Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 179.48 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.04.2014
Размер179.48 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Экономика > Образовательная программа
Управление образования мэрии города Череповца

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества

имени А.А. Алексеевой»
Дополнительная образовательная программа

«Шахматная экономика»
Возраст обучающихся: 6-10 лет

Срок реализации: 3 года

Автор: Комягина Татьяна Ивановна,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского

творчества имени А.А. Алексеевой»

Программа принята на Методическом Совете МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского

творчества имени А.А. Алексеевой»,

протокол № 1 от 31 августа 2012 г.

Череповец

2012

Пояснительная записка

Направленность программы – социально-педагогическая. Направление деятельности – экономика и шахматы.

Перемены, произошедшие в экономике и социальной сфере в последнее десятилетие, и задачи, поставленные перед системой образования в «Стратегии развития РФ до 2020 года» и ряде других нормативных государственных документов, определяют актуальность в «формировании у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения».

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Но экономическая сфера жизни – это не только обеспечение основ существования человека, это – источник его творческого, духовного и социального развития. Приобщение детей к экономическим знаниям – это самый реальный путь получения широкого слоя среднего класса, как основы любого процветающего государства в мире. В связи с этим актуальность данной программы не вызывает сомнения.

Экономическое образование можно и нужно начинать как можно раньше, желательно с дошкольного возраста. Дети способны в доступной форме познакомиться с базовыми экономическими понятиями, разумным ведением домашнего хозяйства, возможностями и способами экономии средств, использования сбережений. Важно, чтобы уже дошкольники и младшие школьники учились правильно делать выбор из предлагаемых альтернатив и понимали, что такое цена выбора. В доступной форме умели показать, «что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей» (Воронина М.А). Это и есть начало экономического образования, которое позволит детям в дальнейшем адаптироваться и подготовиться к жизни в нашем обществе.

Данная программа является подготовительным этапом образовательных программ «Основы предпринимательской деятельности» и «Шахматы».

Возраст обучающихся: 6-10 лет.

Уровень усвоения программы – общекультурный.

Данная программа является долгосрочной, интегрированной. Срок реализации: 3 года.

Тип программы - адаптированная. Разработана на основе учебных пособий: Жукова Р.А. «Экономика для дошкольников». Подготовительная группа, Волгоград, 2007 г.; Воронина М.М. «Школа юного экономиста. Разработка занятий для младших школьников», Волгоград, издание «Учитель» 2007 г.; Сасова И.А., Землянская Е.Н. «Экономика для младших школьников», Киреева Л.Г. «Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно – ролевые и экономические игры»; Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы»; Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей»; Пожарский В.А. «Шахматы: начальная школа».

Содержание программы соответствует современным экономическим и политическим условиям жизни общества. Каждый год предлагаемой программы при определенных условиях может быть использован как самостоятельный курс и реализовываться на базе общеобразовательной школы в рамках ФГОСов при разработанном механизме финансирования.

Новизной данной программы являются:

- особенность организации образовательного процесса: обучение детей элементарным экономическим понятиям идет на основе изучения особенностей шахматной игры;

- комплекс практических заданий и творческих игр, разработанных к каждому занятию.

Педагогическая целесообразность программы заключается:

- в организации образовательного процесса на основе игровой деятельности;

- в отборе содержания программы на основе межпредметных связей (с математикой - решение в соответствии с возрастом математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин; с развитием речи - объяснение поговорок, загадок, пословиц, составление собственных рассказов, сказок об экономике и шахматных фигурах; с окружающим миром - знакомство с природными ресурсами, с экологией; с изобразительным искусством - рисование рекламы, объектов экономической деятельности; с ручным трудом – изготовление простейших поделок в рамках тем программы).

На занятиях предлагаются разнообразные формы творческой деятельности детей, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, творчество, экономическое мышление. За счет этого как дошкольники, так и младшие школьники достаточно легко усваивают основы экономической культуры.

Цель программы: создание условий для развития познавательного интереса у обучающихся к овладению основами экономической культуры путем изучения особенностей шахматной игры.

Задачи:

  1. Сформировать на элементарном уровне базовые основы экономических и шахматных знаний и умений.

  2. Способствовать формированию желания заниматься созидательным трудом.

  3. Содействовать развитию у ребенка умения осуществлять правильный выбор из предлагаемых альтернатив.

  4. Стимулировать развитие самостоятельного экономического мышления детей.

  5. Содействовать воспитанию у обучающихся ответственного поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание 1 и 2 года обучения включает в себя ознакомление обучающихся в игровой форме на основе интеграции с элементарными шахматными и экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данной возрастной категории детей. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, познавательные задания, направленные на развитие экономического и логического мышления, на стимулирование творческого, инновационного процесса мышления ребенка. На 3 году обучения целенаправленно идет разделение содержания на темы отдельно по экономике и шахматам. Это дает детям возможность в дальнейшем выбрать наиболее интересное для каждого направление деятельности и заниматься углубленно в других объединениях либо экономической, либо шахматной направленности.

Для успешной реализации содержания программы в образовательном процессе используются элементы игровой, здоровьесберегающей и проблемной технологии.

Способ построения содержания программы - линейный. Набор детей свободный. Комплектование групп производится с учетом возраста детей:

1-й год обучения – 6-7 лет,

2-й год обучения – 7-9 лет,

3-й год обучения – 9-10 лет.

Режим занятий:

1 год обучения – 2 занятия в неделю по 1 часу. Всего в год – 72 часа.

2 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа. Всего в год – 144 ч.

3 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа. Всего в год – 144 ч.

Основная форма организации занятий – групповая. Возможны занятия по подгруппам, в рамках которых используются при необходимости индивидуальные формы работы.

Прогнозируемый результат:

1-й год обучения:

должны знать в шахматах – все шахматные фигуры, 8 букв латинского алфавита, диагонали, вертикали, горизонтали шахматной доски, все основные ходы всех шахматных фигур;

иметь представление о некоторых составляющих семейного бюджета: пенсия, заработная плата, дотация государства, деньги, банк.

уметь: считать, сравнивать цифры, сознательно делать ходы всеми фигурами, называть любую занимаемую фигурами шахматную клетку, уметь «различать понятия «шах и мат», уметь разбираться в семейном бюджете на уровне: кто заработал деньги, куда деньги расходуются, как правильно распределять бюджет семьи на первоначальном уровне.

2-й год обучения:

знать элементарные шахматные правила движения фигур (Приложение), начало и конец игры, знать разбор игр по производству «экономических» продуктов (разработка схемы, подбор инструментов, материалов) и т.д.

уметь разыгрывать простейшие шахматные этюды, просчитывать шахматную партию на 2 хода вперед;

уметь воспроизводить сюжетно – дидактические игры производственной тематики (игра «Фабрика игрушек», игры «Дома моделей» и т.д.)

3-й год обучения:

Экономика

знать в пределах программы основные экономические термины;

уметь решать простейшие экономические задания, соответствующие возрасту ребенка;

Шахматы

знать: что такое дебют, эндшпиль, миттеншпиль; основные правила игры в шахматы (шахматный словарь из приложения)

уметь: пользоваться знаниями на шахматной доске: игра в паре до осознанного окончания игры;

Качество реализации программы отслеживается через мониторинг образовательной деятельности обучаемого. Мониторинг ориентирован на задачи образовательной программы (обучение, развитие, воспитание), представляет целостную систему оценки деятельности детей и проводится по следующей модели:


Мониторинг программы





Параметры

Критерии

Показатели

1.

Система знаний, умений, навыков

Соответствие теоретических знаний и практических умений содержанию учебного курса

- качество решения экономических задач;

- степень сформированности умения читать и объяснять основные экономические понятия.

2.

Общие и профессиональные компетенции

Развитие экономического мышления


- степень сформированности способности делать правильный выбор из предложенных вариантов;

- степень самостоятельности при выполнении практической работы.


3.

Социальная воспитанность

Проявление ответственного поведения в различных жизненных ситуациях



- готовность взять ответственность за выполнение практических заданий;

- степень сформированнности желания в созидательном труде.


Основными методами мониторинга являются: наблюдение, игровой опрос, игровые задания, анализ, решение шахматных этюдов и экономических заданий. Результаты мониторинга фиксируются в журнале. Периодичность проведения мониторинга по всем показателям - 1 раз в три месяца. Степень усвоения содержания программы определяется по 3 уровням: высокий, средний, низкий. По результатам мониторинга проводится анализ, который дает возможность вносить коррективы в образовательный процесс объединения и, при необходимости, вносить изменения в те или иные темы программы.

Итоговыми формами реализации программы являются шахматные турниры, соревнования, экономические игры.

Учебно – тематический план

1 год обучения




Тема для изучения



Количество

часов

по теме

теория

практика

Всего

1.

Введение в мир экономики и шахмат:

- «Медвежье государство»

- «В стране шахматных чудес»

- «Школа Михайло Потапыча»



5


9


14

2.

Бюджет семьи. Доход. Расход.

- «Волшебная доска»



5


9


14

3.

Потребности и ограничение возможности их удовлетворения:

- «Интересные покупки»

- «Кто лучше знает цены различных вещей?»

- «Могучие фигуры»



6



10



16

4.

Уроки гнома Эконома (самостоятельная деятельность по ручному труду):

- «Волшебные квадраты»


5


9


14

5.

В лесной академии гнома Эконома:

- «Волшебный мир комбинаций»



5


9


14




Итого:


26

46

и

72



Учебно - тематический план

2 год обучения




Тема для изучения.

Количество

Теория

Часов

Практика

по теме

Всего.

1.

Рыночная инфраструктура.

Азы рыночной экономики.

Товар. Деньги. Банки.

- «Шахматная география»


9


19


28

2.

Частная собственность:

- «В гостях хорошо, а дома лучше» (шахматы)


9


19


28

3.

Дом под названием «Биржа» (экономика).

- «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» (шахматы)


9


19


28

4.

Ориентировка в профессиях: профессии экономической направленности.

- шахматные правила


9


19


28

5.

Совместная деятельность по изготовлению товара:

- шахматная математика;

- начальные практические приемы умения побеждать



9



19




28




Итого:


45

99

144



Учебно – тематический план

3 год обучения

Экономика




Тема для изучения

Теория

Практика

Всего




Раздел 1

Экономическая теория







36

1.

Что нужно человеку?

(мир экономики)

2

2

4

2.

Экономика – это хозяйство или наука? (рынок, инфляция, частная собственность)


2


2


4

3.

Как действует экономика? (спрос, предложение, государство, банк)


2


2


4

4.

Труд – «отец богатства» или « творец человека»?

Ценность труда. Шаги к богатству. Истинные человеческие ценности: друзья, здоровье, увлечения, крепкая семья



2




2



4

5.

Мое, наше, ничье!

(собственность, страна, фирма, биржа, экспорт, импорт, национальные богатства)


2



2





4

6.

«Утром деньги – вечером деньги… но, деньги вперед!»

(дом, где живут деньги, что такое цена, ценные бумаги, гарант, сделка).



2



2



4

7.

Кто придумывает деньги?

2


2

4

8.

Что такое финансы? (денежные знаки, банк)

4

4

8




Раздел 2

Элементы практической экономики







36

1.

Что мы знаем о производстве?

2

2

4

2.

Рынок – это место купли – продажи товаров

2

2

4

3.

Почему одни товары покупают, а другие нет?

2

2

4

4.

Когда мы будем жить лучше? (социальное государство)

2

2

4

5.

Что такое менеджмент, маркетинг?

2

2

4

6.

Дело, бизнес, бизнес – план, банк, предприниматель

4

4

8

7.

Реальность и богатство: итоговая экономическая игра по составлению семейного бизнес – плана.


4

4

8




Итого:

36 часов

36 часов

72 часа


Учебно – тематический план

3 год обучения

Шахматы




Тема для изучения

Теория

Практика

Всего

1.

Что нужно человеку?

Спорт – шахматы.

Здоровые телом – сильные духом!

14

14

28

2.

Экономика – хозяйство или наука?

Поле битвы и войска;

шахматная доска, фигуры;

начальная позиция

14

14

28

3.

Как действует экономика?

Ударная сила фигур;

материальное и позиционное преимущество

14

14

28

4.

Ценность труда.

Шахматная партия.

Обдумывание хода – условие успеха

14

14

28

5.

Мое, наше, ничье!

Основные правила игры в дебюте, миттеншпиле, эндшпиле. Позиция – цугвинг.

Итоговый шахматный турнир

16

16

32




Итого:

36

36

72

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск