Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины





Скачать 309.18 Kb.
НазваниеКафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины
страница1/3
Дата публикации06.08.2013
Размер309.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и финансов

Кафедра статистики, эконометрики и естествознания



Программа

учебной дисциплины

«Концепции современного естествознания»

вариативной части математического и естественнонаучного цикла

ФГОС ВПО третьего поколения

по направлению 080100.62 «Экономика»


(квалификация «Бакалавр»)

Казань 2012

Составители: доцент Павлова В.А.,

доцент Беилин И.Л.
Рецензент: профессор Азимов Ю.И.
Обсуждена на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания 20 марта 2012г., протокол №7.
Утверждена учебно-методической комиссией института 1.06.2012 г., протокол № 5.

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса «Концепции современного естествознания» (КСЕ) – ознакомление с наиболее важными концепциями естественнонаучных дисциплин, формирование представлений о принципах универсального эволюционизма как диалектического принципа развития в приложении к живой и неживой природе, человеку, обществу и условий хозяйственной деятельности человека, понимание роли социокультурных факторов в процессе развития естествознания, экономики и техники, в процессе диалога науки и общества.

Дисциплина КСЕ предусматривает решение следующих задач: ознакомить студентов с неотъемлемой составляющей культуры – естествознанием; овладеть современной естественнонаучной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественнонаучную культуры, сформировать у них целостный взгляд на окружающий мир и умение использовать знания в практической деятельности.


  1. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Курс КСЕ изучается студентами на базе знаний естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии) в объеме средней школы. В соответствии с учебным планом, КСЕ преподается студентам одновременно с курсами: «Математический анализ», «Философия», «Информационные системы в экономике», «Безопасность жизнедеятельности». Изучение дисциплины КСЕ позволит успешно решить определенный круг задач по курсам «Экономика организации» и «Современные системы технологий».


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами естественнонаучного и математического цикла дисциплина КСЕ направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) бакалавра:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК -2);

- владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15).

В результате овладения программой бакалавры должны:

знать:

  • знать и понимать законы развития природы, общества и мышления;

  • закономерности и этапы развития науки; особенности современного естествознания, ньютоновскую и эволюционную парадигмы;

  • возможности метода моделирования природных процессов;

корпускулярные и континуальные традиции в описании природы;

  • закономерности самоорганизации в живой и неживой природе;

уметь:

  • использовать возможности современных научных методов познания природы;

  • применять их для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

владеть:

  • навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

- навыками восприятия, обобщения и анализа информации, постановки цели и выбору путей ее решения;

- навыками проведения количественного анализа природных процессов и явлений на основе моделей.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачет-ных единиц

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

36/1

36/1

В том числе:







Лекции

18

18

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа (всего)

36/1

36/1

В том числе:







-индивидуальная работа

6

6

-другие виды самостоятельной работы

30

30

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

Общая трудоемкость час

Зачетных единиц

72

2

72

2




  1. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Предмет, задачи и цели естествознания. Естествознание и его роль в культуре. Место естествознания в подготовке экономистов. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типа культур. Истоки и предмет спора двух культур. Позитивизм и антипозитивизм в методологии науки. Основные концепции построения естественнонаучного знания: глобальный эволюционизм; системность, синергетика; историчность; применение всеобщих законов.
Тема 2. Научный метод

Наука как процесс познания: структура научного познания; критерии и нормы научности; границы научного метода. Эмпирическая, теоретическая и производственно-прикладная стороны естествознания. Общие, особенные и частные методы естествознания. Истина – предмет познания. Диалектика и процесс познания. Принципы научного познания действительности. Методы познания нового. Методы определения состоятельности научных результатов. Этика научных исследований. Псевдонаука.

История естествознания и тенденции развития. Периоды и этапы развития естествознания, их отличительные особенности. Научные революции в истории общества. Развитие представлений о материи. Развитие представлений о движении. Развитие представлений о взаимодействии. Закономерности и особенности в развитии естествознания. Аспекты и структура естествознания. Панорама современного естествознания. Фундаментальные и прикладные проблемы.
Тема 3. Структурные уровни и системная организация материи

Понятие материи и ее виды. Связь материи и движения. Микромир: атомистическая концепция строения, элементарные частицы и их свойства и классификация. Макромир: классическая механика. Мегамир: современные космологические модели Вселенной. Взаимосвязь структурных уровней организации материи.

