№ и тема урока, основные вопросы
| Требования к знаниям и умениям
| Рекомендации по проведению урока
| Основные понятия темы
| Формы контроля
|
7 класс
|
1 тема. Введение в экономику региона (1 час)
|
Вводный урок.
Экономика как система хозяйственной жизни. Экономика как наука. Место экономики региона в национальной экономике
| Учащиеся должны: знать понятие экономики как хозяйственной деятельности и как науки; роль и место экономики Вологодской области в экономике России
| Урок построен в виде беседы с элементами дискуссии: «какой вопрос пытается решить экономика, изучая потребности людей и возможности их удовлетворения в регионе»?
| Экономика как хозяйственная деятельность, экономика как наука, экономика региона, потребности
| Устный опрос
|
2 тема. Экономические блага и факторы производства (3 часа)
|
1.факторы производства региона.
Экономические блага. Понятие экономических ресурсов. Факторы производства и их виды. Факторные доходы
| Знать понятие: «экономические ресурсы» и «факторы производства», виды факторов производства
| Урока построен в форме игры «Ограниченность ресурсов, кругооборот ресурсов и доходов»
| Экономические блага. Экономические ресурсы. Факторы производства. Факторные доходы.
| Устный опрос
|
Проблемы ограниченности выбора.
Понятие ограниченности. Проблема выбора.
|
| Урок комбинированный: опрос (устный или письменный), дискуссия «в каком случае можно заменить один ресурс другим: например, труд капиталом»
| Ограниченность ресурсов. Выбор.
| Устный или письменный опрос. тест
|
Собственность: сущность и формы.
Что такое собственность. Субъекты и объекты собственности в регионе. Формы собственности в экономике региона: общая, частная, семейная. Права собственности: владение, пользование, распоряжение
| Знать сущность категории собственности, основные формы собственности, права собственности;
Уметь определять объекты и субъекты в регионе собственности
| Урок комбинированный в форме практикума «кому что принадлежит» (на примере Вологодской области)
| Собственность, субъекты, объекты собственности. Форы собственности. Право пользования, владения, распоряжения.
| Сообщения «формы собственности в регионе»
|
3 тема. Производство (6 часов)
|
Сущность производства.
Основные вопросы экономики. Основные сферы производства в регионе.
| Знать основные вопросы экономики (что? Как? Для кого?)
Отраслевую структуру производства в регионе; - уметь выявлять, на предприятии какой отрасли региона производятся определенные товары и услуги
| Урок в форме беседы или заочной экскурсии
| Производство. Сферы производства, отрасли экономики, основные вопросы экономики. Цель производства.
| Творческое задание: «какие товары и услуги производятся в город, регионе, области». Устный опрос.
|
Производительность труда. Сущность производительности труда. Показатели производительности труда
| Уметь: рассчитывать основной показатель производительности труда
| Практическое занятие по решению задач
| Производительность труда
| Решение задач
|
Разделения и специализация труда. Роль разделения и специализации труда в рамках экономики.
| Знать: понятия разделения и специализации труда, специализация региона; последствия разделения и специализации труда, их роль в повышении эффективности производства
| Урок комбинированный в форме беседы и игры «разделение и специализация труда»
| Специализация труда. Разделение труда. Специализация региона.
| Устный или письменный опрос
|
Специализация региона.
| Знать: понятия разделения и специализации труда, специализация региона; последствия разделения и специализации труда, их роль в повышении эффективности производства
| Урок в форме экскурсии на предприятие или заочной экскурсии
| Специализация труда. Разделение труда. Специализация региона
| Устный или письменный опрос
|
Кооперация.
Понятие кооперации. Взаимосвязь разделения, специализации и кооперации труда. Кооперация труда работников, предприятий и отраслей региона. Экономические связи между предприятиями Вологодской области и других регионов в рамках кооперирования производства и специализации
| Знать: понятие кооперации труда и предприятий
| Комбинированный урок: беседа
| Кооперация труда, кооперация предприятий, отраслей, межрегиональных связей
| Тест
|
Контрольный урок по теме: «производство»
| Должны: уметь различать понятия: разделение, специализация, кооперация труда и предприятий, а также анализировать их взаимосвязь
| Контрольная работа по теме «производство»
|
| Контрольная работа
|
4 тема. Обмен, товар, деньги (6 часов)
|
Обмен. Стадии производственного процесса. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона
| Должны: знать стадии воспроизводственного процесса, их единство, роль обмена;
Уметь: характеризовать каждую стадию вопроизводственного процесса, их единство и взаимосвязь, приводить примеры форм обмена в экономике Вологодской области, в повседневной жизни
| Комбинированный урок: эвристическая беседа, практикум «обмен»
| Воспроизводство, стадии воспроизводственного процесса, производство, распределение, обмен, потребление, бартер
| Устный и письменный опрос
|
2. Натуральное и товарное хозяйство.
Причины перехода от одного типа хозяйства к другому. Их общие черты и различия
| Знать: церты и основные отличия натурального и товарного хозяйства, уметь: характеризовать натуральное и товарнео хозяй1ство, приводить конкретные примеры из совственного опыта и хозяйства региона
| Интегрированный урок по экономике
| Натуралльное и товарное хозяйство
| Составление и анализ таблицы. Устный и письменный опрос
|
3. Товар. Свойства товара. Потребительская стоимость (полезность). Меновая стоимость. Цена. Отличия товара от блага
| Знать: категорию «товар», его свойства. Уметь: определять отличия товара и блага
| Урок в форме беседы или дискуссии
| Товар, потребительская стоимость (полезность), меновая стоимость, цена
| Тест
|
Деньги. Причины появления и история развития денег. Формы денег. Свойства денег.
| Знать: определение денег, их свойства, роль в экономике, уметь: объяснять причины их появления
| Комбинированный урок.
| Деньги, свойства денег
| Сообщение «возникновение денег», «современные формы денег», устный и письменный опрос
|
Функции денег.
Эмиссия денег. Покупательная способность денег.
| Уметь: объяснять сущность, функции, роль денег в экономике региона
| Урок в форме беседы
| Функции денег. Средство обмена, средство сбережения, мера стоимости, средство платежа. Эмиссия денег
| устный и письменный опрос
|
Торговля. Виды торговли. Роль торговли в развитии экономики региона
Повторительно – обобщающий урок по теме «введение в экономику региона» (1 час)
Обобщающий урок по изученным темам
|
| Комбинированная игра: беседа и игра «торговля»
Форма урока: викторина, игра, тест
| Торговля, розничная и оптовая торговля, продавец ,покупатель
| Творческое задание «характеристики форм торговли региона»
|
8 класс
|
1.тема. Региональный рынок (4 часа)
|
Рыночная экономика. Типы экономических систем
| Должны: знать основные типы экономических систем, черты рыночной экономики
| Урок построен в форме беседы
| Типы экономических систем. Рыночная экономика
| Опрос
|
Понятие рынка. Общая характеристика и функции рынка. Структура рынка региона.
| Должны: знать понятие рынка, его функции и виды, субъекты рыночной экономики, уметь: определять достоинства и недостатки рынка
| Урок построен в форме лекции и беседы
| Рынок, субъекты рынка, структура регионального рынка, функции рынка, виды рынков
| Тест
|
Типы рыночных структур. Конкуренция. Виды конкуренции в экономике Вологодской области.
| Знать основные виды Конкуренции; уметь в группах
называть отрасли (анализ статей
периодики)
| Урок построен в форме лекции и в форме работы по группам (анализ статей периодической печати региональных и местных СМИ)
| Конкуренция. Виды конкуренции
| Опрос, самостоятельная работа
|
Монополия.
Предприятия – монополисты Вологодской области. Антимонопольная политика в регионе
| Знать сущность монополии, уметь объяснять причину проведения антимонопольной политики на государственном и региональном уровне
| Урок построен в виде дискуссии «монополия - зло или благо» и обсуждение подготовленных сообщений на тему: «»предприятия - монополисты в Вологодской области. Викторина.
| Монополия. Антимонопольная политика
| Сообщения, опрос
|
2 тема. Потребительское поведение и факторы, его определяющие (3 часа)
|
Спрос. Закон спроса. Структура спроса на потребительских рынках Вологодской области. Факторы, влияющие на спрос.
| Знать: понятия спроса и закона спроса, факторы, влияющие на него, уметь: строить кривую спроса
| Урок в форме практической работы
| Спрос, закон спроса, неценовые факторы
| Решение задач
|
Предложение, факторы, его определяющие. Закон предложения. Структура предложения на потребительских рынках Вологодской области.
