Скачать 104.89 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малодубенская средняя общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области Открытый урок По модулю ОРКСЭ: «Основы светской этики». «Добродетель и порок» Учитель начальных классов Синельникова О. В. Аннотация: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. В наше время даже родители не могут собственным примером правильно объяснить, где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем, что сказка самый замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло». В них всегда побеждает добро, красота и искренность героев. Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения. Цели:
Задачи: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Компетенции:
(через иллюстративный материал, материал пособия)
Оборудование:
- вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках».
- темы мини-сочинений - материал для игры «Найдите противоположности» (6 штук), - ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева», - части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы». Предварительная подготовка: Учитель:
Ученики:
- Фотографии на тему «Мы – помощники», - Рисунок на тему «Добро и зло в сказках», - Интервью с членами семьи о добре и зле. Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек. План урока:
Сказка «Жемчужное ожерелье»
(о качествах добродетели и героев сказок «Снежная королева» Герда. Андерсена).
Рефлексия. Под музыку дети передают клубок ниток друг другу с добрыми пожеланиями.
Ход урока:
- А кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле, как этических категориях? - Согласились ли они с вами? - Все ли им было понятно в вашем рассказе? - Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?
Торопись на доброе дело, а добро век не забудется. Лихо помнится, что есть добрые люди. Злой не верит, а худое само приспеет.
- Ребята я прочитала вам причту. -Кто напомнит что такое причта? Это высказывание в иносказательном виде. Представления добра в виде героев , предметов. -Давайте подумаем о чем, таком главном в нашей жизни говорится в этой причте? Чтение учителем причты: «Жемчужное ожерелье». Подарил царь любимой дочери Maрии ожерелье. Дорогой был подарок. Ожерелье стоило дороже всех сокровищ на земле. Каждая жемчужина в отдельности была редкой красоты, славилась своим блеском по всему миру и была известна под особым именем. Одну жемчужину звали любовью, другую правдою, третью кротостью, четвертую послушанием, пятою ласкою, шестую усердием и т.д. Нарядится, бывало, Мария, украсится ожерельем; жемчуга горят, переливаются, — чудо-девочка, загляденье! Смотришь, сердце радуется. Думаешь, если бы все дети да всегда такими были, такие пригожие да радостные, светлые да приветливые! Не умела только Мария ценить разумно отцовский подарок. По своему детству не могла еще, как следует, понять ценность ожерелья. Она не только одевала его в важных случаях, а шалила с ним; шутя, забавляясь, бросала без призору. Часто нить обрывалась, жемчужинки рассыпались по полу, с трудом потом находили их. Попортились кое-где жемчужинки: на одной царапина, на другой оказалось пятнышко, — потускнело ожерелье. Пришел праздник великий. Пир был у царя. Нарядили девочку, надели ожерелье на шею. Не блестит ожерелье, не переливаются жемчуга. Увидал отец, опечалился: "Деточка, милая, что это значит? Отчего нет в ожерелье прежней красоты? Не берегла ты мой подарок, вот и испортился он. Впрочем, пока еще исправить горе можно: царапинки загладим, пятнышки счистим, ожерелью вернем прежний блеск: порча пока еще чуть-чуть тронула жемчужинки. Но если ты и дальше так же небрежно будешь относиться к моему подарку, пропадет он совсем. Вместо царапин будут трещины, пятнышки испещрят все жемчужины, погубится вся красота. - Ребята я прочитала вам причту. Что подразумевает писатель под дочерью царя? (Душа) -Жемчужном ожерелье? Много добрых выполненных дел -Кто выступает в роли царя? Это -Бог -Что может быть пятнами? Злые поступки Ребята вы правильно поняли, конечно, притчу: царь — это Бог, царская дочь — ваша душа, жемчужины — наши добрые дела, пятна — наши недостатки. - О чем мы будем говорить на уроке? Из слов с корнем добро есть слово добродетель. Выделите корни в этих словах. Добр дет
- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?
Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их. Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
- Известно ли вам что такое «порок»? - Как вы думаете, что это такое?
Письменно ответить на вопросы:
4. Что такое ответственность? 5. Что такое скромность? 6. Что такое забота? Зачитать мини –сочинения обсудить.
Работа с текстом в учебнике.
- Как писал Аристотель: « Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. - Какого человека можно считать добродетельным? - Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Подтвердите словами из текста. - Что значит «признание ценности других людей»?
- Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».
- Кто может стать образцом для подражания? - Рассмотрите фотографии в пособии (стр.16-17) - Чем эти люди знамениты? - Почему они могут служить примером для подражания? - Кто для вас является образцом для подражания?
Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порок а. «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер. «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон. «Лживость - гнуснейший порок» Монтень.
Задание: Соедините противоположные друг другу качества:
На доске жемчужины на одних добродетели, на других пороки. Отгадать загадки, выбрать отгадки с понятиями добродетели. Составить ожерелье. У кого она в достатке, С тем дружить легко и гладко. Для души приобрету Я у Бога . Ответ: Доброту Не пришла бабуля Вера, Занята она, наверно, Может быть, она устала? Ну, а если захворала? Может, помощь ей нужна? Бабушка совсем одна! Благодарная работа Слабых окружать …. (Забота) Дима деду помогает, Огород с утра копает, Света маленькому Мишке По слогам читает книжку, Лиза в помощь тете Томе Подмела подъезд свой в доме. Клим все думает усердно: «Что такое ….. (МИЛОСЕРДЬЕ) . На жемчужине, что правдой называется, по нашему недосмотру заводится ложь, хитрость, лукавство; на любви — зависть, важничанье, гордость; и на кротости и послушании — грубость, резкость в словах, резкость и в деле. Так и погибает все ожерелье. Чаще, дети, пересматривайте отдельные жемчужинки: все ли в исправности, нет ли где пятен? Продолжите выражение. Побеждай гнев – мягкостью, Зло – ____________________, Жадность – _______________, Ложь – ___________________. 7. Итог урока. - Что такое добродетель? - Что такое порок? - Что такое добродетельный человек? -А все становятся полностью добродетельными людьми?
Дидактические средства достижения цели:
Ресурсы:
|