Скачать 46.4 Kb.
|
План урока по трудовому обучению Тема урока: Металлы и их роль в жизни человека. Цели урока: обучающая – ознакомление с понятием металлов и их ролью в жизни человека; воспитательная – воспитание бережливости и экономии при обработке металлов; развивающая – развитие умений анализировать и различать металлы. Материально-техническое оснащение:
Время проведения: 45 минут. 1. Организационный момент (3 мин) 1.1 Проверка явки учащихся по журналу. 1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей). 1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды). 2. Вводный инструктаж (20 мин) 2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске). 2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися. 2.3 Объяснение нового материла. Современное производство основано на широком использовании всевозможных машин. Сырьем для машиностроения служит продукция металлургии. Состояние металлургической промышленности является одним из основных показателей, определяющих уровень развития всего народного хозяйства страны. Металлы принято делить на две основные группы: черные и Цветные. К черным относят различные сплавы железа с углеродом, содержащие и другие примеси: кремний, марганец, серу, Фосфор. Сплавы эти называют чугуном, сталью, железом. Чугун содержит от 2 до 6% углерода. Температура плавления чугуна 1250°, он имеет крупнозернистое строение, хрупок, не поддается ковке в обычных условиях. Изделия из чугуна изготовляют отливкой и обрабатывают затем на металлорежущих станках. Сталью называют железо с содержанием углерода от 0,45 до 1,7%. Свойства многочисленных сортов стали зависят от количества содержания углерода и других примесей. Сталь упруга, способна закаляться. Закаленная, она обрабатывается только абразивными материалами. Железо хорошо куется и обрабатывается режущими инструментами. Нагретое и медленно охлажденное железо становится мягким. На воздухе железо подвержено коррозии, быстро покрывается ржавчиной. Тонколистовое железо, покрытое с двух сторон оловом, называют жестью. Жесть легко режется ножницами, хорошо сгибается, прочно соединяется пайкой мягкими легкоплавкими припоями. Цветные металлы используются как в чистом виде, так и в сплавах. Цинк — металл серого цвета, мягкий, легко паяется; температура плавления 419°. Алюминий — белый, серебристый, очень легкий, мягкий металл, хорошо обрабатывается ручными инструментами, но паяется с большим трудом. Температура плавления 658°. Медь очень мягкий металл оранжево-красного цвета, хорошо обрабатывается ручными инструментами, надежно паяется мягкими припоями; температура плавления 1083°. Латунь — сплав меди с цинком, легко обрабатывается и паяется мягкими припоями. Олово — мягкий серебристый металл. Плавится при температуре 232°. Это — основной материал для пайки как в чистом виде, так и в сплавах с другими металлами, чаще всего со свинцом. Свинец очень мягкий металл, плавится при 327°. На уроках труда в начальных классах работе с металлом отводится очень мало времени. Дети в основном изготовляют небольшие поделки из стальной, медной и алюминиевой проволоки, белой жести, тонких листов латуни, фольги. Фольгой называют тонкие листы или ленты из разных металлов и металлических сплавов. Фольга алюминиевая пищевая служит для упаковки кондитерских и табачных изделий, чая, из фольги алюминиевой технической изготовляют конденсаторы и другие изделия. В производственных условиях металл обрабатывают как в горячем, так и в холодном состоянии. Холодная обработка осуществляется на специальных станках (токарных, фрезерных, сверлильных и других), а также ручными инструментами. Ручную обработку металла в холодном состоянии называют слесарной работой. На уроках трудового обучения в начальных классах дети выполняют самые элементарные работы по металлу. Основным материалом для этих работ в большинстве случаев служат производственные отходы. Эти материалы перед работой приходится приготовлять: выпрямлять, обрезать неровные края, удалять вмятины и т. д. Тонкий листовой металл, на котором есть выпуклые места, выпрямляют на твердой гладкой поверхности. Удары плоским бойком молотка наносят от края к выпуклому месту, постепенно ослабляя силу ударов. Фольгу выпрямляют на гладкой поверхности разглаживанием бойком молотка или рукой. Мягкую тонкую проволоку выпрямляют, протаскивая между гвоздями, вбитыми в тяжелую доску. Небольшие отрезки более толстой проволоки выпрямляют на твердой подкладке ударами деревянного молотка. Во время правки проволоку поворачивают вокруг оси. Листовой металл, используемый на уроках труда,— фольгу, тонкую латунь и даже жесть — можно резать портновскими ножницами, предназначенными специально для этой цели. Разрезаемый лист металла вставляют между лезвиями ножниц так, чтобы намеченная линия разреза все время была видна работающему. Ножницы не следует раскрывать слишком широко, так как излишне открытые ножницы не режут, а выталкивают металл. Лист металла во время резки левой рукой перемещают навстречу ножницам. Если отрезываемая часть листа мешает при работе, то ее немного отгибают руками вверх. Затупившиеся ножницы не режут, а мнут металл. То же самое происходит при ослаблении шарнирного соединения. Для исправления инструмента надо затянуть шарнир и наточить лезвия. Таким образом, можно сказать, что человек встречается с металлами везде и не может без них обойтись. 3. Практическая работа и текущий инструктаж (15 мин) 3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам. 3.2 Выдача задания и контроль работы. 3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест 4. Заключительный инструктаж (5 мин) 4.1 Указание типичных ошибок. 4.2 Отметка лучших работ. 4.3 Сообщение оценки качества работы каждого учащегося. 4.4 Выдача домашнего задания. 5. Уборка рабочих мест (2 мин) Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся. Учебник: «Трудовое обучение». Учебное пособие для 5-го кл. Т 78 гор. общеобразоват. шк. / И.А.Карабанов, А.А.Деркачев, Н.К.Щур и др.–2-е изд.–Мн.: Нар. асвета, 1990.–271 с.: ил. |