Скачать 83.43 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова (ГОУ ПК № 8 им. И.Ф. Павлова) ОТКРЫТЫЙ УРОК дисциплины Государственное регулирование экономики по теме: Основные проблемы госрегулирования занятости и образования для группы специальностей среднего профессионального образования:
Москва, 2010 г. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема занятия: “ Основные проблемы государственного регулирования занятости и образования» входит в раздел 2 «Государственное регулирование экономики», номер урока по КТП - 26. В этой теме студенты должны: Иметь представление: - о сущности госрегулирования, его целях и задачах; -об особенностях госрегулирования занятости в условиях рыночной экономики и в переходный период; Понятие трудовых ресурсов, их значение. Факторы, влияющие на занятость. Связь показателей занятости с показателями макроэкономики. Определение занятости согласно Закону РФ «О занятости населения РФ». Защита безработных граждан. Основные направления регулирования занятости и рынка труда. Трудовой кодекс РФ. Социальное партнерство в сфере труда. Пополнение экономически активного населения за счет естественного и миграционного прироста. Государственная политика по отношению к нелегальным мигрантам. Создание мелких и средних предприятий – увеличение спроса на рабочую силу. Гибкие формы занятости. Государственное регулирование образования. Государственные программы подготовки и переподготовки кадров. Меры по развитию профессионального образования, переквалификации. Проблемы молодых кадров. Восстановление института распределения выпускников вузов. Студент должен иметь представление: - о структуре финансовой и бюджетной системы; - о целях бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики; - о приоритетных направлениях бюджетного и денежно-кредитного регулирования на современном этапе развития российской экономики; - о мерах по развитию профессионального образования с целью пополнения экономически активного населения знать: - этапы, итоги и перспективы процесса обеспечения занятости в России; - порядок государственного регулирования процесса занятости; - цели и содержание регионального управления в России; - механизм бюджетного федерализма; - социальные функции государства в рыночной экономике; - направления и механизм социальной политики в России в регулировании занятости и рынка труда - цели и содержание государственного регулирования внешнеэкономической деятельности по осуществлению Государственных программ подготовки специалистов; - структуру государственных доходов и расходов; уметь: - анализировать факторы, влияющие на занятость. Связь показателей занятости с показателями макроэкономики; - определять целесообразность создания малого предприятия с целью увеличения спроса на рабочую силу, создания гибких форм занятости; 2.ЦЕЛИ УРОКА 2.1. Основная: дать представление понятий: трудовых ресурсов, их значение; факторы, влияющие на занятость; связь показателей занятости с показателями макроэкономики; определение занятости согласно Закону РФ «О занятости населения РФ»; защита безработных граждан. Основные направления регулирования занятости и рынка труда. Трудовой кодекс РФ. Социальное партнерство в сфере 2.2. Воспитательная: сформировать понимание необходимости регулирования занятости и предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. 3.ЗАДАЧИ 3.1. Развивающие: студенты должны знать, что такое регулирование занятости, цели и задачи государства в решении проблем занятости.. 3.2. Организационные: развить у студентов интерес к предмету “Госрегулирование экономики ” и понимание его на примере данной темы для практической деятельности. 3.3. Образовательные: дать студентам теоретические знания для составления плана и рекомендаций по регулированию занятости на практическом занятии или в жизни. 4. КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА 4.1. Учебная литература: Бабашкина А.М. «Государственное регулирование национальной экономики» М.,2003; Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М., Тихонов В.Ф. и др. Государственное регулиро- вание экономики: Учеб. пособие.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Загороднева А.М.»Государственное регулирование занятости и рынка труда». М.,1996 4.2. Словари: Райзберг Б.Г.’’ Современный экономический словарь’’. 4.3. Технические средства: кодоскоп, схемы, таблицы. 5. СОДЕРЖАНИЕ ОТКРЫТОГО УРОКА 5.1. Организационный блок Сегодня мы проводим открытый урок. На нем присутствуют все? Студенты. Тема: Основные проблемы государственного регулирования занятости и образования Цель: Знать, что такие проблемы стоят перед государством, почему разрешение этой проблемы является основной целью госрегулирования экономики; Прошу проявлять максимальное влияние и активность, так как рассматриваемый материал будет использован на следующем уроке - практическом занятии по составлению таблиц социально-экономических показателей. 5.2. Теоретический блок I. Фронтальный опрос - почему безработицу можно считать макроэкономической проблемой? - кого следует считать безработным? Критерии признания человека безработным? - виды безработицы? - влияние инфляции на занятость населения? - сущность госрегулирования, его цели и задачи? (четыре главные цели первого порядка госрегулирования , «Магический квадрат») - выполняемые функции государством при воздействии на экономику? (пять основных функций: -законотворчество, администрирование, информирование, регулирование экономической деятельностью регионов, контроль.) 5.3 Изложение материала преподавателем - Что означает понятие трудовые ресурсы? - Что означает понятие уровень «естественной безработицы» Монетаристы (М. Фридмен и др.) считают, что существует определенный уровень «естественной безработицы» (по их расчетам, в настоящее время она равна 5–6% для США), который не нужно пытаться снижать, так как это вмешательство приводит только к росту инфляции. Задача государства – регулировать денежную массу, которая должна возрастать ежегодно до уровня прироста производства. Кейнсианская точка зрения прямо противоположная и основывается на стимулировании занятости, в том числе и через умеренную инфляцию. 1. Учитывая и другие точки зрения на этот процесс, давайте вместе выясним, возможна ли полная занятость населения в Российской Федерации и при каких условиях она может быть достигнута. 2. В экономической литературе выделяются следующие причины неравенства доходов: различия в способностях, образовании и обучении; профессиональных вкусах и способности к риску; владении собственностью; ;господстве на рынке; удаче, связях, несчастьях и дискриминации. Все они присутствуют в переходной экономике России. Однако наряду с этим действуют и специфические факторы углубления социального неравенства в обществе. Каковы, на Ваш взгляд, эти специфические факторы и как можно обеспечить более справедливое распределение доходов? 3. Как скажется на рыночном механизме установления равновесной цены на рабочую силу политика профсоюзов и крупных фирм по ограничению свободного доступа на рынок труда: аутсайдеров и иностранцев (политика профсоюзов), работодателей-конкурентов (политика фирм)? 4. Одной из важных проблем для Российской Федерации является массовый выезд за рубеж специалистов высокой квалификации. Можно ли говорить о том, что в России наблюдается перепроизводство специалистов высокой квалификации? Какими причинами вызвано это явление? К каким последствиям это может привести в будущем? Вывод: итак, для успешного государственного регулирования занятости важно согласование экономических задач с социальными целями. При определении целей и задач государственной политики занятости важно исходить из того, что все основные макроэкомические пропорции связаны с трудовыми ресурсами, занятостью, её структурой; Коллективная работа со словарем (выписать в тетрадь определения понятий: трудовые ресурсы; безработица, «естественный уровень безработицы» Работа с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 22.08.2004 года ( выписать определение –занятость) Цели госрегулирования занятости В 80-е годы в деловом мире развитых стран утверждается новая компетенция развития экономики, суть которой заключается в решающей роли человеческого фактора. Каждая компания заинтересована в высокой квалификации и творческой активности работников, ибо главный ресурс быстрого технологического развития современной экономики – это новые технологические и коммерческие идеи и люди, готовые воплощать их в жизнь. За последние годы ХХ в. западные страны усилили активизацию человеческого фактора в производстве. В России же, где сегодня происходит радикальная социальная трансформация общества, роль этого фактора особенно велика. При определении целей и задач государственной политики занятости важно исходить из того, что все основные макроэкономические пропорции связаны с трудовыми ресурсами, занятостью, ее структурой. Следовательно, при регулировании на макроэкономическом уровне одна из важных и сложных проблем – оценка влияния реализуемых крупных народнохозяйственных проектов на перспективную занятость, динамику, структуру рабочих мест. Прежде всего это касается структурной политики – как она отразится через ряд лет на реальной структуре рабочих мест. Не только в структурной и инвестиционной политике, но и в финансовой политике должен учитываться этот фактор. Финансовые займы, товарная интервенция зарубежных стран, вступление в ВТО и другие проекты должны оцениваться с учетом проблем занятости, трудового протекционизма, влияния на динамику рабочих мест. Мера протекционизма должна определяться возможностями реконструкции отечественных предприятий и отраслей. На занятость влияет общее состояние экономики. Существует тесная связь показателей ВНП, ВВП и других показателей макроэкономики с показателями занятости, безработицы, спроса и предложения рабочей силы. Имеется определенная связь занятости с кредитными вложениями, а также с уровнем заработной платы. Разработку государственной политики занятости следует рассматривать как сложный, многоуровневый процесс, при котором необходимо учитывать самые разные макроэкономические показатели. Нормативный – правовой основой государственной политики занятости является закон РФ о занятости населения российской федерации от 19.04.91 №1032 -1 (редакция от 22.08.2004) Согласной закону занятость – деятельность, не противоречащая конституции Российской Федерации , направлено на удовлетворение личных и общественных потребностей, как правило, приносящих доход на плату. По содержанию занятости необходимо рассматривать в единстве демографических, экономических и социальных процессов. |