Фундаментальные взаимодействия. Гравитационные взаимодействия. Принцип дальнодействия. Электромагнитные взаимодействия. Принцип близкодействия. Ядерные сильные взаимодействия. Ядерные слабые взаимодействия. Универсальность фундаментальных взаимодействий. Проблемы создания единой фундаментальной теории: теория электрослабых взаимодействий, хромодинамика и теория супергравитации.
Тема 4. Пространство и время

Эволюция представлений о пространстве и времени. Свойства пространства и времени. Инвариантность. Принципы симметрии, законы сохранения и теорема Э. Неттер. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Принципы относительности. Современные представления о пространстве – времени: релятивистские и гравитационные эффекты замедления времени и искривления пространства.
Тема 5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

Эволюция представлений о строении атома. Постулаты Бора. Теория поля. Дискретность и непрерывность. Корпускулярно-волновой дуализм. Принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности. Соотношения неопределенностей. Принципы причинности и соответствия.
Тема 6. Динамические и статистические закономерности в природе

Энергия. Становление теории теплоты. Основные положения молекулярно-кинетических представлений и начала термодинамики. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Энтропия. Принцип возрастания энтропии. Уравнение состояния. Синергетика. Закономерности самоорганизации.
Тема 7. Организация материи на химическом уровне

Химия, как наука. Эволюция химических знаний. Реакционная способность. Направленность химической реакции. Химическое равновесие. Химические системы, превращения и процессы. Закон действия масс. Энергетика химических процессов. Тепловой эффект реакции. Энтальпия вещества. Закон сохранения энергии в химических системах.
Тема 8. Особенности биологического уровня организации материи

Становление современной биологии. Креационизм и происхождение жизни. Биологический эволюционизм. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Человек – биологический феномен природы. Экосистемы и биосфера. Человек – физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Человек – биосфера – космос. Биоэтика и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Человек в биосфере. Глобальный экологический кризис.

Тема 9. Принципы целостности и системности в естествознании

Космология. «Тонкая подстройка» Вселенной. Антропный принцип. Теории эволюции и механизм самоорганизации структур Вселенной. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых(последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Философия

*

*

*

*










*

*

2

Безопасность жизнедеятельности













*

*

*

*




3

Линейная алгебра
















*










4

Теория вероятностей и математическая статистика
















*










5

Современные системы технологий







*










*







6

Экономика организации







*










*






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины icon«Концепции современного естествознания»
Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания 24. 06. 11, протокол №11
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconКафедра статистики Программа дисциплины Экономическая и Социальная статистика
Тема Статистическое наблюдение. Методы систематизации и обобщения информации. Средние величины
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconОй международной научной конференции «Формирование основных направлений...
Официальная статистическая деятельность основывается на научно обоснованных методологических разработках и общепринятых международных...
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconФедеральная служба государственной статистики умо вузов российской...
Московский государственный университета экономики, статистики и информатики (мэси)
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconПарная регрессия и корреляция в экономических исследованиях.
Фришем и в дословном переводе означает «экономические измерения». Наряду с таким широким пониманием эконометрики, порождаемым переводом...
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины icon#в отрасль статистики, изучающая вопросы, связанные
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconРабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания
Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции...
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconОсновы эконометрики учебный материал
Плотников В. В. Основы эконометрики. Учебный материал. Владивосток: двгаэу, 2003
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconДоклад Александра Суринова, руководителя Федеральной службы государственной...
«20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы», посвященной 150 – летию Центрального статического Управления в России...
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconПрограмма дисциплины Статистические методы анализа для направления
Айвазян С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Изд. 2 – е. Т. 2 – М.: Юнити,2001
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconРабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания
Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных...
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины «финансовая статистика»
Айвазян С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Изд. 2 – е. Т. 2 – М.: Юнити,2001
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания Программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины дисциплина Правовая статистика
Айвазян С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Изд. 2 – е. Т. 2 – М.: Юнити,2001


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск