Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 180.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.03.2014
Размер180.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НЕФЕДОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Вологодского муниципального района Вологодской области

Принята на педагогическом совете

школы (протокол № 1 от 18.08.13)


Утверждена приказом директора

школы № 141 от 03.09.2013



Рабочая программа

По экономике Вологодской области

для 7- 9 классов

Учитель:

Усикова В. Л.

Д. Нефедово

2013/2014 учебный год

Рабочая программа курса «Экономика региона» разработана на основе регионального образовательного стандарта «Экономика региона». Реализуя основные задачи российского образования, направленного на успешную социальную адаптацию личности в новых рыночных отношениях, предполагается усиление внимания к процессам, происходящим в экономике региона в том числе изменение содержания экономического образования в

школе. Для обеспечения гарантий реализации и повышения качества экономического образования вводится региональный компонент стандарта общего экономического образования.

Курс «Экономика региона» изучается в 7, 8,9 классах (по 17 часов) образовательной школы в объеме 51 час и является составной частью школьного экономического образования.

Актуальность изучения данного учебного предмета заключается в том, что знакомство с экономическими процессами, происходящими в стране, начинается для учащихся с осознания проблем и особенностей функционирования семьи, района, города, региона, т.е. с той среды, которая их окружает, поэтому основные экономические понятия и категории

вводятся через познание экономики региона.

Цель предмета: формирование у школьников основ экономической культуры и системных знаний об экономике региона

Задачи курса:

 Овладение основами экономических знаний о хозяйственной деятельности людей, их потребностях и способах удовлетворения;

 Формирование представления об экономике Вологодской области, об особенностях региона и перспективах развития;

 Раскрытие основных тенденций экономических процессов в регионе, его места и роли в общероссийском экономическом пространстве;

 Развитие основ самообразования учащихся и подготовка их к будущему

профессиональному образованию через формирование общеобразовательных

умений и навыков.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса «Экономика региона» на базовом уровне выпускник должен:

знать/понимать:

 Место экономики региона в экономике страны и мира;

 Факторы производства региона;

 Основные сферы производства в регионе;

 Сущность и роль обмена в развитии экономики области;

 Формы и функции денег, роль торговли;

 Роль конкуренции и монополии на региональном рынке;

 Организацию рынка труда;

 Виды и роль кредитов;

 Роль банковской системы;

 Основные виды налогов;

 Роль регионального и местных бюджетов;

 Организационно - правовые формы предпринимательства.

Уметь:

 Использовать и анализировать источники информации для анализа экономической

ситуации в регионе;

 Объяснять причины инфляционных процессов;

 Планировать семейный бюджет;

 Описывать действия рыночного механизма;

 Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

Тематическое планирование курса (51 час)

и тема урока, основные вопросы

Требования к знаниям и умениям

Рекомендации по проведению урока

Основные понятия темы

Формы контроля


7 класс

1 тема. Введение в экономику региона (1 час)

  1. Вводный урок.

Экономика как система хозяйственной жизни. Экономика как наука. Место экономики региона в национальной экономике

Учащиеся должны: знать понятие экономики как хозяйственной деятельности и как науки; роль и место экономики Вологодской области в экономике России


Урок построен в виде беседы с элементами дискуссии: «какой вопрос пытается решить экономика, изучая потребности людей и возможности их удовлетворения в регионе»?

Экономика как хозяйственная деятельность, экономика как наука, экономика региона, потребности

Устный опрос

2 тема. Экономические блага и факторы производства (3 часа)

1.факторы производства региона.

Экономические блага. Понятие экономических ресурсов. Факторы производства и их виды. Факторные доходы

Знать понятие: «экономические ресурсы» и «факторы производства», виды факторов производства

Урока построен в форме игры «Ограниченность ресурсов, кругооборот ресурсов и доходов»

Экономические блага. Экономические ресурсы. Факторы производства. Факторные доходы.

Устный опрос

  1. Проблемы ограниченности выбора.

Понятие ограниченности. Проблема выбора.




Урок комбинированный: опрос (устный или письменный), дискуссия «в каком случае можно заменить один ресурс другим: например, труд капиталом»

Ограниченность ресурсов. Выбор.