| Знать: понятия предложения и закона предложения, факторы, влияющие на него, уметь: строить кривую предложения
| Урок в форме практической работы
| Предложение, закон предложения, неценовые факторы
| Решение задач
|
Рыночное равновесие. Рыночная цена. Излишки, дефицит. Процесс ценообразования на потребительских рынках региона
| Должны: знать понятие рыночного равновесия, равновесной цены, уметь: объяснять рыночное равновесие и отклонения от него
| Урок комбинированный в форме практической работы. Контрольная работа по теме: «спрос, предложение и рыночное равновесие»
| Рыночное равновесие, равновесная цена, излишки, дефицит
| Контрольная работа по теме: «спрос, предложение и рыночное равновесие»
|
3 тема. Рынок труда (3 часа)
|
Понятие рынка труда. Субъекты спроса и предложения на рынке труда Вологодской области. Характеристика спроса и предложения на региональном рынке труда
| Должны знать понятия рынка труда, определять: современные тенденции в развитии регионального рынка труда, уметь: анализировать объявления о приеме на работу выявлять требования о приеме на работу
| Урок в форме беседы и практикума: «Читаем объявления о приеме на работу» (материалы периодической печати и интернет -ресурсов). «Как подготовиться к собеседованию о приеме на работу»?
| Рынок труда, субъекты спроса и предложения на рынке труда
| Опрос. Творческая работа: «исследование рынка труда в своем населенном пункте»
|
Заработная плата. Факторы, определяющие размер заработной платы. Виды заработной платы. Динамика заработной платы в различных отраслях региональной экономики
| Знать: сущность зарплаты, причины различий в уровне заработной платы, факторы, влияющие5 на него; виды заработной платы. Уметь: анализировать факторы, влияющие на величину заработной платы в регионе
| Урок построен в форме лекции и практического занятия
| Заработная плата, виды и формы заработной платы, минимальная заработная плата
| Анализ величины средней заработной платы в различных сферах и отраслях региональной экономики
|
Безработица. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия безработицы в регионе. Государственная политика занятости населения и ее особенности в Вологодской области
| Должны знать: понятие безработицы, ее виды, причины и последствия, уметь: анализировать ситуацию, складывающуюся на отраслевых рынках труда в Вологодской области с использованием официальной статистической информации
| Урок построен в форме лекции и дискуссии «Критерии определения людей, относящихся к категории занятых и безработных»
| Безработица, виды безработицы
| Тест
|
4 тема. Бюджет семьи (3 часа)
|
Бюджет семьи, его доходы и расходы. Взаимосвязь благосостояния семьи и размеров семейного бюджета
| Знать: сущность бюджета семьи, основные источники дохода семьи, направления расходования денежных средств домашними хозяйствами.
| Урок построен в форме беседы
| Бюджет семьи, доходы и расходы бюджета
| Опрос
|
Потребление и сбережения семьи. Основные направления потребительских расходов семьи
| Знать: значение сбережений для экономики семьи и возможные пути их осуществления, уметь: рассчитывать бюджет семьи, определять возможные источники пополнения семейного бюджета
| Урок построен в форме практической работы «анализ и планирование семейного бюджета »
| Потребление и сбережение
| Практическая работа
|
Уровень жизни и факторы, его определяющие. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Социальная защита слоев населения в Вологодской области
| Должны: знать понятие уровня жизни, стоимости жизни, потребительской корзины, прожиточного минимума
| Урок построен в форме практикума «»Расчет прожиточного минимума
| Уровень жизни, потребительская корзина, прожиточный минимум
| Конспект учебника и подбор статистических данных по уровню мжизни в Вологодской области по материалам периодической печати
|
5 тема. Инфляция (3 часа)
|
Понятие инфляции. причины инфляции
| Знать: сущность инфляции, какие факторы вызывают инфляцию
| Урок построен в форме лекции
| Инфляция, причины инфляции
| Опрос
|
Виды инфляции. Уровень инфляции
| Должны знать: виды инфляции
| Комбинированный урок в форме беседы и практикума
| Виды инфляции. Уровень инфляции
| Решение задач, тесты
|
Экономические и социальные последствия инфляции в регионе. Экономические последствия инфляции. Социальные последствия инфляции в регионе
| Знать: последствия инфляции
| Урок построен в форме беседы с элементами дискуссии
| Последствия инфляции
| Тесты
|
Повторительно – обобщающий урок по теме: «региональный рынок» (1 час)
|
| Форма урока: викторина, игра, тест
|
|
|
9 класс
|
Сущность рынка капитала
| Знать: понятие рынка капитала
| Урок в форме лекции с элементами беседы на тему «каким образом фирмы находят необходимые финансовые средства для организации дела»:
| Рынок капитала
| Устный или письменный опрос
|
Спрос и предложение на рынке капитала Вологодской области. Процентная ставка
