Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины "Актуальные вопросы развития мировой экономики" для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 080100.68 Экономика, изучающих дисциплину "Актуальные вопросы развития мировой экономики".
Программа разработана в соответствии с:
Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ;
Образовательной программой 080100.68 «Экономика» подготовки магистра;
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 «Экономика», утвержденным в 2012 г.
2 Цели освоения дисциплины Цели курса - подготовка слушателей к качественному и количественному анализу экономических проблем; обзор ключевых проблем мировой экономики, позволяющий выбрать темы для самостоятельной работы; обзор основных факторов, определяющих развитие мировой экономики в
исторической перспективе (ретроспективе); установление связей между факторами и основными
теориями, целями и методами политики экономического прогресса; развитие у студентов понимания важности постоянной работы с историческими и статистическими материалами. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные тенденции развития мировой экономики, основные экономические законы;
Уметь анализировать источники научной информации по изучаемой проблематике, формулировать собственные суждения о процессах, происходящих на мировой экономической арене;
Иметь навыки презентации собственных суждений, ораторского искусства, ведения дебатов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен учиться, при-
обретать новые знания,
умения, в том числе в
области, отличной от
профессиональной
| СК- Б1
| Использует новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной, а также и в профессиональной
| Лекции
| Способен понимать и
анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.
| СЛК -Б6
| Анализирует текущее состояние мировой экономики и политики, выделяет основных акторов, формулирует собственную позицию по изучаемым аспектам дисциплины
| Ответы на семинарах
| Способен работать с ин-
формацией: находить,
оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач
(в том числе на основе системного подхода)
| СК-Б6
| Анализирует научную литературу по выбранной проблематике. Использует специальные источники информации: статистические базы данных, сайты международных экономических
организаций.
| Написание эссе
|
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, является адаптационной для слушателей, то есть восполняет знания, не полученные в требуемом объеме на предыдущей ступени обучения. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основы экономической теории
История экономических учений
Иностранный язык
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении
следующих дисциплин:
Макроэкономика
Базовые курсы специализаций магистерской программы "Мировая экономика"
5 Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Экономический рост и его факторы
| 14
| 4
|
|
| 10
| 2
| Циклы и кризисы
| 14
| 4
|
|
| 10
| 3
| Международные финансы
| 14
| 4
|
|
| 10
| 4
| Мировая энергетика
| 12
| 4
|
|
| 8
| 5
| Социальная структура общества
| 12
| 4
|
|
| 8
| 6
| Военная экономика
| 12
| 4
|
|
| 8
| 7
| Международная торговля: основные тенденции и современное состояние
| 12
| 4
|
|
| 8
| 8
| Неоклассические теории между-
народной торговли
| 36
| 12
|
|
| 24
| 9
| Новая теория международной
торговли
| 12
| 4
|
|
| 8
| 10
| Фирма в теории международной
торговли
| 12
| 4
|
|
| 8
| 11
| Международная торговля и глобальные проблемы мировой экономики
| 12
| 4
|
|
| 8
|
| ВСЕГО
| 162
| 52
|
|
| 110
|
6 Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры
|
|
| 3
|
|
| Эссе
|
|
| *
|
| 5-7 печатных страниц
| Итоговый
| Зачет
|
|
| *
|
| Защита письменной работы
|
6. Критерии оценки знаний, навыков Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 5-ти балльной шкале. 6.1 Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов посредством проверки эссе
студентов. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезульт = Оэссе + Озачет Все оценки выставляются по 5-тибалльной шкале, от 0 до 5 баллов. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую
задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. 7 Содержание дисциплины Тема 1. Экономический рост и его факторы Виды экономических ресурсов, капитал и труд, энергия, научно-технический прогресс; их
комбинации. Природные ресурсы в меняющих исторических условиях (всегда ли «проклятье»?).
Географическое положение, природные условия. Научно-технический прогресс и его воплощение в
материальных активах, человеческом капитале. Норма накопления, образование, трудовая этика. Вопросы к семинарам: 1. Динамика соотношения факторов экономического развития
2. Какова отраслевая структура экономики развитых и развивающихся стран?
3. Основные черты научно-технического прогресса на современном этапе
4. Насколько хорош ВВП как основной показатель экономического развития? Тема для дискуссии: Что лучше: ранний старт в развитии или догоняющее развитие? Обязательная литература: 1. Кудров В.М. Мировая экономика. М.: ЮстицИнформ, 2009. Гл. 1, 8.
2. Vaury O. Is GDP a good measure of economic progress? // Post-autistic economics review, Issue no. 20,
3 June 2003 Дополнительная литература: 1. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Гл. 1, 14.
2. Auty R.M. The political economy of resource-driven growth // European Economic Review. 2001. No.
45. P. 839-846.
3. Friedman T. The Lexus and the Olive Tree. New York, 2000 Тема 2. Циклы и кризисы Длинные тренды и Кондратьевские циклы. Освоение ресурсов Земли – пределы роста. Рим-
ский клуб и глобальные проблемы человечества. Противодействие изменениям климата как объект
международного сотрудничества. Энергетическая бедность. Нехватка воды и продовольствия как
новый глобальный вызов Мировой экономический цикл: финансовые рынки, теории цикла и фи-
нансовые кризисы. Относительность классических теорий в условиях кризиса, конфликт интересов,
возникновение паники. Стационарные режимы и кризис 2008-2009 гг. Долгосрочные стратегии в
неустойчивом мире. Вопросы к семинарам: 1. Кондратьевские циклы: выдерживают ли они проверку историческим опытом?
2. Деловой цикл – дестабилизатор или «санитар леса»?
3. Влияние глобальных изменений климата на мировую экономику.
4. Основные меры по противодействию глобальным изменениям климата.
5. Охарактеризуйте проблему дефицита пресной воды с точки зрения мирового хозяйства. Тема для дискуссии: Кризисы в мировой экономике: болезнь или естественное явление? Обязательная литература: 1. Яковец Ю. Волны Кондратьева и цикличная динамика экономики и войн: теория и будущее
// Экономические стратегии, №3. 2005.
2. Макаров И.А. Глобальные изменения климата и мировая экономика // Мировая экономика и
международные отношения, №12. 2011
3. Данилов-Данильян В.И. Глобальная проблема дефицита пресной воды // Век глобализации.
№1. 2008.
Дополнительная литература: 1. Лихачева А.Б., Макаров И.А., Савельева А.В. На хлеб и воду. Вулкан азиатского роста:
возможности для России // Россия в глобальной политике, 2010. Т. 8. № 4. C. 82-93.
2. Гвишиани Д.М. Пределы роста - первый доклад Римскому клубу / Римский клуб. Исто-
рия создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. Под ред. Д.М.
Гвишиани. М., УРСС, 1997.
3. Wackernagel M. at al. Tracking the ecological overshoot of the human economy / Proceedings
of the National Academy of Science, Vol. 99, No. 14. 2002.
4. Полетаев А.В., Савельева И.М. "Циклы Кондратьева" в исторической ретроспективе. М.:
Юстицинформ, 2009. введение, главы 1,2
5. Обзор доклада Николаса Стерна «Экономика изменения климата» / Кокорин А.О., Кура-
ев С.Н. WWF, GOF. М.: WWF России, 2007
6. Rothbard M. The Kondratieff Cycle: Real or Fabricated? // Investment Insights, August-
September, 1984 Тема 3. Международные финансы Сбережения на уровне семьи, фирмы, государства. Роль финансовых посредников. Финансовая глобализация. Норма сбережений и норма накопления. Переток капитала: прямой и портфельный, частный и государственный, явный и скрытый, переводы частных лиц. Роль курсов валют, процентной ставки и кризисов. Вопросы: 1. Финансовые рынки и их функции
2. Какова средняя норма прибыли? Сравните нормы прибыли по основным отраслям
3. Какова оптимальная норма накопления в экономике страны? Сравните нормы накопления в
ведущих странах мира
4. Роль зарубежных инвестиций в экономике. Их позитивные и негативные последствия
5. Спекулятивный капитал как фактор дестабилизации международной экономической систе-
мы. Его роль в финансовых кризисах Тема для дискуссии: Является ли развитие финансового сектора отражением развития реального
сектора? Обязательная литература: 1. Thurow L.C. Profits / The Concise Encyclopedia of Economics. 2008.
2. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Гл. 8.
3. Кудров В.М. Мировая экономика. М.: ЮстицИнформ, 2009. Гл. 1, с. 15-16. Дополнительная литература: 1. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М, 2006,
Главы 1, 2
2. Суэтин А. О причинах современного финансового кризиса // Вопросы экономики. 2009. №1.
с. 40-51.
3. Суэтин А. Структурный расцвет финансовых рынков // Вопросы экономики, 2010. №12. С.
59-69.
4. Кругман П. Возвращение великой депрессии. М.: ЭКСМО, 2009.
5. Иванов И.Д. Россия в международном движении капитала // Мировая экономика и междуна-
родные отношения. 2009. №1. С. 3-16.
6. Григорьев Л.М., Салихов М.Р. Финансовая архитектура: экстренный ремонт // Россия в гло-
бальной политике, № 4, Том 7, 2009, C. 8-21.
|