Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 133.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.02.2014
Размер133.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Структура и содержание занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочего места. Настраивает на активную деятельность.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на активную работу.

2. Мотивация и целеполагание



Учитель проектной деятельности

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в Российскую империю конца ХIХ века, где драматично развивались события внутренней политики.

Прошло всего 3 дня после убийства Александра II, как последовало заявление Александра III, уже вошедшего в роль императора, русским послам при иностранных дворах: «Государь император посвятит себя прежде всего делу внутреннего государственного развития, тесно связанному с успехами гражданственности и вопросами экономическими…».

Опираясь на высказывание Александра III, сформулируйте тему урока.

К каким выводам вы хотите прийти, в чем желаете разобраться?

Учитель истории

Итак, тема нашего урока «Экономическое развитие России эпохи Александра III»

Уважаемые ученики! Представьте себя на минуту в роли экспертов по экономическим вопросам и попробуйте предположить основные направления экономической политики Александра III.

Обоснуйте свою позицию своей группы.


Внимательно слушают учителя.

Формулируют тему и цели урока.

Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики.


Высказывают свои предположения:

- политика протекционизма (защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции);

- совершенствование системы налогообложения;

- развитие тяжелой промышленности;

- разведка новых мест полезных ископаемых;

- активное железнодорожное строительство.




3. Изучение нового материала. Работа в группах

Учитель истории

Историк должен уметь анализировать информацию из разных источников, в т.ч. документальных.

Видеофрагмент № 1-

В чем заключались особенности российской экономики начала 90-х гг. ХIХ века?

Какими качествами должны были обладать чиновники, игравшие роль министра финансов?

Учитель Проектной деятельности

Оказавшись на столь важном посту, они решали очень сложные задачи, стоявшие перед нашим государством.
С их деятельностью мы с вами сейчас и познакомимся в группах (распределение ролей: спикер, секретарь, хранитель времени), работая с учебником как источником информации:

1-я группа находит положительные моменты в деятельности министра финансов Бунге Н.Х.(217-218)

2-я группа- отрицательные стороны экономической политики Бунге.(217-218)


3-я группа рассматривает практическую деятельность министра финансов Вышнеградского И.А. и ищет прогрессивные моменты(с.218)

4-я группа анализирует негативные моменты политики Вышнеградского(с.218)


Учитель истории

Александру III досталось сложное финансовое наследство.

«На 1 января 1881 года общая сумма

государственного долга

составила 6 млрд. рублей;

ценность рубля упала почти на 50%».

Какова была роль министра финансов в решении данной проблемы?

Объясните свою позицию.


Учитель истории

В начале 90-х гг. ХIХ века после нескольких лет относительного затишья начался новый, еще больший подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2.7 тыс. км. в год.

12 февраля 1891 г. члены Кабинета министров единодушно высказались за строительство железной дороги через всю Сибирь - Транссиба. Первый камень великого Сибирского рельсового пути был заложен 19 мая 1891 г. во Владивостоке. Возводить магистраль было решено в 3 очереди и завершить в течение 10 лет. Предварительная стоимость проекта определялась в 350 млн. рублей золотом или 44 тыс. руб. за версту.

Назовите трудности, с которыми столкнулись строители Транссиба?

Какова была роль Транссиба для развития Российской империи?(в этом задании опирайтесь на ваши географические знания).
Учитель проектной деятельности

Во многом позитивные сдвиги в развитии железнодорожного транспорта эпохи Александра III связаны с деятельностью С.Ю. Витте. Несмотря на то, что его служба в ведомстве путей сообщения была непродолжительной, ему удалось утвердить инспекцию железных дорог, на которую возлагалось наблюдение за исправным состоянием железных дорог, точным исполнением управлениями железных дорог инструкций и правил.

В 1888 г. произошло крушение императорского поезда, в котором пострадала семья правящего монарха.

Предположите причины крушения поезда?
Известно, что катастрофу можно было предотвратить. Об этом писал в рапорте на имя министра путей сообщений К.Н. Посьета управляющий Юго-Западными железными дорогами С. Ю. Витте. Предположите, о чем мог сообщить С.Ю.Витте и какова была его позиция? Почему не внял его советам К.Н. Посьет?


Учитель истории

В эпоху Александра III менялась промышленная география страны. К старым промышленным регионам - Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уралу- прибавились новые.

Откройте атлас на с. 34 и выполните ряд заданий:

Назовите новые отрасли промышленности и регионы, их представлявшие.

Какие факторы обеспечили им стабильный рост?

Почему в угольной и горнодобывающей промышленности Урал стал терять свои позиции?

Учитель проектной деятельности

В роли эксперта по данной проблеме сегодня на уроке выступит известный ведущий и журналист Леонид Парфенов(видеофрагмент № 2)

Сверяют свои выводы со взглядами Л.Парфенова: «Новым центром нефтедобычи становится Баку. Урал стал терять позиции в добыче угля(старая техника) и проиграл в конкуренции Донбассу. Указанные регионы интенсивно развивались за счет привлечения иностранного капитала».

Учитель проектной деятельности

Если тяжелая промышленность пользовалась поддержкой государства, то другая отрасль экономики была этого лишена. Вашему вниманию предлагается следующее задание. Перед вами картина И.И.Шишкина «Рожь». Почему для иллюстрации экономической политики выбрана именно эта картина?

Какие выводы можно сделать об экономике России

80-90-хх годов ХIХ века, глядя на картину художника?

Предположите, почему художник назвал картину именно так?

Что тормозило развитие сельского хозяйства?
Учитель проектной деятельности

В 1891-1892 гг. Россия в условиях серьезных погодных неурядиц пережила страшный голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек. Тем кощунственнее выглядит позиция министра финансов Вышнеградского: «Сами не будем есть,

но будем вывозить»

(весна 1891 г.)

Попробуйте объяснить его позицию.


Учитель истории

В губерниях Европейской России число дворянских

имений сократилось с 123,6 тысяч в 1861 г до 101,9 тысяч в 1892 году.

Куда исчезли 21,7 тысяч имений, и о чем говорят эти цифры? Поможет вам выполнить это задание отрывок из «Вишневого сада» А.П.Чехова.(cм. Приложение)


На основе видеофрагмента ученики делают следующие выводы: при сыне Александра II завершается промышленный переворот, отмечают бурные темпы экономического роста и особенности российского бюджета, который был с профицитом.

Александр III, как глава огромного государства-империи, на роль министров финансов назначал профессионалов своего дела и смелых реформаторов. Они должны были обладать такими качествами как настойчивость, честность, профессионализм и др.

«+» Бунге: снижение выкупных платежей для крестьян, постепенная отмена подушной подати, экономия бюджета за счет сокращения армии, политика протекционизма.

«-» Бунге: установление многочисленных косвенных налогов, повышение таможенных пошлин.

«+» Вышнеградского: повышение покупательской способности рубля, политика протекционизма

«-» Вышнеградского: увеличение пошлин на продукцию машиностроения негативно сказывалось на прогрессивных дворянах.

Высказывают свои предположения. Работы производились вручную, основными орудиями труда были топоры, пилы, лопаты, ломы; таежный массив, горы, реки и озера, паводки и наводнения

С нее началось экономическое возрождение Сибири, оживились связи с Европейской Россией.

Предлагают варианты ответа.

Витте выступал за ограничение скоростного режима поезда на участке Юго-Западных железных дорог.

Посьет, занимая такую высокую должность, министр путей сообщения, заявил, что никто не имеет права ограничивать скорость поезда монарха.

.

Высказывают свои предположения. Отрасли: химическая, машиностроение, нефтяная. Совершенствуется горнодобывающая. Регионы - Баку, Донбасс. Стабильный рост им обеспечивала новая техника и иностранный капитал. Урал терял свои позиции, т.к. там была отсталая техника и низкая производительность труда.

Высказывают свои предположения. Россия - аграрная страна, где преобладало сельское хозяйство. Картину художник назвал именно так, потому что более трети пахотных земель России находилось под посевами ржи.

Проблемами сельского хозяйства были неурожайность в определенные годы, высокое налогообложение крестьянства, отсталые орудия труда и др.

Высказывают свои предположения. Россия нуждалась в валюте, золоте для продолжения дальнейших экономических реформ

Высказывают свои предположения. Владельцы имений разорились, так и не приспособившись к новым экономическим реалиям, а их земли перешли в руки предпринимателей и крестьян



4. Закрепление

Диалог двух учителей

Каждый правитель нашего государства ХIХ века имел прозвище, отражавшее определенные черты характера или особенности его внутренней и внешней политики. В завершении урока вам предлагается отгадать кроссворд, в результате чего вы узнаете прозвище императора Александра III.


В группах работают с кроссвордом и отгадывают ключевое слово-МИРОТВОРЕЦ.

5. Домашнее задание.

Разноуровневое домашнее задание:

прочитать параграф учебника 31 (с.216-221)-вопросы 1,4,5(устно);

сравните экономические программы Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградского и С.Ю.Витте. Какие пути подъема национальной экономики предлагал каждый из них;

сравните экономическую политику Александра II и Александра III.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Приложение
«Вишневый сад» А.П.Чехова

«Боже мой, господи, вишневый сад мой! Я купил имение, где дед и отец были

рабами…(примечание: имение принадлежало помещице Раневской Любови Андреевне),

Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин (примечание: купец) хватит

топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач,

и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь!».



  1. Деятельность министров финансов

Министр финансов

Положительные моменты

Отрицательные моменты

1. Бунге Н.Х.(1881-1886)






2. Вышнеградский И.А.(1887-1892).









  1. Таблица «Экономическое развитие в эпоху Александра III»

Сферы экономики

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Промышленность







Сельское хозяйство









  1. Деятельность министров финансов

Министр финансов

Положительные моменты

Отрицательные моменты

1. Бунге Н.Х.(1881-1886)

снижение выкупных платежей для крестьян, постепенная отмена подушной подати, экономия бюджета за счет сокращения армии, политика протекционизма.


установление многочисленных косвенных налогов, повышение таможенных пошлин.


2. Вышнеградский И.А.(1887-1892).

повышение покупательской способности рубля, политика протекционизма

увеличение пошлин на продукцию машиностроения негативно сказывалось на прогрессивных дворянах, покупавших западную технику.





  1. Таблица «Экономическое развитие в эпоху Александра III»

Сферы экономики

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Промышленность

Высокие темпы ряда отраслей, особенно тяжелой промышленности, бурный рост железнодорожного строительства, появление новых отраслей промышленности(нефтедобыча, машиностроение и др.).

Отставание отраслей легкой промышленности, сосредоточение на крупных предприятиях больших масс рабочих (вчерашних крестьян) низкой квалификации.

Сельское хозяйство

Устойчивые позиции на мировом аграрном рынке благодаря вывозу зерна и другой продукции. Некоторые помещики и разбогатевшие крестьяне использовали наемный труд и прогрессивную технику.

Низкие темпы роста, обнищание основной массы крестьянства, которое было плохим потребителем промышленной продукции. Очень высокий уровень налогообложения крестьян. Высокие пошлины на ввоз сельскохозяйственной техники из-за рубежа.


Кроссворд по теме

«Экономическое развитие России эпохи Александра III»

  1. Государственная структура, на которой экономился бюджет страны

  2. Тип предприятия, характерный для России этого периода

  3. Тип предприятия, характерный для первой трети XIX века

  4. Сельскохозяйственная культура, преобладающая в незерновых регионах России

  5. Железная дорога, строительство которой было начато в 1891 году (сокр.)

  6. Один из министров финансов при Александре III

  7. Промышленный регион Российской империи (сокр.)

  8. Транспортное средство железных дорог

  9. Полезное ископаемое, добываемое в Баку

  10. Вид бюджета Российской империи при Александре III


Ответы:

1.армия

2.фабрика

3.мануфактура

4.рожь

5.Транссиб

6.Витте

7.Донбасс

8.паровоз

9.нефть

10.профицит

Ключевое слово-Миротворец
Александр Шибанов, учитель истории и обществознания,

Галина Русских, учитель проектной деятельности,

гимназия №2, город Кирово-Чепецк, Кировская область

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск