Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
детский сад компенсирующего вида № 1266
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимым и актуальным. В стране создаются инклюзивные детские сады и школы, позволяющие детям с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями обучаться, воспитываться и развиваться вместе со своими сверстниками.
В 2008 году на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида №1266 было открыто структурное подразделение «Лекотека», а с 2009 года все группы дошкольного учреждения имеют комбинированную направленность, благодаря чему в них реализуется совместное воспитание и образование детей.
Открытым оставался вопрос организации взаимодействия между детьми в группах комбинированной направленности, который волновал специалистов, педагогов и родителей. Именно на этот аспект был направлен проект «Давайте вместе с нами!», который ставил перед собой цель помочь детям с ограниченными возможностями здоровья успешно адаптироваться в группе. А другие дети учились сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему.
В ходе проекта был организован детско-родительский клуб «Давайте вместе с нами!», где дети учились взаимодействовать друг с другом, играть. Дети принимали участие в досуге «Уроки дружбы», в празднике «Осенний марафон» и театральной неделе «В гостях у сказки», а также социальной акции «Подари игрушку другу».
Большое внимание уделялось созданию микроклимата в группах комбинированной направленности. Для этого были подобраны игры, направленные на взаимодействие детей друг с другом , которые учили устанавливать контакт со сверстниками.
У родителей детей с ОВЗ снизились тревожность и эмоциональное напряжение. Они помогли своему ребенку войти в мир взаимоотношений с другими детьми. В дальнейшем родителям будет легче укреплять уверенность ребенка в своих силах и умениях.
Родителям детей комбинированных групп была предоставлена возможность убедиться, что пребывание их детей с детьми с ОВЗ в одном коллективе улучшает социализацию в обществе как одних, так и других, а также развивает их нравственные качества.
Родители и педагоги нашего коллектива отметили такие результаты проекта, как мотивация к общению у детей, активный интерес к занятиям и различным видам деятельности, положительная динамика эмоционального состояния, повышение работоспособности и волевых усилий, увеличение адаптационных возможностей детей. Это еще раз подтверждает, что, когда мы вместе, у нас обязательно все получится!
Давайте вместе с нами!
|
|
|
|
| Подготовительный этап (формулировка проблемы, планирование результатов)
| Наблюдение, диалог, монолог ( побуждающие детей узнать о дружбе, воспитывающие умение слышать детей и участвовать в совместном планировании).
| Наблюдение за действиями друг друга. Познание окружающего мира. Рассуждение, возникший спор между детьми, стремление разобраться в проблеме.
| Интерес к возникшей проблеме, отклик на детские предложения
| Деятельностный этап
организация совместных игр в комбинированных группах. Детско-родительский клуб «Давайте вместе с нами», спортивный праздник «Осенний марафон», театральная неделя «В гостях у сказки», досуг «Уроки дружбы».
| Педагоги организуют совместные игры в комбинированных группах с целью формирования положительных взаимоотношений между детьми, досуги и праздники для детей и их родителей. Создают условия для сюжетно-ролевой игры. Оказывают помощь детям и родителям.
Помогают оформлять рисунки и поделки. Подбор сказок и сценариев, стихов и песен. Разработка сценария праздников, досугов и развлечений. Диалог.
| Дети с ОВЗ участвуют в играх с другими детьми, участвуют в досугах и праздниках. Получают навыки взаимодействия, нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.
Создают рисунки и поделки. Исполняют стихи, песни и инсценировки.
| Родители детей с ОВЗ участвуют вместе с детьми в праздниках и досугах. Приносят фотографии своего ребенка, иллюстрируя моменты его повседневной жизни. Видят своего ребенка, как участника коллектива. Знакомятся с мыслями и рассуждениями детей.
Родители детей комбинированных групп ближе знакомятся с проблемами и нуждами детей с ОВЗ, узнают об их интересах и взаимоотношениях детей в коллективе. Учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка.
| Завершающий этап
Создание радужного хоровода дружбы в ходе досуга «Уроки дружбы».
Создание видео-фильма «Фото с улыбкой».
Презентация рисунков и детских работ «Дружба».
Социальная акция «Подари игрушку другу».
| Педагоги создают условия по изготовлению и сбору игрушек, рисунков и поделок в подарок детям, нуждающимся в помощи. Сбор накопленных знаний, успешно реализованных игр, направленных на взаимодействие детей друг с другом.
| Беседа-рассуждение. Создание радужного хоровода дружбы, дерева дружбы. Изготовление рисунков и поделок.
| Оказывают помощь в создании поделок, рисунков и сбору игрушек. Участвуют в создании видео-фильма «Фото с улыбкой».
| Презентация проекта:
Совместные игры в группах комбинированной направленности;
Детско-родительский клуб «Давайте вместе с нами!;
Спортивный праздник «Осенний марафон»;
Досуг для детей и родителей «Уроки дружбы»;
Театральная неделя «В гостях у сказки»;
Детские рисунки и работы «Дружба»;
Праздничный концерт для детей;
Социальная акция «Подари игрушку другу».
| |