| Знать: понятия спроса и предложения на рынке капитала Вологодской области, процентная ставка
| Урок в форме лекции и практического занятия
| Процентная ставка
| Тест
|
Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала
| Должны знать понятие инвестиции, уметь: определять современные тенденции в развитии регионального рынка капитала
| Урок в форме лекции
| Инвестиции
| Опрос
|
2 тема. Банковская система региона (3 часа)
|
Банковская система. Роль банков в экономике Вологодской области
| Должны уметь определять роль банков в экономике региона
| Урок комбинированный «Развитие банков Вологодского региона»
| Банк
| Доклады «история банковского дела в России», «история банковского дела в регионе»
|
Виды банков. Виды банков и их функции
| Знать понятие банка, уметь: различать функции коммерческого и центрального банков
| Урок в форме беседы
| Центральный банк, коммерческие банки, функции банков, банковские услуги
| Опрос
|
Кредит, его роль в экономике региона. Сущность кредита. Принципы кредитования. Функции кредита. Виды кредита, используемые в экономике региона
| Должны знать: сущность и виды кредита, уметь рассчитывать проценты по кредиту
| Урок построен в форме лекции
| Кредит, коммерческий и банковский кредит, ипотечный, потребительский, государственный кредиты, краткосрочный и долгосрочный кредиты, залог
| Конспект учебника
|
3 тема. Налоги (2 часа)
|
Налоги. Сущность налогов, виды налогов. Ставки налогов
| Должны знать понятие налогов, что такое прямые и косвенные налоги, уметь рассчитывать налог на доходы физических лиц
| Урок в форме лекции с элементами беседы на тему «как увеличить налоговые поступления»?
| Функции налогов
| Устный или письменный опрос
|
Принципы налогообложения. Функции налогов в экономике региона
| Должны знать функции налогов
| Урок в форме лекции с элементами беседы на тему «как увеличить налоговые поступления»?
| Функции налогов
| Устный или письменный опрос
|
4 тема. Бюджет региона (3 часа)
|
Роль и место бюджета в экономике региона. Понятие бюджета. Источники доходной части бюджета. Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона
| Знать: источники формирования доходов регионального бюджета, направления расходования средств бюджета, роль бюджета в в экономике региона
| Урок построен в виде практической работы «Анализ статистических материалов по бюджету региона» (на материалах периодической печати)
| Бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, виды бюджетов
| Устный или письменный опрос
|
Состояние бюджета. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Причины возникновения и источники покрытия дефицита регионального бюджета
| Знать: понятие дефицита и профицита государственного бюджета, пути решения проблемы бюджетного дефицита, уметь определять несбалансированность и сбалансированность бюджета
| Урок комбинированный, сочетающий лекцию и беседу
| Бюджетный профицит и дефицит
| Опрос
|
Контрольный урок по теме: «бюджет региона»
|
| Контрольная работа п теме «бюджет региона»
|
| Контрольная работа «Налоги. Бюджет региона»
|
5 тема. Развитие предпринимательства в регионе (2 часа)
|
Понятие предпринимательства. Общая характеристика и функции предпринимательства
| Должны знать понятие предпринимательства, его функции, уметь определять мотивы деятельности предпринимателя и роль предпринимательства в экономике региона
| Урок комбинированный в форме лекции и беседы
| Предпринимательство
| Тест
|
Виды и формы предпринимательской деятельности в регионе. Виды предпринимательской деятельности. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности в экономике региона. Развитие малого и среднего бизнеса в Вологодской области
| Знать: основные виды предпринимательства, уметь: различать формы предпринимательства по их основным признакам, ситуативно выбирать форму организации бизнеса
| Урок комбинированный в форме лекции и практической работы: использование примеров из окружающей жизни с целью определения формы бизнеса
| Малый, средний бизнес, виды и формы предпринимательской деятельности
| Опрос, самостоятельная работа
|
тема. Фирма. Издержки и доходы (3 часа)
|
Сущность фирмы. Основные цели задачи фирмы в региональной экономике
| Знать: сущность фирмы, уметь: объяснять цели и задачи деятельности фирм
| Урок построен в Форме лекции с элементами дискуссии. Учащиеся должны привести конкретные примеры фирм
| Фирмы, предприятия, организация
| Подготовка сообщений, опрос
|
Издержки. Виды издержек фирм. Постоянные, переменные и общие издержки
| Знать: различные виды издержек
| Урок комбинированный
| Издержки, виды издержек
| Самостоятельная работа, тест
|
Прибыль предприятия. Прибыль. Значение и распределение прибыли
| Знать: виды прибыли, уметь различать выручку и прибыль
| Урок комбинированный в форме лекции с элементами беседы. Практическая работа
| Прибыль, выручка
| Устный или письменный опрос
|
Повторительно – обобщающий урок на тему «экономика региона»
| Форма проведения урока: зачет
|
|
|
|