Устный или письменный опрос. тест

  1. Собственность: сущность и формы.

Что такое собственность. Субъекты и объекты собственности в регионе. Формы собственности в экономике региона: общая, частная, семейная. Права собственности: владение, пользование, распоряжение

Знать сущность категории собственности, основные формы собственности, права собственности;

Уметь определять объекты и субъекты в регионе собственности

Урок комбинированный в форме практикума «кому что принадлежит» (на примере Вологодской области)

Собственность, субъекты, объекты собственности. Форы собственности. Право пользования, владения, распоряжения.

Сообщения «формы собственности в регионе»

3 тема. Производство (6 часов)

  1. Сущность производства.

Основные вопросы экономики. Основные сферы производства в регионе.

Знать основные вопросы экономики (что? Как? Для кого?)

Отраслевую структуру производства в регионе; - уметь выявлять, на предприятии какой отрасли региона производятся определенные товары и услуги

Урок в форме беседы или заочной экскурсии

Производство. Сферы производства, отрасли экономики, основные вопросы экономики. Цель производства.

Творческое задание: «какие товары и услуги производятся в город, регионе, области». Устный опрос.

  1. Производительность труда. Сущность производительности труда. Показатели производительности труда

Уметь: рассчитывать основной показатель производительности труда

Практическое занятие по решению задач

Производительность труда

Решение задач

  1. Разделения и специализация труда. Роль разделения и специализации труда в рамках экономики.

Знать: понятия разделения и специализации труда, специализация региона; последствия разделения и специализации труда, их роль в повышении эффективности производства

Урок комбинированный в форме беседы и игры «разделение и специализация труда»

Специализация труда. Разделение труда. Специализация региона.

Устный или письменный опрос

  1. Специализация региона.

Знать: понятия разделения и специализации труда, специализация региона; последствия разделения и специализации труда, их роль в повышении эффективности производства

Урок в форме экскурсии на предприятие или заочной экскурсии

Специализация труда. Разделение труда. Специализация региона

Устный или письменный опрос

  1. Кооперация.

Понятие кооперации. Взаимосвязь разделения, специализации и кооперации труда. Кооперация труда работников, предприятий и отраслей региона. Экономические связи между предприятиями Вологодской области и других регионов в рамках кооперирования производства и специализации

Знать: понятие кооперации труда и предприятий

Комбинированный урок: беседа

Кооперация труда, кооперация предприятий, отраслей, межрегиональных связей

Тест

  1. Контрольный урок по теме: «производство»

Должны: уметь различать понятия: разделение, специализация, кооперация труда и предприятий, а также анализировать их взаимосвязь

Контрольная работа по теме «производство»




Контрольная работа

4 тема. Обмен, товар, деньги (6 часов)

  1. Обмен. Стадии производственного процесса. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона

Должны: знать стадии воспроизводственного процесса, их единство, роль обмена;

Уметь: характеризовать каждую стадию вопроизводственного процесса, их единство и взаимосвязь, приводить примеры форм обмена в экономике Вологодской области, в повседневной жизни

Комбинированный урок: эвристическая беседа, практикум «обмен»

Воспроизводство, стадии воспроизводственного процесса, производство, распределение, обмен, потребление, бартер

Устный и письменный опрос

2. Натуральное и товарное хозяйство.

Причины перехода от одного типа хозяйства к другому. Их общие черты и различия

Знать: церты и основные отличия натурального и товарного хозяйства, уметь: характеризовать натуральное и товарнео хозяй1ство, приводить конкретные примеры из совственного опыта и хозяйства региона

Интегрированный урок по экономике

Натуралльное и товарное хозяйство

Составление и анализ таблицы. Устный и письменный опрос

3. Товар. Свойства товара. Потребительская стоимость (полезность). Меновая стоимость. Цена. Отличия товара от блага

Знать: категорию «товар», его свойства. Уметь: определять отличия товара и блага

Урок в форме беседы или дискуссии

Товар, потребительская стоимость (полезность), меновая стоимость, цена

Тест

  1. Деньги. Причины появления и история развития денег. Формы денег. Свойства денег.

