Скачать 105.91 Kb.
|
Т.А.Борзенкова,Учитель гимназии № 136 г КиєваПЛАН-КОНСПЕКТ урока связной речи в 7 классе Понятие о публицистическом стиле речи. Устное выборочное изложение текста публицистического стиля Цель: создать смысловые и организационные условия для применения учениками комплекса знаний и способов деятельности при изучении новой темы:
Тип урока: урок изучения новой темы. Форма урока: урок поиска и открытий. Материал для проведения урока: учебник, схемы, таблицы, карточки. І. Учитель сообщает тему урока, вместе с учащимися определяет конечный результат, цели, задачи, методы достижения результата. ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся. Прочитайте, определите тему мини-текстов и стиль каждого из них. Для этого проанализируйте тексты по вопросам. Ответ дайте, используя технологию “Пресс” (“я считаю, что..., потому что, во-первых, ...., во-вторых,... , в-третьих..., например,... , следовательно....”
ІІІ. Первичное восприятие нового материала. Работа с текстом учебника в парах (по абзацам). 1-й ученик отвечает на вопрос: что узнали из абзаца (кратко). 2-й задает вопросы по содержанию абзаца, затем роли меняются. В результате работы ученики вместе с учителем заполняют таблицу:
ІV. Применение нових знаний и способов деятельности. 4.1. Учитель предлагает учащимся дополнительную информацию (добавить в таблицу). Публицистический стиль используется в области общественно-политической жизни, употребляется в агитационно-массовой работе. Его цель:
Для публицистического стиля характерны следующие черты: Строгая логичность, глубина анализа фактов, стройность изложения, эмоциональность, образность. Публицистический стиль используется в статьях, очерках о людях, их труде, выступлениях по радио и телевидению, на собраниях и митингах, в памфлетах, фельетонах. Обычная форма реализации данного стиля – устный или письменный монолог. Чтобы сделать речь доходчивой, убедительной, эмоциональной, широко используются, помимо нейтральних, высокие, торжественные слова и фразеологизмы (держава, воспрянуть, овеянный легендой, стоять насмерть и др..), эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, обращения ко многим людям, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы, восклицания, повторы, слова в переносном значении и т.д. 4.2. Работа з таблицею, поданной в учебнике. Ознайомиться с таблицей. Рассказать о функциональных стилях русского литературного языка. Каждый стиль характеризуется следующими признаками:
V. Первичное закрепление знаний и способов деятельности. Работа с учебником – выполнение упражнений на распознание стилей речи (“микрофон”). Заполнение таблицы с пропусками (работа в парах, четверках). СТИЛИ РЕЧИ
БЛАНК ОТВЕТА
Ответьте на вопросы.
В каких стилях вы будете использовать следующие словосочетания:
VІ. Первичный контроль усвоения знаний, способов деятельности. Выразительно прочитать текст, озаглавить его. Объяснить, к чему призывает писатель. Доказать, что текст написан в публицистическом стиле. ...Кто-то из вас захочет стать учителем или врачом, другой мечтает о самолетах, третий надеется вырастить виноград с огурец величиной... Не надо ждать! Нельзя ждать! Многие рассуждают так: вот окончу школу, потом вуз, стану специалистом, а тогда сделаю такое, что все ахнут... Не ахнут, если вы будете сидеть и ждать, пока само все придет. Само ничего не приходит!.. Вот вы окончите школу и получите бумагу, которая называется “атестат зрелости”. Станете ли вы зрелыми? Для чого? Что вы сумеете сделать? Ничего. Вы будете ходить и раздумывать, что с собой делать, куда себя девать. А вам будет шестнадцать-семнадцать лет... Четырнадцати лет Лермонтов писал стихи, поражающие взрослых и теперь. Шестнадцатилетний Герцен на Воробьевых горах дал клятву посвятить жизнь освобождению народа... Вы скажете: “Они гении, а мы – нет”. …А может, кто-нибудь из вас прославит свою школу, город, страну?.. Конечно, если будущий гений не будет сидеть сиднем… Вам часто говорят, и вы знаете, что вы – будущие хозяева жизни. А что значит – хозяин?.. Стать хозяином жизни означает – знать, уметь и делать. …Вы еще маленькие, только начинаете подбирать и понимать крохи того, что уже узнало человечество. А у него был для этого большой срок – тысячи лет, - и узнать оно успело многое… Но вы приоткроете для себя пока неведомый вам уголок знания, полюбите его и научитесь обращать его на пользу людям… Быть может, вы ошибетесь в выборе своего дела, призвания – у вас будет время исправить ошибку. А в сорок или пятьдесят этого уже не сделаешь. Но и то, что вы узнаете, пригодится. Ненужных знаний и бесполезных навыков не бывает, бывают только ленивые люди, не умеющие найти им применение… (По Я.Дубову). VІІ. Подведение итога урока. Как мы работали на уроке, чтобы научиться отличать публицистический стиль, что делали, чему научились? Как изменились вы, какими новыми знаниями обогатились? Кому и за что можно сегодня сказать спасибо? Какая информация была для вас новой, интересной, полезной, заставила задуматься? VІІІ. Домашнее задание (индивидуальное, разноуровневое).
Как работать над устным изложением текста публицистического стиля
Бабушка в скафандре Какими будут бабушки в ХХІ веке? Сначала мне подумалось так. ХХІ век! Мы все связываем его с новыми, необычайными открытиями. Вот мы узнаем, а кто же в конце концов инопланетяне, откроем тайну четвертого измерения, раскроем секреты времени и пространства... Может, мы и сами сделаемся инопланетянами и полетим на другие планеты. И вот мне представились бабушки будущего в легких, блестящих скафандрах, на голове у них маленькие шапочки, а на шапочках колеблются на ветру металлические усики антенн.. Где уж тут до сказок, какой уж Иван-царевич да Серый Волк! - Стоп! – сказала я сама себе. – Ведь сказки про Ивана-царевича и Василису Прекрасную, про аленький цветочек, про Конька-Горбунка не вчера родились. И сколько невероятных технических открытий они пережили, при них появились паровозы и пароходы, телефон и телеграф, самолеты и космические ракеты. А телевидение? А атомная энергетика? И что же? Сказки, мудрость народа, его глубинные нравственные представления о том, что есть добро, а что зло – это же все живет и по сей день. Я-то сама разве мало занимаюсь сказкой? И изучала народные сказки, русские и других народов, и сочиняла сама, и по русским народным сказкам немало написала пьес. И пьесы эти ставились в театрах, и ребята приходили на спектакли и, затаив дыхание, смотрели, как добрая Любаша попадает в ледяные владения Морозки, а верный Буслай кидается ей на помощь, и как помогают ей медведь, и забавный лесной человечек Переплут, и сказочная птица Чур. Это ведь сейчас, в наше очень техническое, компьютерное время! Так что же это значит? Это значит только одно – в любые времена сказки нужны людям, они увлекательны, образны, эмоциональны, а значит, близки к ребячьей психологии, к детскому способу мыслить, чувствовать и воспринимать мир. Время не должно прерываться. Не должна прерываться народная традиция, а следовательно, и треугольник: бабушка – сказка – внук (внучка) должен оставаться неразрывным. Бабушка просто в любом веке обязана рассказывать сказку – ту, что помнит, или ту, что прочла, или ту, что сочинила сама. Поверьте мне, я очень занятой человек. У меня масса всякой работы, я пишу, езжу в командировки, принимаю участие в разных редсоветах и конференциях. Но в нашем доме обязательно среди этой суеты жизни наступает время сказки. И тогда я усаживаю рядом с собой свою маленькую внучку Лидочку, и мы включаем телевизор, и гасим люстру, оставляя светить только лампочку на столе. «В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были...» Я уверена, что эти «жили-были» бессмертны. А послужить их бессмертию обязаны бабушки! (И.Токмакова). |
План-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство" План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | План-конспект открытого занятия Тема: «Как вести себя на улице» План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | ||
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План-конспект урока на тему «Управление велосипедом» План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | Кудрявцева Татьяна Борисовна воспитатель мкдоу№281 г о. Самара Самара, 2012 План конспект План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | ||
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | План-конспект занятия художественно-творческой деятельности в средней группе План- конспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением немецкого языка по теме «Der Frühling. Der Umweltschutz»... | ||
План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | План-конспект должен включать в себя следующие разделы ... | ||
Конспект спортивного развлечения План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа) | Конспект урока в 10 классе План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект досуга в средней группе План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа) | Конспект виртуальной экскурсии План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Конспект занятия объединения «юный журналист» План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Конспект спортивного досуга План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» |