Скачать 179.48 Kb.
|
Управление образования мэрии города Череповца Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой» Дополнительная образовательная программа «Шахматная экономика» Возраст обучающихся: 6-10 лет Срок реализации: 3 года Автор: Комягина Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой» Программа принята на Методическом Совете МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой», протокол № 1 от 31 августа 2012 г. Череповец 2012 Пояснительная записка Направленность программы – социально-педагогическая. Направление деятельности – экономика и шахматы. Перемены, произошедшие в экономике и социальной сфере в последнее десятилетие, и задачи, поставленные перед системой образования в «Стратегии развития РФ до 2020 года» и ряде других нормативных государственных документов, определяют актуальность в «формировании у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения». Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Но экономическая сфера жизни – это не только обеспечение основ существования человека, это – источник его творческого, духовного и социального развития. Приобщение детей к экономическим знаниям – это самый реальный путь получения широкого слоя среднего класса, как основы любого процветающего государства в мире. В связи с этим актуальность данной программы не вызывает сомнения. Экономическое образование можно и нужно начинать как можно раньше, желательно с дошкольного возраста. Дети способны в доступной форме познакомиться с базовыми экономическими понятиями, разумным ведением домашнего хозяйства, возможностями и способами экономии средств, использования сбережений. Важно, чтобы уже дошкольники и младшие школьники учились правильно делать выбор из предлагаемых альтернатив и понимали, что такое цена выбора. В доступной форме умели показать, «что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей» (Воронина М.А). Это и есть начало экономического образования, которое позволит детям в дальнейшем адаптироваться и подготовиться к жизни в нашем обществе. Данная программа является подготовительным этапом образовательных программ «Основы предпринимательской деятельности» и «Шахматы». Возраст обучающихся: 6-10 лет. Уровень усвоения программы – общекультурный. Данная программа является долгосрочной, интегрированной. Срок реализации: 3 года. Тип программы - адаптированная. Разработана на основе учебных пособий: Жукова Р.А. «Экономика для дошкольников». Подготовительная группа, Волгоград, 2007 г.; Воронина М.М. «Школа юного экономиста. Разработка занятий для младших школьников», Волгоград, издание «Учитель» 2007 г.; Сасова И.А., Землянская Е.Н. «Экономика для младших школьников», Киреева Л.Г. «Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно – ролевые и экономические игры»; Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы»; Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей»; Пожарский В.А. «Шахматы: начальная школа». Содержание программы соответствует современным экономическим и политическим условиям жизни общества. Каждый год предлагаемой программы при определенных условиях может быть использован как самостоятельный курс и реализовываться на базе общеобразовательной школы в рамках ФГОСов при разработанном механизме финансирования. Новизной данной программы являются: - особенность организации образовательного процесса: обучение детей элементарным экономическим понятиям идет на основе изучения особенностей шахматной игры; - комплекс практических заданий и творческих игр, разработанных к каждому занятию. Педагогическая целесообразность программы заключается: - в организации образовательного процесса на основе игровой деятельности; - в отборе содержания программы на основе межпредметных связей (с математикой - решение в соответствии с возрастом математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин; с развитием речи - объяснение поговорок, загадок, пословиц, составление собственных рассказов, сказок об экономике и шахматных фигурах; с окружающим миром - знакомство с природными ресурсами, с экологией; с изобразительным искусством - рисование рекламы, объектов экономической деятельности; с ручным трудом – изготовление простейших поделок в рамках тем программы). На занятиях предлагаются разнообразные формы творческой деятельности детей, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, творчество, экономическое мышление. За счет этого как дошкольники, так и младшие школьники достаточно легко усваивают основы экономической культуры. Цель программы: создание условий для развития познавательного интереса у обучающихся к овладению основами экономической культуры путем изучения особенностей шахматной игры. Задачи:
Содержание 1 и 2 года обучения включает в себя ознакомление обучающихся в игровой форме на основе интеграции с элементарными шахматными и экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данной возрастной категории детей. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, познавательные задания, направленные на развитие экономического и логического мышления, на стимулирование творческого, инновационного процесса мышления ребенка. На 3 году обучения целенаправленно идет разделение содержания на темы отдельно по экономике и шахматам. Это дает детям возможность в дальнейшем выбрать наиболее интересное для каждого направление деятельности и заниматься углубленно в других объединениях либо экономической, либо шахматной направленности. Для успешной реализации содержания программы в образовательном процессе используются элементы игровой, здоровьесберегающей и проблемной технологии. Способ построения содержания программы - линейный. Набор детей свободный. Комплектование групп производится с учетом возраста детей: 1-й год обучения – 6-7 лет, 2-й год обучения – 7-9 лет, 3-й год обучения – 9-10 лет. Режим занятий: 1 год обучения – 2 занятия в неделю по 1 часу. Всего в год – 72 часа. 2 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа. Всего в год – 144 ч. 3 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа. Всего в год – 144 ч. Основная форма организации занятий – групповая. Возможны занятия по подгруппам, в рамках которых используются при необходимости индивидуальные формы работы. Прогнозируемый результат: 1-й год обучения: должны знать в шахматах – все шахматные фигуры, 8 букв латинского алфавита, диагонали, вертикали, горизонтали шахматной доски, все основные ходы всех шахматных фигур; иметь представление о некоторых составляющих семейного бюджета: пенсия, заработная плата, дотация государства, деньги, банк. уметь: считать, сравнивать цифры, сознательно делать ходы всеми фигурами, называть любую занимаемую фигурами шахматную клетку, уметь «различать понятия «шах и мат», уметь разбираться в семейном бюджете на уровне: кто заработал деньги, куда деньги расходуются, как правильно распределять бюджет семьи на первоначальном уровне. 2-й год обучения: знать элементарные шахматные правила движения фигур (Приложение), начало и конец игры, знать разбор игр по производству «экономических» продуктов (разработка схемы, подбор инструментов, материалов) и т.д. уметь разыгрывать простейшие шахматные этюды, просчитывать шахматную партию на 2 хода вперед; уметь воспроизводить сюжетно – дидактические игры производственной тематики (игра «Фабрика игрушек», игры «Дома моделей» и т.д.) 3-й год обучения: Экономика знать в пределах программы основные экономические термины; уметь решать простейшие экономические задания, соответствующие возрасту ребенка; Шахматы знать: что такое дебют, эндшпиль, миттеншпиль; основные правила игры в шахматы (шахматный словарь из приложения) уметь: пользоваться знаниями на шахматной доске: игра в паре до осознанного окончания игры; Качество реализации программы отслеживается через мониторинг образовательной деятельности обучаемого. Мониторинг ориентирован на задачи образовательной программы (обучение, развитие, воспитание), представляет целостную систему оценки деятельности детей и проводится по следующей модели: Мониторинг программы
Основными методами мониторинга являются: наблюдение, игровой опрос, игровые задания, анализ, решение шахматных этюдов и экономических заданий. Результаты мониторинга фиксируются в журнале. Периодичность проведения мониторинга по всем показателям - 1 раз в три месяца. Степень усвоения содержания программы определяется по 3 уровням: высокий, средний, низкий. По результатам мониторинга проводится анализ, который дает возможность вносить коррективы в образовательный процесс объединения и, при необходимости, вносить изменения в те или иные темы программы. Итоговыми формами реализации программы являются шахматные турниры, соревнования, экономические игры. Учебно – тематический план 1 год обучения
Учебно - тематический план 2 год обучения
Учебно – тематический план 3 год обучения Экономика
Учебно – тематический план 3 год обучения Шахматы
|