Знать: определение денег, их свойства, роль в экономике, уметь: объяснять причины их появления

Комбинированный урок.

Деньги, свойства денег

Сообщение «возникновение денег», «современные формы денег», устный и письменный опрос

  1. Функции денег.

Эмиссия денег. Покупательная способность денег.

Уметь: объяснять сущность, функции, роль денег в экономике региона

Урок в форме беседы

Функции денег. Средство обмена, средство сбережения, мера стоимости, средство платежа. Эмиссия денег

устный и письменный опрос

  1. Торговля. Виды торговли. Роль торговли в развитии экономики региона

Повторительно – обобщающий урок по теме «введение в экономику региона» (1 час)

Обобщающий урок по изученным темам



Комбинированная игра: беседа и игра «торговля»

Форма урока: викторина, игра, тест

Торговля, розничная и оптовая торговля, продавец ,покупатель

Творческое задание «характеристики форм торговли региона»

8 класс

1.тема. Региональный рынок (4 часа)

  1. Рыночная экономика. Типы экономических систем

Должны: знать основные типы экономических систем, черты рыночной экономики

Урок построен в форме беседы

Типы экономических систем. Рыночная экономика

Опрос

  1. Понятие рынка. Общая характеристика и функции рынка. Структура рынка региона.

Должны: знать понятие рынка, его функции и виды, субъекты рыночной экономики, уметь: определять достоинства и недостатки рынка

Урок построен в форме лекции и беседы

Рынок, субъекты рынка, структура регионального рынка, функции рынка, виды рынков

Тест

  1. Типы рыночных структур. Конкуренция. Виды конкуренции в экономике Вологодской области.

Знать основные виды Конкуренции; уметь в группах

называть отрасли (анализ статей

периодики)


Урок построен в форме лекции и в форме работы по группам (анализ статей периодической печати региональных и местных СМИ)

Конкуренция. Виды конкуренции

Опрос, самостоятельная работа

  1. Монополия.

Предприятия – монополисты Вологодской области. Антимонопольная политика в регионе

Знать сущность монополии, уметь объяснять причину проведения антимонопольной политики на государственном и региональном уровне

Урок построен в виде дискуссии «монополия - зло или благо» и обсуждение подготовленных сообщений на тему: «»предприятия - монополисты в Вологодской области. Викторина.

Монополия. Антимонопольная политика

Сообщения, опрос

2 тема. Потребительское поведение и факторы, его определяющие (3 часа)


  1. Спрос. Закон спроса. Структура спроса на потребительских рынках Вологодской области. Факторы, влияющие на спрос.

Знать: понятия спроса и закона спроса, факторы, влияющие на него, уметь: строить кривую спроса

Урок в форме практической работы

Спрос, закон спроса, неценовые факторы

Решение задач

  1. Предложение, факторы, его определяющие. Закон предложения. Структура предложения на потребительских рынках Вологодской области.

Знать: понятия предложения и закона предложения, факторы, влияющие на него, уметь: строить кривую предложения

Урок в форме практической работы

Предложение, закон предложения, неценовые факторы

Решение задач

  1. Рыночное равновесие. Рыночная цена. Излишки, дефицит. Процесс ценообразования на потребительских рынках региона

Должны: знать понятие рыночного равновесия, равновесной цены, уметь: объяснять рыночное равновесие и отклонения от него

Урок комбинированный в форме практической работы. Контрольная работа по теме: «спрос, предложение и рыночное равновесие»

Рыночное равновесие, равновесная цена, излишки, дефицит

Контрольная работа по теме: «спрос, предложение и рыночное равновесие»

3 тема. Рынок труда (3 часа)

  1. Понятие рынка труда. Субъекты спроса и предложения на рынке труда Вологодской области. Характеристика спроса и предложения на региональном рынке труда

Должны знать понятия рынка труда, определять: современные тенденции в развитии регионального рынка труда, уметь: анализировать объявления о приеме на работу выявлять требования о приеме на работу

Урок в форме беседы и практикума: «Читаем объявления о приеме на работу» (материалы периодической печати и интернет -ресурсов). «Как подготовиться к собеседованию о приеме на работу»?

Рынок труда, субъекты спроса и предложения на рынке труда

Опрос. Творческая работа: «исследование рынка труда в своем населенном пункте»

  1. Заработная плата. Факторы, определяющие размер заработной платы. Виды заработной платы. Динамика заработной платы в различных отраслях региональной экономики

Знать: сущность зарплаты, причины различий в уровне заработной платы, факторы, влияющие5 на него; виды заработной платы. Уметь: анализировать факторы, влияющие на величину заработной платы в регионе

Урок построен в форме лекции и практического занятия

Заработная плата, виды и формы заработной платы, минимальная заработная плата

Анализ величины средней заработной платы в различных сферах и отраслях региональной экономики

  1. Безработица. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия безработицы в регионе. Государственная политика занятости населения и ее особенности в Вологодской области

Должны знать: понятие безработицы, ее виды, причины и последствия, уметь: анализировать ситуацию, складывающуюся на отраслевых рынках труда в Вологодской области с использованием официальной статистической информации

Урок построен в форме лекции и дискуссии «Критерии определения людей, относящихся к категории занятых и безработных»

Безработица, виды безработицы

Тест

4 тема. Бюджет семьи (3 часа)

  1. Бюджет семьи, его доходы и расходы. Взаимосвязь благосостояния семьи и размеров семейного бюджета

Знать: сущность бюджета семьи, основные источники дохода семьи, направления расходования денежных средств домашними хозяйствами.

Урок построен в форме беседы

Бюджет семьи, доходы и расходы бюджета

Опрос

  1. Потребление и сбережения семьи. Основные направления потребительских расходов семьи

Знать: значение сбережений для экономики семьи и возможные пути их осуществления, уметь: рассчитывать бюджет семьи, определять возможные источники пополнения семейного бюджета

Урок построен в форме практической работы «анализ и планирование семейного бюджета »

Потребление и сбережение

Практическая работа

  1. Уровень жизни и факторы, его определяющие. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Социальная защита слоев населения в Вологодской области

Должны: знать понятие уровня жизни, стоимости жизни, потребительской корзины, прожиточного минимума

Урок построен в форме практикума «»Расчет прожиточного минимума

Уровень жизни, потребительская корзина, прожиточный минимум

Конспект учебника и подбор статистических данных по уровню мжизни в Вологодской области по материалам периодической печати

5 тема. Инфляция (3 часа)

  1. Понятие инфляции. причины инфляции

Знать: сущность инфляции, какие факторы вызывают инфляцию

Урок построен в форме лекции

Инфляция, причины инфляции

Опрос

  1. Виды инфляции. Уровень инфляции

Должны знать: виды инфляции

Комбинированный урок в форме беседы и практикума

Виды инфляции. Уровень инфляции

Решение задач, тесты

  1. Экономические и социальные последствия инфляции в регионе. Экономические последствия инфляции. Социальные последствия инфляции в регионе

Знать: последствия инфляции

Урок построен в форме беседы с элементами дискуссии

Последствия инфляции

Тесты

  1. Повторительно – обобщающий урок по теме: «региональный рынок» (1 час)




Форма урока: викторина, игра, тест







9 класс


  1. Сущность рынка капитала

Знать: понятие рынка капитала

Урок в форме лекции с элементами беседы на тему «каким образом фирмы находят необходимые финансовые средства для организации дела»:

Рынок капитала

Устный или письменный опрос

  1. Спрос и предложение на рынке капитала Вологодской области. Процентная ставка

Знать: понятия спроса и предложения на рынке капитала Вологодской области, процентная ставка

Урок в форме лекции и практического занятия

Процентная ставка

Тест

  1. Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала

Должны знать понятие инвестиции, уметь: определять современные тенденции в развитии регионального рынка капитала

Урок в форме лекции

Инвестиции

Опрос

2 тема. Банковская система региона (3 часа)

  1. Банковская система. Роль банков в экономике Вологодской области

Должны уметь определять роль банков в экономике региона

Урок комбинированный «Развитие банков Вологодского региона»

Банк

Доклады «история банковского дела в России», «история банковского дела в регионе»

  1. Виды банков. Виды банков и их функции

Знать понятие банка, уметь: различать функции коммерческого и центрального банков

Урок в форме беседы

Центральный банк, коммерческие банки, функции банков, банковские услуги

Опрос

  1. Кредит, его роль в экономике региона. Сущность кредита. Принципы кредитования. Функции кредита. Виды кредита, используемые в экономике региона

Должны знать: сущность и виды кредита, уметь рассчитывать проценты по кредиту

Урок построен в форме лекции

Кредит, коммерческий и банковский кредит, ипотечный, потребительский, государственный кредиты, краткосрочный и долгосрочный кредиты, залог

Конспект учебника

3 тема. Налоги (2 часа)

  1. Налоги. Сущность налогов, виды налогов. Ставки налогов

Должны знать понятие налогов, что такое прямые и косвенные налоги, уметь рассчитывать налог на доходы физических лиц

Урок в форме лекции с элементами беседы на тему «как увеличить налоговые поступления»?

Функции налогов

Устный или письменный опрос

  1. Принципы налогообложения. Функции налогов в экономике региона

Должны знать функции налогов

Урок в форме лекции с элементами беседы на тему «как увеличить налоговые поступления»?

Функции налогов

Устный или письменный опрос

4 тема. Бюджет региона (3 часа)

  1. Роль и место бюджета в экономике региона. Понятие бюджета. Источники доходной части бюджета. Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона

Знать: источники формирования доходов регионального бюджета, направления расходования средств бюджета, роль бюджета в в экономике региона

Урок построен в виде практической работы «Анализ статистических материалов по бюджету региона» (на материалах периодической печати)

Бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, виды бюджетов

Устный или письменный опрос

  1. Состояние бюджета. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Причины возникновения и источники покрытия дефицита регионального бюджета

Знать: понятие дефицита и профицита государственного бюджета, пути решения проблемы бюджетного дефицита, уметь определять несбалансированность и сбалансированность бюджета

Урок комбинированный, сочетающий лекцию и беседу

Бюджетный профицит и дефицит

Опрос

  1. Контрольный урок по теме: «бюджет региона»




Контрольная работа п теме «бюджет региона»




Контрольная работа «Налоги. Бюджет региона»

5 тема. Развитие предпринимательства в регионе (2 часа)

  1. Понятие предпринимательства. Общая характеристика и функции предпринимательства

Должны знать понятие предпринимательства, его функции, уметь определять мотивы деятельности предпринимателя и роль предпринимательства в экономике региона

Урок комбинированный в форме лекции и беседы

Предпринимательство

Тест

  1. Виды и формы предпринимательской деятельности в регионе. Виды предпринимательской деятельности. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности в экономике региона. Развитие малого и среднего бизнеса в Вологодской области

Знать: основные виды предпринимательства, уметь: различать формы предпринимательства по их основным признакам, ситуативно выбирать форму организации бизнеса

Урок комбинированный в форме лекции и практической работы: использование примеров из окружающей жизни с целью определения формы бизнеса

Малый, средний бизнес, виды и формы предпринимательской деятельности

Опрос, самостоятельная работа

  1. тема. Фирма. Издержки и доходы (3 часа)

  1. Сущность фирмы. Основные цели задачи фирмы в региональной экономике

Знать: сущность фирмы, уметь: объяснять цели и задачи деятельности фирм

Урок построен в Форме лекции с элементами дискуссии. Учащиеся должны привести конкретные примеры фирм

Фирмы, предприятия, организация

Подготовка сообщений, опрос

  1. Издержки. Виды издержек фирм. Постоянные, переменные и общие издержки

Знать: различные виды издержек

Урок комбинированный

Издержки, виды издержек

Самостоятельная работа, тест

  1. Прибыль предприятия. Прибыль. Значение и распределение прибыли

Знать: виды прибыли, уметь различать выручку и прибыль

Урок комбинированный в форме лекции с элементами беседы. Практическая работа

Прибыль, выручка

Устный или письменный опрос

  1. Повторительно – обобщающий урок на тему «экономика региона»

Форма проведения урока: зачет










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск