А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование





Скачать 247.6 Kb.
НазваниеА. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование
страница1/2
Дата публикации24.06.2014
Размер247.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
  1   2
Методические разработки уроков

В этом разделе мы разместили несколько методических разработок уроков, в которых отражены новые подходы к обучению младших школьников в соответствии с ФГОС НОО, в частности вашему вниманию будут представлены разнообразные по типам уроки на деятельностностной основе. Остановимся лишь на некоторых из них, чтобы показать учителю, как сделать уроки литературного чтения наиболее разнообразными и увлекательными для школьников.

Урок № 111

Предлагаем вашему вниманию урок-исследование. Обратите внимание на организацию такого урока и те исследовательские задачи, которые ставит учитель. Рассказ А. Платонова довольно труден для восприятия младших школьников, так как в нём много тайного, скрытого смысла. Этот смысл нужно уловить в диалогах главных героев – дедушки Тита и его внука Афони. Важно обратить внимание учащихся на описания природы, чувств, мыслей и состояний главных героев и открыть их роль для обнаружения главной идеи рассказа.

Тема урока А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.

Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».

  1. Актуализация жизненного опыта учащихся.

    • Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?

    • Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

    • Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.

      1. Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле».

  • Сегодня мы будем знакомиться с произведением Андрея Платонова, нашего известного писателя-соотечественника. Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).

    1. Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.

      • Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

      • Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

      • Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

  1. Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).

  2. Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.

    • Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

    • О каких событиях рассказал нам автор?

    • Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

    • Что можете сказать об отношениях деда и внука?

      1. Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.

  1. Составление плана исследовательской работы.

  • Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).

  • Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).

  • Давайте разделим текст на части, найдём начало и конец каждой части. Затем каждая из групп получит карточку с заданиями, выполнение которых поможет нам всем вместе ответить на главный вопрос урока.

  1. Инструктаж учителя по выполнению заданий.

    • Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

    • Вспомните правила работы в группах.

    • Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.

    • Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

  2. Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.

Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:

Карточка 1.

  1. Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    • Почему дедушка Тит всё время спит?

    • Как к этому относится Афоня?

    • Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

    • Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

      1. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 2

  1. Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    • Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

    • Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

    • Как реагировал дедушка на вопросы внука?

  3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

  4. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 3

  1. Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    • Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

    • От чего дедушка проснулся?

    • Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

  3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

  4. Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 4

  1. Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    • Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище ?

    • Почему дедушка «осерчал» на внука?

    • Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

  3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

  4. Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 5

  1. Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    • Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

    • Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

    • Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?

    • Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

  3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

  4. Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).

  1. Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

  • С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

  • С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

  • С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

  • С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

  • С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.

  • С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

  1. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

  • Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?

  • Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?

  • Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?

  • Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?

  • О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?

  • Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

  1. Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

    1. Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.

Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

      1. Итог урока. Рефлексия.

        • Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.

        • Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.

      2. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы.
Урок № 113

Приведём пример урока по развитию речи. Учитель не должен забывать, что уроки развития речи проводятся в курсе литературного чтения. На таких уроках развивается как устная речь (через обучение разным видам пересказов), так и письменная (написание мини-сочинений на литературную тему или эссе). Мы решили разработать в помощь учителю урок, позволяющий научить ребёнка выборочному пересказу, причём пересказу, в котором необходимо заменить диалоги героев косвенной речью. Данная задача довольна трудна для младших школьников, но выполнима при грамотной организации процесса обучения. Умения выбирать нужные эпизоды для пересказа и переводить диалоги в косвенную речь могут быть востребованы на любом другом уроке как в начальной школе, так и на последующих этапах обучения.

Тема урока: А. Платонов «Ещё мама». Развитие речи (выборочный пересказ с переводом диалогов в косвенную речь).

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода.

Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, черновые листы для каждого учащегося.

Ход урока

  1. Актуализация знаний учащихся.

    • Какое произведение мы начали изучать на предыдущем уроке?

    • Кто автор этого произведения? Что вы о нём уже знаете? Какие из его произведений читали?

    • Почему рассказ, который мы сейчас изучаем, называется «Ещё мама»?

    • Что хотел автор показать нам в своём рассказе, какую главную мысль донести до читателя? (автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотношения между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что первая учительница, как родная мама, самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на помощь в трудную минуту).

    • Хорошо, ребята, что мы это поняли, потому что сегодня нам предстоит трудная работа – научиться пересказывать выборочно эпизоды из текста, при этом переводить диалоги героев в косвенную речь.

    • Вспомните, что такое диалог и как его узнать на письме.

  2. Целеполагание. Формулировка учебной задачи.

    • Как вы думаете, какая основная задача будет стоять перед нами сегодня на уроке? Чему мы будем учиться? (дети повторяют то, что уже сказал учитель, но нужно настроить учащихся на то, что в диалогах передаются чувства героев, и эти чувства нужно научиться передавать при пересказе).

    • Что будет самым трудным, по вашему мнению? (передать чувства героев без диалогов).

  3. Подготовка к пересказу.

      1. Выделение в тексте эпизодов для пересказа.

    • Найдите в тексте и выделите эпизоды, где автор с помощью диалогов передаёт чувства мамы и сына, когда Артём в первый и во день пошёл в школу.

    • Зачитайте первый эпизод. Какие чувства испытывает мама, а какие мальчик (учитель записывает на доске).

    • С помощью какой интонации при пересказе нужно передавать эти чувства? (учитель записывает на доске)

    • Зачитайте второй эпизод. Какие чувства теперь испытывает Артём? С какой интонацией мы будем вести пересказ?

    • А какие чувства испытывает мама? С какой интонацией будем передавать её чувство уверенности в своём сыне?

    • Зачитайте эпизод, где происходит диалог Артёма и учительницы. Какие чувства испытывает Артём? Какую интонацию употребим при пересказе? (учитель записывает на доске).

    • Как относится к Артёму учительница? Какие действия её характеризуют?

    • А как учительница разговаривает с мальчиком? Она испытывает по отношению к Артёму какие-то чувства? С помощью какой интонации мы их передадим? (учитель записывает на доске).

      1. Беседа об особенностях диалогов и косвенной речи..

  • Положите перед собой черновики бумаги для записи. Они вам могут пригодиться, если вы что-то захотите записать. Черновики людям очень часто помогают кратко записывать свои мысли или то, что нужно запомнить, потом эти записи можно будет использовать при выступлениях или в других случаях. Ваши записи вам смогут оказать помощь при пересказах.

  • Начнём работать над первым эпизодом, где рассказывается, как Артём только собирается первый раз пойти в школу. Посмотрите, через какую форму разговора автор передаёт волнение и тревогу героев произведения? (через диалоги).

  • Когда мы что-то пересказываем, строим монолог, нам трудно передавать диалоги, поэтому мы будем использовать косвенную речь. Косвенная речь – это один из способов передачи чужой речи. Для оформления косвенной речи мы будем называть имена героев произведения, заменять их другими словами (мама, мальчик, учительница), в том числе местоимениями (он, она) и добавлять слово «что».

  • Посмотрите, как это будет выглядеть схематично

Он сказал, что….

Она ответила, что….

Учительница спросила о том, что….

  • Заметьте, что наш рассказ сразу начинается с диалога, значит, нам необходимо придумать небольшое вступление для своего пересказа.

      1. Перевод диалогов в косвенную речь.

        • Как вы думаете, с чего можно начать пересказ («Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу и очень волновался»).

        • Попробуйте заменить диалог мамы и Артёма, который даётся в первом абзаце.

У учащихся должен получиться примерно такой текст: «Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу и очень волновался. Поэтому он часто повторял маме о том, что когда он вырастет, он в школу ходить не будет. Мама соглашалась с Артёмом и отвечала ему, что это правда. Чтобы успокоить самого себя, мальчик говорил маме о том, что ей будет скучно без него, когда он уйдёт в школу. И мама, понимая, что потом всё будет по-другому, снова соглашалась с ним, говорила, что конечно не нужно ходить в школу».

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом произведения.

Так как диалогов в тексте большое количество, а работа довольно трудная для третьеклассников, то можно предложить им сначала поработать над некоторыми кусочками текста и послушать, что получается. Привести в качестве примеров наиболее удачные варианты получившихся высказываний. Перевод диалогов в косвенную речь требует большой переработки текста, поэтому пересказ должен быть только выборочным. Поэтому предлагаем школьникам самим определиться, с каким эпизодом они будут работать. Важно сказать, что необязательно все слова героев использовать в косвенной речи, а лишь самые главные, те, которые несут основную смысловую нагрузку и передают чувства героев.

  1. Взаимопроверка.

На этом этапе просим школьникам друг другу в паре рассказать то, что у них получилось, при этом каждый может пользоваться своим черновичком. После прослушивания, необходимо оценить работу товарища и дать дельные советы по усовершенствованию текста, например, как исправить повторы.

  1. Итоги урока. Рефлексия. Самооценка.

Учащиеся анализируют, как они смогли выполнить учебную задачу урока, что удалось и что не удалось и почему, что было особенно трудно и над чем ещё предстоит потрудиться дома.

  1. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания необходимо предложить учащимся доработать то, что было начато на уроке, и подготовить пересказ той части, которая наиболее удалась для пересказа.

Урок 115

Сейчас мы предлагаем вам познакомиться с уроком, разработанным в форме игры. Суть игры заключается в том, что дети воображают себя в гостях у главных героев рассказа Михаила Зощенко. Учащиеся мысленно воссоздают обстановку, в которой происходят события, якобы являются реальными участниками описываемых событий и благодаря этому решают определённые учебные задачи. По большому счёту урок – пример того, как можно анализ произведения сделать нескучным для младших школьников, каким образом превратить его в игру.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconКонспект урока по рассказу Андрея Платонова «Неизвестный цветок»
Андрей Платонов родился на окраине Воронежа в Ямской слободе. Любил поля, деревни, в 12 лет писал стихи. «А когда подрос, полюбил...
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconКонспект Занятия в подготовительной группе Тема: «Удивительные места на Земле»
«Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка». Урок №1
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconУрока: урок-исследование Главная идея урока
Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В. Жак)
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconУрока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле»
Разработка нестандартного урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле». Учитель биологии маоу...
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconО проведении единого Урока Милосердия
Губернатора области – начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 19 августа 2013 года №126-рп...
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconТема урока: Цветок
Наличие цветка – главный признак покрытосеменных (цветковых) растений. Преобладание на Земле цветковых растений
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconРусских писателей
Каменный цветок (по мотивам сказок «Малахитова шкатулка», «Две ящерки», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»)
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconКонспект открытого урока Тема: Многообразие Насекомых
Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и...
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconУрока: урок-исследование Необходимые технические средства
Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм»
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconУрок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»
Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconГероя Советского Союза Ф. А. Пушиной мз ур рмбиц мз ур при имк белый цветок жизни
«удар цивилизации по иммунитету». При наличии врожденного и приобретённого иммунитета только 1 бактерия из 30 000 может вызвать инфекционный...
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «Кто живет в портфеле», «А дальше, ребята, урок листопада»; А. Платонов «Еще мама»;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск