Скачать 56.83 Kb.
|
Урок налоговой грамотности, посвященный Дню работников налоговых органов для учащихся 5-8 классов средней школы «Клуб грамотных налогоплательщиков» Цели: Образовательные: познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов; Развивающие: расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права, совершенствование представлений школьников о государстве и его функциях, раскрытие сущности налогов, основных их видов и т. п. развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности. Воспитательные: формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина. Структура:
Требования к оборудованию: проектор, компьютер, 3 стола для команд, карточки-задания, листы с терминами, ручки, карандаши, костюмы или их элементы, стол жюри. Ход урока Организационный момент. Учащиеся делятся на 3 группы. Ведущий. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. Высказывания знаменитых людей, живших в разное время, помогут вам. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать? Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги” Не платит _______.только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосёт. _______ платятся, и жизнь в гору катится. _______ - нервы государства. Цицерон. _______ для государства то же, что паруса для корабля. Екатерина II Великая. Требовать уничтожения _______ значило бы требовать уничтожения самого общества. Николай Иванович Тургенев, русский экономист. __________ для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. А. Смит, английский философ и экономист Ведущий: Тема нашего урока «Налоги». Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение. Ведущий: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога. Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися. Ведущий: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона. Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. Ведущий: Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста… В настоящее время налоги в нашей стране взимаются
У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы. Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. А еще у каждого налога есть срок уплаты, например кто владеет квартирой, машиной, дачным участком, должен обязательно заплатить налоги, например срок уплаты имущественного налога в 2013 году 01 ноября. А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев собак. Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что….” Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно: “ Мы, владельцы собак считаем, что…” Третья группа выступит от имени остальных жителей города. Время на подготовку – 5 минут. Выслушиваются ответы учащихся. Ведущий: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества. Следующее задание: Команды вытаскивают один из вопросов и один из учащихся от каждой команды должен выступить с речью на 1 минуту по данной теме.
Ведущий: Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы) Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы) Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства. Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться. Синий жетон: Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж. Подводятся итоги голосования. Подводятся итоги работы групп. Ведущий предлагаю вам посмотреть видео ролики о налогах (При наличии технической возможности). Выбрать ролики по адресу: http://portal.tax.nalog.ru/spec/open_lesson/ Домашнее задание будет следующим: вырази рисунком своё отношение к налогам. |