Скачать 49 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 67 г. Пензы Открытый урок в рамках областного семинара по технологии «Роль и место творческого проекта на уроках технологии» на тему: « Традиция – душа семейного очага» Выполнила: Вахмистрова С.Д., учитель технологии высшей квалификационной категории Пенза, 2009 Урок технологии в 6 классе. Тема урока: « Традиция – душа семейного очага.» Урок защиты творческих проектов по кулинарии в 6 классе. Цели: Систематизировать знания и закрепить умения, полученные учащимися по разделу в целом. Формировать осознанное отношение к необходимости соблюдения правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми людьми, уважительное отношение к традициям. Совершенствовать навыки анализа жизненных ситуаций и умения самостоя- тельного их решения. Наглядные пособия: схема сервировки стола для банкета-чая, схема-звездочка(план проекта), плакаты по технике безопасности и санитарному минимуму. Оборудование: бельё, посуда, приборы и предметы для сервировки стола к выбранным праздникам для гостевых столов, для рабочих столов учащимся-посуда и приспособления для приготовления блюд и готовых изделий, инструкционные карты. Оформление кабинета: элементы интерьера русской избы, детская выставка прикладного творчества, на стенах прикреплены листы с русскими пословицами, парты расставлены по две вместе - стол на шесть персон. Музыкальное сопровождение: основная тема «Пока все дома», Камаринская, перезвоны Троице-Сергиевой лавры, новогодние музыкальные композиции. Форма проведения: ролевая игра с элементами исследования и театрализации. Ход урока. Урок № 1. 1.Организационный момент. Учащаяся в народном костюме приглашает гостей проходить и рассаживаться за столы: -Просим прощения за ваше угощение: К нашему Крещению, Рождества похлебать, Масленицы отведать! Просим! 2.Основная часть. Объявление темы и цели урока с опорой на схему- звездочку на доске. Дети и взрослые разделены на команды. Бригады детей - семейки, а гости - родня. Конкурсы и оценивание по пунктам схемы. Схема – звёздочка. Семейные традиции. Домашний этикет. Охрана труда и санитарно- -гигиенические требования. Праздничная Традиция-душа семейного очага. Сервировка. Проблема: Анализ и оценка работы. Нужны ли традиции и следует ли их сохранять? Питательная ценность, Экономические возможности безотходность производства. семьи. Технология приготовления и оформления блюда. Конкурс 1. Принимают участие дети и взрослые, записывают на отдельных листах (3 - 5 минуты), подсчёт ведёт выбранное жюри. -Кто больше наберёт семейных традиций? Конкурс 2. Принимают участие дети и взрослые, записывают на отдельных листах (1- 2 минуты), подсчёт ведёт выбранное жюри. - Кто больше соберёт пословиц и поговорок о семье и семейных традициях. Конкурс 3. Принимают участие дети, обсуждение 3 минут, формулировка решения 1- 2 минуты, жюри оценивает правильность и полноту выбранного решения проблемы. - Дети зачитывают проблемные ситуации, анализируют и обсуждают их в группах, представляют свои варианты решения. ( Примеры проблемных ситуаций в приложении.) Вывод (1 урок ): - Что нужно, чтобы не появлялись или легче разрешались сложные семейные ситуации? - Нужно, чтобы существовали понятные для всех членов семьи правила, семейные традиции. Итог 1 урока: жюри объявляет результаты и комментирует их. Урок № 2. Защита проектных работ. Конкурс 4. Соответствие сервировки столов выбранным праздникам, правильность сервировки проверяет жюри. ( 3 минуты.) Параллельно с работой жюри учитель предлагает детям вспомнить вывод 1 урока. Жюри оглашает результаты. - Наши мудрые предки пользовались особыми правилами семейной жизни, свод правил назывался «Домострой». В Пензенской губернии « Домострой» нашел своё отражение в программе обучения барышень в «Училище трудолюбия для девочек». -Почему для девочек? (Потому что девочка - будущая мама, хозяйка, воспитывая детей и ведя домашнее хозяйство, она соблюдает-хранит семейные традиции = Хранительница домашнего очага – женщина. ) - Из маленьких семейных традиций, мудрых народных и православных родились Большие традиции, которые характерны для целого народа. Яркое их проявление – праздники. Конкурс № 5. Каждая семейка представляет своё домашнее задание: 1. Практическая часть - технология приготовления праздничного блюда. 15 – 25 минут. 2. Теоретическая часть - представление приготовленного традиционного для этого праздника блюда на фоне праздничных обычаев. 5 – 7 минут. Исторические сведения о празднике могут быть представлены с элементами театрализации, использованием традиционных фольклорных песен и музыкальных или поэтических композиций, в виде доклада или сообщения. Приготовление блюда праздничного стола и представление праздника могут идти параллельно. Родня помогает по столам «своим» семейкам и оценивает представления, затем дегустирует и оценивает вкусовые качества праздничных блюд. Итог 2 урока: жюри объявляет результаты и комментирует их. Общий итог урока: Вывод: - Так нужны ли семейные традиции? ( Да. ) - Зачем? ( Семейные традиции учат правильному поведению в семье, разумному распределению домашних обязанностей, грамотному воспитанию детей, уважительному отношению к старшим, гостеприимству, честности, экономичности и т.д.- внимание на нашу схему-звёздочку: все пункты плана превращаются в человеческие качества. ) |