Скачать 247.6 Kb.
|
Методические разработки уроков В этом разделе мы разместили несколько методических разработок уроков, в которых отражены новые подходы к обучению младших школьников в соответствии с ФГОС НОО, в частности вашему вниманию будут представлены разнообразные по типам уроки на деятельностностной основе. Остановимся лишь на некоторых из них, чтобы показать учителю, как сделать уроки литературного чтения наиболее разнообразными и увлекательными для школьников. Урок № 111 Предлагаем вашему вниманию урок-исследование. Обратите внимание на организацию такого урока и те исследовательские задачи, которые ставит учитель. Рассказ А. Платонова довольно труден для восприятия младших школьников, так как в нём много тайного, скрытого смысла. Этот смысл нужно уловить в диалогах главных героев – дедушки Тита и его внука Афони. Важно обратить внимание учащихся на описания природы, чувств, мыслей и состояний главных героев и открыть их роль для обнаружения главной идеи рассказа. Тема урока А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование. Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения. Метапредметные: Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе. Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов. Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы. Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя. Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы. Ход урока
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп: Карточка 1.
Карточка 2
Карточка 3
Карточка 4
Карточка 5
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы. Урок № 113 Приведём пример урока по развитию речи. Учитель не должен забывать, что уроки развития речи проводятся в курсе литературного чтения. На таких уроках развивается как устная речь (через обучение разным видам пересказов), так и письменная (написание мини-сочинений на литературную тему или эссе). Мы решили разработать в помощь учителю урок, позволяющий научить ребёнка выборочному пересказу, причём пересказу, в котором необходимо заменить диалоги героев косвенной речью. Данная задача довольна трудна для младших школьников, но выполнима при грамотной организации процесса обучения. Умения выбирать нужные эпизоды для пересказа и переводить диалоги в косвенную речь могут быть востребованы на любом другом уроке как в начальной школе, так и на последующих этапах обучения. Тема урока: А. Платонов «Ещё мама». Развитие речи (выборочный пересказ с переводом диалогов в косвенную речь). Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные: знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода. Метапредметные: Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников. Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода. Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним. Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение. Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, черновые листы для каждого учащегося. Ход урока
Он сказал, что…. Она ответила, что…. Учительница спросила о том, что….
У учащихся должен получиться примерно такой текст: «Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу и очень волновался. Поэтому он часто повторял маме о том, что когда он вырастет, он в школу ходить не будет. Мама соглашалась с Артёмом и отвечала ему, что это правда. Чтобы успокоить самого себя, мальчик говорил маме о том, что ей будет скучно без него, когда он уйдёт в школу. И мама, понимая, что потом всё будет по-другому, снова соглашалась с ним, говорила, что конечно не нужно ходить в школу».
Так как диалогов в тексте большое количество, а работа довольно трудная для третьеклассников, то можно предложить им сначала поработать над некоторыми кусочками текста и послушать, что получается. Привести в качестве примеров наиболее удачные варианты получившихся высказываний. Перевод диалогов в косвенную речь требует большой переработки текста, поэтому пересказ должен быть только выборочным. Поэтому предлагаем школьникам самим определиться, с каким эпизодом они будут работать. Важно сказать, что необязательно все слова героев использовать в косвенной речи, а лишь самые главные, те, которые несут основную смысловую нагрузку и передают чувства героев.
На этом этапе просим школьникам друг другу в паре рассказать то, что у них получилось, при этом каждый может пользоваться своим черновичком. После прослушивания, необходимо оценить работу товарища и дать дельные советы по усовершенствованию текста, например, как исправить повторы.
Учащиеся анализируют, как они смогли выполнить учебную задачу урока, что удалось и что не удалось и почему, что было особенно трудно и над чем ещё предстоит потрудиться дома.
В качестве домашнего задания необходимо предложить учащимся доработать то, что было начато на уроке, и подготовить пересказ той части, которая наиболее удалась для пересказа. Урок 115 Сейчас мы предлагаем вам познакомиться с уроком, разработанным в форме игры. Суть игры заключается в том, что дети воображают себя в гостях у главных героев рассказа Михаила Зощенко. Учащиеся мысленно воссоздают обстановку, в которой происходят события, якобы являются реальными участниками описываемых событий и благодаря этому решают определённые учебные задачи. По большому счёту урок – пример того, как можно анализ произведения сделать нескучным для младших школьников, каким образом превратить его в игру. |
Конспект урока по рассказу Андрея Платонова «Неизвестный цветок» Андрей Платонов родился на окраине Воронежа в Ямской слободе. Любил поля, деревни, в 12 лет писал стихи. «А когда подрос, полюбил... | Конспект Занятия в подготовительной группе Тема: «Удивительные места на Земле» «Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка». Урок №1 | ||
Урока: урок-исследование Главная идея урока Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В. Жак) | Урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле» Разработка нестандартного урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле». Учитель биологии маоу... | ||
О проведении единого Урока Милосердия Губернатора области – начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 19 августа 2013 года №126-рп... | Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс | ||
Тема урока: Цветок Наличие цветка – главный признак покрытосеменных (цветковых) растений. Преобладание на Земле цветковых растений | Русских писателей Каменный цветок (по мотивам сказок «Малахитова шкатулка», «Две ящерки», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка») | ||
Конспект открытого урока Тема: Многообразие Насекомых Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и... | Урока: урок-исследование Необходимые технические средства Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | ||
Урок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле» Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах | Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной мз ур рмбиц мз ур при имк белый цветок жизни «удар цивилизации по иммунитету». При наличии врожденного и приобретённого иммунитета только 1 бактерия из 30 000 может вызвать инфекционный... | ||
Исследование цветовой гаммы исследование естественного освещения... Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «Кто живет в портфеле», «А дальше, ребята, урок листопада»; А. Платонов «Еще мама»;... |