализ диаграммы «процентные ставки-валютный курс». Моделирование поведения ставок и курса с помощью системы линейных дифференциальных уравнений. Метод поиска неизвестных коэффициентов модели. Интерпретация полученных моделей. Выделение режимов функционирования рынка. Литература:
Раздел 10. Режимы функционирования рынка пары евро-доллар Линейные системы как аппроксимация нелинейной системы в особых точках. Теорема Хартмана-Гробмана. Реконструкция базового механизма формирования котировок доллара к евро. Идентификация возможных режимов валютного рынка. Характеристика выявленных режимов. Построение прогнозов ставок и курса. Внешняя нагрузка как способ моделирования перехода из одного режима в другой. 4 часа. Литература:
11. Раздел 11. Классификация режимов на основе метода независимых компонент Сравнение наблюдавшихся на рынке режимов с точки зрения иерархии переменных. Построение иерархии переменных на основе метода независимых компонент. Использование метода независимых компонент для построения инвестиционной стратегии на финансовом рынке. 4 часа. Литература:
12. Раздел 12. Теория оптимальных валютных зон Понятие оптимальной валютной зоны. Признаки оптимальной валютной зоны по Манделлу, МакКиннону, Кенену. Способы формальной оценки оптимальности. Модель Эйхенгрина. Оценка асимметрии шоков спроса и предложения в странах, составляющих валютную зону. 4 часа. Литература:
13. Раздел 13. Потрясения на валютном рынке Валютные кризисы. Модели первого, второго и третьего поколений. Статистический подход к выявлению возмущений на валютном рынке. Шкала Рихтера для валютного рынка. 4 часа. Литература:
8Образовательные технологииЛекции, решение и обсуждение кейсов, построение финансовых моделей, домашняя и самостоятельная подготовка, написание и презентация эссе. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Ок/р ; Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,7·Оэкзамен + 0,3·Отекущий В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникБазовый учебник по данной дисциплине отсутствует. 11.2Основная литератураDumas Bernard, Solnik Bruno (1993). The World Price of Foreign Exchange Risk. NBER Working Paper # 4459. Cambr. (MA). Frankel Jeffrey (2003). Experience of and Lessons from Exchange Rate Regimes in Emerging Economies. John F. Kennedy School of Government, Harvard University, Faculty Research Working Papers Series. 11.3Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
|