Повторительно-обобщающий урок
по теме: «Экономическая сфера общества» Автор: Черняк О. В. Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Соколовка
Предмет: обществознание
Класс: 6
Учебник: А.И. Кравченко обществознание 6 класс, М.: «Русское слово» Цель: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Экономическая сфера общества» Задачи: - закрепить знания основных понятий раздела;
- создать условия для формирования навыков решения несложных проблем экономического характера;
- способствовать развитию умения применять сои знания в нестандартной ситуации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Новый день в разгаре, но мы с вами так же спокойны, добры, дружны и приветливы как утром. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, посмотрите и улыбнитесь нашим гостям, чтобы больше нам с вами не отвлекаться.
2. Сообщение темы и цели урока.
Цель нашего сегодняшнего урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме «Экономическая сфера общества».
И пройдет он сегодня немного в необычной форме. Знакомство с планом урока.
ПЛАН урока:
«Экономическая перестрелка»
Экономическая ситуация
Игра «Товары и услуги»
Конкурс «Защита рекламы»
Экономическое лото
Экономический практикум
Экономический аукцион
Юридическая консультация
Тестирование
План сегодняшнего урока большой поэтом нам предстоит активно, внимательно работать сегодня!
3. Обобщающее повторение и закрепление изученного.
Итак - начнем. Но, прежде чем мы с вами отправимся в путь нам необходимо ответить на 1 небольшой вопрос:
- Назовите мне 4 сферы общества.
- С какой из них мы с вами уже познакомились?
В нашем сегодняшнем путешествии выбудете не простыми учениками, а экономистами. Будем решать различные экономические задачи и проблемы. Ведь вы наверняка со мной согласитесь, что экономические знания нужны абсолютно каждому! Обратимся к эпиграфу нашего урока:
«Деньги – служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа»
- Как вы его понимаете? (ответы учащихся) Учитель обобщает ответы, учащиеся приходят к пониманию значения экономики в человека. 1 Этап. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРЕЛКА.
Я называю вам определение, а вы соответствующее понятие и наоборот: я называю понятие, а вы даете ему определение.
1. Экономика - домашнее хозяйство, хозяйство предприятия, хозяйство города, хозяйство целого государства
2. Нужда человека в чем-либо - потребности.
3. Производство - выпуск продукции, процесс создания товаров и услуг.
4. Финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и представляет кредиты - банк.
5. Предприниматель - человек, который организует новое дело по производству товаров и услуг с целью получения прибыли.
6. Средство измерения величины стоимости товара, обмена, осуществления платежей, расчетов - деньги.
7. Купля - продажа товаров и услуг- обмен
8. Бизнес - любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли.
9. Соглашение между работодателем и работником, согласно которому работник обязан выполнить свои трудовые функции, а работодатель оплачивать его труд - трудовой договор.
10. Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
11. Заработная плата - вознаграждение за труд, выплачиваемое наемному работнику.
12. Три главных вопроса экономики - Что производить? Как производить? Для кого производить? 2 Этап. ЭКОНОМИЧЕКАЯ СИТУАЦИЯ
Большинство людей в обществе одновременно выступают в роли производителей и потребителей.
Подумайте и приведите примеры конкретных ситуаций, в которых человек является производителем и потребителем. (Ответы учащихся) Учитель делает вывод, обобщает их ответы. 3 Этап. ИГРА «ТОВАРЫ И УСЛУГИ»
Рынок - система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг.
По объявлениям из газет и журналов (тянут их по очереди) учащиеся должны определить: где предлагаются потребителям товары, а где - услуги. 4 Этап. Конкурс «Защита рекламы»
Одним из двигателей торговли является реклама. Чтобы привлечь потребителя, реклама должна быть яркой, необычной, многообещающей, запоминающейся. Учащиеся демонстрируют свои творческие работы.
(Подготовка рекламных проектов было домашним заданием) 5 Этап. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЛОТО
В экономике деньги выполняют различные функции:
- средство обмена; - средство измерения; - средство платежа; - средство накопления. Ваша задача определить, к какой из функций денег относится ситуация доставшаяся вам на карточке (см. Приложение 2).
* Положил 10 000 руб. в банк (накопления)
* Телевизор стоит 5500 руб. (измерения)
* Килограмм апельсинов стоит 50 руб. (измерения)
* Заплатил за булку хлеба (обмена)
* Заплатил за ремонт холодильника (платежа)
* Заплатил транспортный налог (платежа)
* Откладываю 1000 рублей с каждой зарплаты на покупку домашнего кинотеатра (накопления)
* Килограмм помидоров на рынке у одного продавца стоит 30 рублей, у другого – 35 (измерения)
* Получил заработную плату за прошедший месяц (платежа) 6 Этап. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.
Деятельность предпринимателей называется бизнесом.
По форме деятельности бизнес бывает
- производственным
- торговым
- страховым
- финансовым
Приведите соответствующие примеры деятельности предпринимателей, бизнесменов в экономике нашего села и с. Марусино. (ответы учащихся)
- К какой из форм бизнеса относится их деятельность? (Учитель обобщает ответы, вывод).
7 Этап. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУКЦИОН
Учащиеся называют пословицы и поговорки на тему "Труд. Работа". Побеждает тот, кто назовёт последнюю пословицу. (Подбор пословиц и поговорок по теме был домашним заданием)
8 Этап. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Я буду предлагать вам различные ситуации ваша задача – определить нарушен ли закон в данном случае или нет. Объяснить почему.
Саша, 13 лет. Устроился работать почтальоном на весь год.
Маша, 15 лет. Договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы.
Олег, 14 лет. Заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день
9 Этап. ТЕСТИРОВАНИЕ
(тестирование проводится с использование пультовой системы электронного голосования)
4. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок Приложение 1.
Этапы урока
| Я оцениваю себя
| Оценка учителя
| «Экономическая перестрелка»
Экономическая ситуация
Игра «Товары и услуги»
Конкурс «Защита рекламы»
Экономическое лото
Экономический практикум
Экономический аукцион
Юридическая консультация
Тестирование
|
|
|
Этапы урока
| Я оцениваю себя
| Оценка учителя
| «Экономическая перестрелка»
Экономическая ситуация
Игра «Товары и услуги»
Конкурс «Защита рекламы»
Экономическое лото
Экономический практикум
Экономический аукцион
Юридическая консультация
Тестирование
|
|
|
Этапы урока
| Я оцениваю себя
| Оценка учителя
| «Экономическая перестрелка»
Экономическая ситуация
Игра «Товары и услуги»
Конкурс «Защита рекламы»
Экономическое лото
Экономический практикум
Экономический аукцион
Юридическая консультация
Тестирование
|
|
|
Приложение 2.
Положил 10 000 рублей в банк
| Телевизор стоит 5500 рублей
| Килограмм апельсинов стоит 50 рублей
| Заплатил за булку хлеба
| Заплатил за ремонт холодильника
| Заплатил транспортный налог
| Откладываю 1000 рублей с каждой зарплаты на покупку домашнего кинотеатра
| Килограмм помидоров на рынке у одного продавца стоит 30 рублей, у другого - 35
| Получил заработную плату за прошедший месяц
|
Приложение 3. Конкурс «Защита рекламы» |