Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю _________/Асташова М.У./
(директор школы)
«_____»_______________20 ___г.
Приказ № _______
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Затейливый клубок»
Модифицированная программа
по художественно-эстетическому направлению
для учащихся основной школы.
Срок реализации - 1 год.
Автор: Власова Вера Анатольевна,
учитель физики
Верхний Жирим
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Цель программы заключается в создании условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
Развивать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Программа составлена на основе личного опыта.
Курс предназначен для обучающихся 5-6 классов. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю), всего 35 часов.
По целевой направленности программа развивающая . Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Обучающиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Безопасные приемы работы.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Основные рабочие приемы вязания спицами.
Условные обозначения вязальных петель.
Порядок чтения схем для вязания спицами.
Должны уметь:
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
Выполнять простейшие элементы вязания на спицах.
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Подбирать инструменты и материалы для работы.
Изготавливать изделие.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Дата
| 1
| Вводное занятие
| 1
|
| 2
| Виды декоративно-прикладного искусства
| 1
|
| 3
| Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.
| 1
|
| 4-8
| Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель. Вязание шарфика для куклы.
| 5
|
| 9-12
| Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на варежку.
| 4
|
| 13-
| Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
| 4
|
|
| Вязание носков
| 6
|
|
| Орнамент в вязании спицами.
| 6
|
|
| Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
| 6
|
|
| Выставка изготовленных изделий.
| 1
|
|
| Итого
| 35
|
| Содержание программы
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Тема №2 (1 час)
Виды декоративно-прикладного искусства
Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.
Тема №3 (1 час)
Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания.
Тема №4 (5 часов)
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель. Вязание шарфика для куклы.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной. Вязание шарфика для куклы вязкой «Букле».
Тема №5 (4 часа)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на варежку.
Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления варежки.
Практическая работа. Выполнить манжету варежки
Тема №6 (4 часов)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
Расчет количества петель для изделия.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
Практическая работа. Выполнить манжету носка.
Тема №7 (6 часа)
Вязание носков.
Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
Практическая работа: Вязание носков.
Тема №8 (4 часа)
Орнамент в вязании спицами.
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №9 (12 часов)
Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №10 (1 час)
Выставка изготовленных изделий.
Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
Практическая работа. Оформление выставки.
Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
|