План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного





Скачать 361.07 Kb.
НазваниеПлан-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного
страница1/3
Дата публикации07.09.2013
Размер361.07 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Спорт > План-конспект
  1   2   3
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Центр профессиональной подготовки ГУВД по Челябинской области
ПЛАН-КОНСПЕКТ

по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного

управления транспортным средством категории «В» в различных условиях.
Для подготовки водителей к управлению транспортными средствами
категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
по модулю 6.1.2.1 Тактика безопасного управления транспортным средством категории «В».



Челябинск

2011




УТВЕРЖДАЮ

Начальник Центра профессиональной

подготовки ГУВД по Челябинской области

полковник милиции

Ю.А. Дубченко

.

«____» _______________________2011 г.








ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятия

по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного

управления транспортным средством категории «В» в различных условиях.
Для подготовки водителей к управлению транспортными средствами
категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
по модулю 6.1.2.1 Тактика безопасного управления транспортным средством категории «В».
Цель занятия: изучить основы тактики безопасного управления транспортным средством категории «В».
Количество часов: 2 часа
Вид занятия: урок
Место проведения: учебная аудитория
Материальное обеспечение: план-конспект, дидактический материал

Литература:

  1. Федеральный Закон от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации,1995, № 36, ст.1745.

  2. Указ Президента РФ от 22 сентября 2006г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

  3. Указ Президента РФ от 15 июня 1998г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г., 23 апреля 2007 г., 3 июля 2008 г.).

  4. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., 24 февраля, 10 мая 2010 г.).

  5. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (с изменениями от 14 февраля 2009 г.).

  6. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями от 10 сентября 2010г.).

  7. Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 20 «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции» (с изменениями от 14 февраля 2009 г.)

  8. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи» (с изменениями от 23 апреля, 13 октября 2008 г.)

  9. ГОСТ Р 50574 - 2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные звуковые и световые сигналы. Общие требования. (с изменениями и дополнениями 2003 г.).

  10. ГОСТ Р 51709 - 2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянии и методы проверки.

  11. Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (с изменениями от 27 августа 2010 г.).

  12. Приказ МВД РФ от 31 августа 2007 г. № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции».

  13. Приказ МВД РФ от 6 июля 1995 г. № 260 «О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения» (с изменениями от 24 декабря 1996 г., 10 октября 1997 г., 28 ноября 2002 г., 14 июля 2003 г., 14 января 2005 г., 31 августа 2007 г.)

  14. Приказ МВД РФ от 23 марта 1999 г. № 210 «Об утверждении Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России»

  15. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. № 73 «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» / Российские вести, 1996, № 15; № 20.

  16. Бершадский В.Ф., Дудко Н.И., Дудко В.И. Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность движения: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е Издательство: Амалфея. 2007 г., 458 с.

  17. Богданов О., Цыганков Э. Трамплин-полет. – М.: «Илби», 1996. 416 с.

  18. Вишневецкий Ю. Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для студентов технических колледжей. Серия: Среднее профессиональное образование. Издательство: Дашков и К. 2007 г. 380 с.

  19. Головко В.В., Майоров В.И. Основы безопасности дорожного движения: учебное пособие. – М. : Эксмо, 2008 - 176 с.

  20. Коваленко Н. А., Лобах В. П., Вепринцев Н. В. Техническая эксплуатация автомобилей. Учебное пособие Серия: Профессиональное образование. Издательство: Новое Знание, 2008 г. 352 с.

  21. Коноплянка В.И., Зырянов В.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: Учебное пособие. Издательство: Высшая Школа. 2005. 271 с.

  22. Кузин В.В., Цыганков Э.С., Захаров и др. Контраварийная подготовка водителей автотранспортных средств. РИО РГАФК. – М.: 1995. – 246 с.

  23. Мясникович, Н. Б. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций: учебное пособие / Н. Б. Мясникович. - Орел : ОрЮИ МВД России, 2001. - 88 с.

  24. Плеханов И.П., Автомобиль: учебное пособие. – М. : Просвещение, 1972 - 319 с.

  25. Помощник водителя: учебное пособие. - Курск : КФ ОрЮИ МВД России, 2008. - 74 с.

  26. Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя: учебник водителя автотранспортных средств категории «А», «В», «С», «Д»(6 –е изд., испр.). – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 112 с.

  27. Шухман Ю. И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Серия: Учебник водителя. Издательство: За Рулем. 2010. 160 с.

  28. Хараман, С. В. Практическое обучение вождению автомобиля: учебно-метод. пособие / С. В. Хараман, В. В. Метелкин. - М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 96 с

  29. Цыганков Э.С. Высшая школа водительского мастерства. М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. – 400 с.

  30. Цыганков Э.С. 120 приемов контраварийного вождения. - М.: ООО ИД «РИПОЛ классик», 2005 г. – 320с.

  31. Цыганков Э.С. Экстренное маневрирование: (17 упражнений по совершенствованию управления автомобилем). – М.: Транспорт, 1993. 63 с.

  32. Электронный учебник Орловского юридического института МВД России

  33. http://avtomarket.ru/

  34. http://www.autoiceny.com.ua/

  35. http://www.avtotut.ru/

I. Вводная часть - ______ минут

- организационный момент: принятие доклада командира учебной группы, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия.

- опрос слушателей по пройденному («остаточному») материалу.

Вопросы: 1. От чего зависит реакция водителя на дорожную обстановку

2. Перечислите эксплуатационные свойства автомобиля

3. Перечислите силы действующие на едущий автомобиль

- подведение итогов опроса слушателей.

II. Основная часть______ минут

Изложение нового материала:

Вопрос №1 «Понятие «закрытый обзор», оперативная и опережающая реакция водителя. Особенности управления на различных скоростях движения»

Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Действительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи.

Можно ли считать главной причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения. Нет. И вот почему: в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих “чудес” восприятия те использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.

Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения. Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимое для этого время и пространство. Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки. И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах. К ним относятся дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка, дорожные условия, поведение и состояние других участников дорожного движения.

Хотя их расположение и характер в дорожно-транспортной ситуации (ДТС) различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой. Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную впереди на пути движения автомобиля, в которой, водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка, становится, как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.

При наблюдении за различными элементами дорожно-транспортной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда закончит прохождение данного участка дороги.

Правило первое: выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.

Подтверждением правильности использования центра пути движения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены при помощи киносъемки. Полученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.

Правило второе: смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность.

Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя “отрывать” взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед. Так, чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние большее, чем остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее, решить, что делать, и реализовать свое решение.

Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. В городе достаточно смотреть на 1 —2 перекрестка вперед. При движении за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, которое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью.

Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать, контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется. Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т.д. ), и начинаем считать “одна тысяча один, одна тысяча два” и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с Если вы доехали до объекта, не досчитав до “одна тысяча двенадцать”, то надо перевести взгляд еще дальше вперед 12с — это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадает в зону торможения вашего автомобиля.

Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с “времени неприкосновенного запаса”, требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8с. Но ведь объект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей. Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители

Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов Причем наблюдение ведется не только за проезжей частью дороги, но и около нее Это позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог.

Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши глаза должны быть активны, те находиться постоянно в движении. Они как бы “ощупывают” всю окружающую обстановку.

Правило третье: активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее.

Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения Область центрального зрения ограничивается конусом с углом в 3 град.; в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10—15 град; В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект.

Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорожно-транс-портной обстановке — это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т.п.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами. Ведь движение глаз требует времени. Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а также при искусственном освещении еще больше За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете наехать на другого участника движения, которого просто не заметили.

Для того чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных с точки зрения безопасности движения объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если вы сконцентрировали свое внимание на каком-то одном, пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconРасписание лечебной физической культуры Утверждаю: Дата: План-конспект...
Закрепить теоретические и практические навыки и умения при проведении занятий лфк, лечебного массажа и других методик оздоровительной...
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПримерная программа наименование дисциплины: инновационные технологии в садоводстве
Цель – сформировать представление о стратегии инновационной деятельности и теоретические основы и практические навыки инновационных...
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconВысшего профессионального образования «Академия социального образования»...
Цель курса: сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки, связанные с психологическими особенностями управленческого...
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: систематизировать теоретические знания и практические навыки кодирования информации
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: проверить теоретические знания, практические умения и навыки учащихся по данному разделу, способствовать дальнейшему формированию...
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПрограмма дисциплины одс. 05 «Массаж»
Цель дисциплины: сформировать у студентов глубокие теоретические и практические умения и навыки массажа
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПлан введение Глава Научно-теоретические основы возрастных особенностей детского творчества
Теоретические и методические вопросы организации творчества у школьников разных возрастов на уроках изобразительного искусства
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПлан-конспект для проведения занятий по блоку №5
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПлан-конспект для проведения занятий по блоку №5
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПлан-конспект для проведения занятий по блоку №5
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconМетодический материал по вопросам, связанным с решением проблем содействия...
Теоретические и практические основы устойчивого развития и перехода к нему
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Используя теоретические знания, практические навыки, креативные способности учащихся составить характеристику отряда...
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 07 Стилистика цели и задачи дисциплины Программа курса «Стилистика»
Лекционный цикл охватывает основные теоретические вопросы функциональной стилистики. На практических занятиях отрабатываются практические...
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconПрограмма вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства
Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений....
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconАннотация рабочей программы дисциплины
Цель дисциплины: обучение студентов грамотно применять теоретические знания и практические навыки в области профилактики, диагностики...
План-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного iconКонспект лекций Тема Ценообразование и характеристики рынка
Тема Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск