Скачать 192.19 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии для 5-11классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по технологии под редакцией В.Д.Симоненко «Технология. 5- 11 классы» (8-е издание, с изменения, Москва «Просвещение» 2010). Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование, перечень учебно- методического и материально- технического обеспечения, планируемые результаты обучения. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». Рабочей программой предусмотрено 340 часов вV, VI ,VII классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII, IX, X, XI классах по 34часа, из расчета 1час в неделю. Главная цель изучения технологии в школе - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает: 1.Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Эти качества необходимы для деятельности в новых социально- экономических условиях, начиная от определения в продукции до ее реализации. Учащиеся должны быть способны: а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве; б) находить и использовать необходимую информацию; в) выдвигать идеи решения возникших задач (разработка конструкции и выбор технологии); г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность); д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции. 2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора. 3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения. 4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. 5. Развитие разносторонних качеств личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям. Задачи учебного предмета: В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи: - формирование политехнических знаний и экологической культуры - привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи -ознакомление с основами современного производства и сферы услуг -развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи -обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий -воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, культуры поведения -овладение основными понятиями рыночной экономики, менджмента и маркетинга Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников, учебных и учебно-методических пособий рекомендованных Министерством образования РФ: - Технология. Обслуживающий труд : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литикова и др.) ; под ред. В.Д.Симоненко, - 4-е изд., перераб. – М : Вентана-Граф, 2010 - Технология. Обслуживающий труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (Н.В.Синица, О.В.Табурчак, О.А.Кожина и др.) ; под ред. В.Д.Симоненко, - 3-е изд., перераб. – М : Вентана-Граф, 2012 - Технология : 8 класс : учебник дл учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / (Б.В.Гончаров, Е.В.Елисеева, А.А.Электов и др.); под ред В.Д.Симоненко М : Вентана – Граф, 2009. - Технология : базовый уровень : 10-11 классы : учебник дл учащихся общеобразовательных учреждений. (В.Д.Симоненко, О.П. Очинин, Н.В.Матяш.); под ред В.Д.Симоненко М : Вентана – Граф, 2011. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основным назначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, компетентности и мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности учащегося, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда. Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать задачи, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости, предприимчивости. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. В сельской школе в 5-7 классах предусмотрены уроки сельхозтруда, на которые в каждом классе выделяется по 18 часов от общего количества учебного времени.Эти уроки ведет другой учитель, поэтому в моей рабочей программе они не отражены. По учебному плану нашей школы предусмотрено раздельное проведение уроков технологии у девочек и мальчиков. В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами: - Информационные технологии - Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения. - Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов - Художественная обработка материалов - Домашняя экономика и основы предпринимательства - Производство и окружающая среда - Электротехника - Техническое творчество, основы художественного конструирования - Проект Краткое содержание курса:
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОУ БЕЛЫШЕВСКАЯ СОШ Это федеральный компонент. Обязательное изучение технологии осуществляется в объеме: В 5 классе – 50 часов В 7 классе – 50 часов В 8 классе – 34 часа В 10 классе – 34 часа В 11 классе – 34 часа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения технологии: - воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность придти на помощь, заботливость, уверенность в себе и т.п.) Метапредметные итоги обучения: - усвоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в образовательных процессах, так и в реальных жизненных ситуациях( умение принять учебную задачу, ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применить его для практического решения задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата) Предметными результатами изучения технологии являются: - доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологии, технологической стороне труда мастера, художника, - элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, -элементарный опыт творческой и проектной деятельности. -умениями ориентироваться в мире профессий -оценивать свои профессиональные интересы и склонности - составлять жизненные и профессиональные планы - овладение навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства - формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебники:
Таблицы :
Построение чертежа основы конструкции фартука
Построение конических юбок
Разработка моделей курток
Построение чертежей воротников. 14. Чертежные принадлежности: линейки, сантиметровые ленты, прямоугольники, циркуль 15.. Электроутюг. 16.Электрическая швейная машина. 17. Ножницы 18. Иголки для ручных работ 19. Электроплита. 20. Ноутбук Интернет-ресурсы
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 11 КЛАССОВ
Примерные нормы оценки практической работыОрганизация труда Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное. Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности. Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места. Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя. Приемы труда Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования). Качество изделий (работы) Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу. Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого. Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное. Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия. Норма времени (выработки) Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок. Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%. Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%. Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%. Оценка самостоятельных письменных работ. Оценка 5 ставится, если учащийся:
Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка 2 ставится, если учащийся:
Оценка 1 ставится, если учащийся:
Критерии оценивания творческих проектов 1.Оценка пояснительной записки проекта:
2.Оценка изделия.
3.Оценка защиты проекта.
Максимальное число баллов за выполнение и презентацию проектов – 50 баллов. ЛИТЕРАТУРА
|