План-конспект для проведения занятий по блоку №5





Скачать 415.82 Kb.
НазваниеПлан-конспект для проведения занятий по блоку №5
страница1/3
Дата публикации01.10.2013
Размер415.82 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Спорт > План-конспект
  1   2   3


Министерство внутренних дел Российской Федерации

Центр профессиональной подготовки ГУВД по Челябинской области

ПЛАН-КОНСПЕКТ
по блоку № 5: Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов

по модулю 5.3 (урок № 2): Алгоритм оказания первой помощи.

Челябинск

2011

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Центра

профессиональной подготовки

ГУВД по Челябинской области

полковник милиции

Ю.А.Дубченко

«____»_____________2011г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятий

по блоку № 5: Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов

по модулю 5.3 (урок № 2): Алгоритм оказания первой помощи.
Цель занятия:

1.Ознакомить слушателей с основными понятиями и проявлениями травм различных органов и систем.

2.Обучить основным правилам и последовательности оказания помощи при различных травмах у разных категорий пострадавших.

3.Указать на соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи.
Количество часов: 2 часа

Вид занятия: урок

Место проведения занятия: специализированная аудитория

Материальное обеспечение: план-конспект, слайды, робот-тренажёр Гоша, ИПП-1, бинты, шины, жгуты, учебные фильмы «Оказание доврачебной помощи» (15 мин.), «Пока 03 в дороге» (15мин.), «анатомия человека» (15мин), теле- и видеоаппаратура.

Литература:

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации - М.: Юрид. литер., 2009.

2. О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042.// СЗ РФ. – 2006. - №10. – ст 318.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (текст с изм. и доп. на 1 декабря 2010 года). – М. : Эксмо, 2010.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г.№ 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 27 июля 2010 года). – М. : Эксмо, 2010.

5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с изменениями и дополнениями на 27 декабря 2009 года).// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. Издательство "Юридическая литература", 19 августа 1993, N 33, ст. 1318

6. О милиции [Текст] : федеральный закон от 18 апреля 1991 года № 1026 – 1 (с изм. и доп. на 2010 год). – М. : ООО «Издательство «Эксмо», 2010.

7. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: федеральный закон Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 33. - Ст. 1913.

8. О безопасности дорожного движения: федеральный закон Российской федерации от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. - №6. – ст 508.

9. Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.: Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 \\ Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство "Юридическая литература", 27 августа 2007, N 35, ст. 4308

10. О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов: Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 (с изменениями от 14 февраля 2009 г.) . – Режим доступа: http: \\ www.consultant.ru.

11. Об утверждении инструкции по определению критериев и порядка определения моментов смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий: приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.марта.2004г. № 73. – Режим доступа: http: \\ www.consultant.ru.

Основная:

1. Величко, В.Н. Основы доврачебной помощи: учебник для сотрудников ОВД. // В.Н.Величко ; - М.,2008г. – 450ст.

2. Гудков, В.А. Основы первой медицинской помощи: учебное пособие / В.А.Гудков , Э.В.Артишевский – Челябинск. - ЧЮИ МВД РФ. - 2008г. – 180ст.

3. Гурочкин, Ю.Д. Судебная медицина: учебник для студентов юрид. и мед. вузов / Ю. Д. Гурочкин, Ю. И. Соседко.-М:Эксмо,2008 .-320с.

Дополнительная:

1. Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека: В 3томах - М.,1990г.

2. Элькин, М.А. Острый живот: монография. / М.А.Элькин - Л.1996г. – 58ст.

3. Фишкин А.В. Справочник неотложной помощи / А.В.Фишкин.- М..Издательство «Экзамен»,2007г. – 325ст.

4. Клипина, Т.Ю. Справочник медицинской сестры / Т.Ю.Клипина, А.К.Джамбекова. – М.. Издательство «Экзамен»,2006г. – 416ст.

5. Судебная медицина : учебник./ Под ред. В.В. Томилина. - М. 1987 г. – 380с.
План проведения занятия и расчёт времени

1.Вводная часть ( 10 минут ):

1.Организационный момент (доклад командира учебной группы, приветствие, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия).

2.Опрос слушателей по предыдущим темам. Вопросы:

- продемонстрировать приёмы временной остановки наружного кровотечения.

- продемонстрировать порядок оказания первой помощи при травматическом шоке.

- продемонстрировать наложение повязок на различные анатомические области тела человека.

- продемонстрировать приёмы первой помощи при открытых и закрытых переломах.

- продемонстрировать приём придания транспортного положения пострадавшему с травмой таза, приемы фиксации костей таза.

II.Основная часть (70 минут ):

1.Вступительное слово руководителя занятия

2.Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1) Первая помощь при травме головы.

2) Первая помощь при травме груди и живота.

3) Демонстрация слайдов и отрывков из видеофильмов.

III.Заключительная часть ( 10 минут ):

1.Ответы на вопросы слушателей.

2.Подведение итогов занятия.

3.Задание на самостоятельное изучение:

- Отработка приёмов оказания первой помощи пострадавшему с черепно-мозговой травмой.

- Отработка способов придания транспортного положения пострадавшему в сознании, без сознания.

- Отработка приёмов и порядка оказания первой помощи пострадавшему с травмой груди.

- Отработка приёмов оказания первой помощи при закрытой и открытой травмах живота

Литература: Гудков, В.А. Основы первой медицинской помощи: учебное пособие / Гудков В.А., Артишевский Э.В. – Челябинск. - ЧЮИ МВД РФ. - 2008г.стр 77 и 88.

Величко, В.Н. Основы доврачебной помощи: учебник для сотрудников ОВД. // В.Н.Величко ; - М.,2008г. стр348.

5.3.4. Первая помощь при травме головы

Краткие анатомо-физиологические сведения

Череп человека (лат. cranium) — костный каркас головы, совокупность костей.

В процессе своего формирования часть костей черепа проходят две стадии — перепончатую (у новорожденных детей можно видеть остатки в виде родничков) и костную; часть, помимо них, проходят и хрящевую стадию (как и большинство костей скелета).



Рис.1 Череп человека.

Череп состоит из двух отделов: лицевого и мозгового (черепная коробка), мозговой череп значительно преобладает над лицевым. Все кости черепа, кроме нижней челюсти, соединены неподвижными соединениями.

Кости лицевого отдела: верхняя челюсть, нёбная кость, нижняя носовая раковина, сошник, носовая кость, слёзная кость, скуловая кость, нижняя челюсть (подвижное соединение), подъязычная кость.

Кости мозгового отдела: лобная кость, клиновидная кость, затылочная кость, теменная кость, решётчатая кость, височная кость.

Кости черепа соединяются при помощи швов. Кости лица, прилегая друг к другу ровными краями, образуют плоские швы. К зубчатым швам относят венечный, сагиттальный и ламбовидный швы.

У человека получил значительное развитие височно-нижнечелюстной сустав. Он может производить опускание и поднятие нижней челюсти, смещает её влево и вправо, смещает челюсть вперёд-назад. Все эти движения наблюдаются при акте жевания, а так же связаны с членораздельной речью.

Следует отметить, что у детей швы более эластичны, а у взрослых, особенно у стариков, большинство швов окостеневает. У новорождённых части черепа не до конца сросшиеся и закостенелые.

Из костей

верхней и нижней челюсти растут зубы.
Центральная нервная система (ЦНС) — основная часть нервной системы животных и человека, состоящая из скопления нервных клеток (нейронов) и их отростков; представлена у беспозвоночных системой тесно связанных между собой нервных узлов (ганглиев), у позвоночных животных и человека — спинным и головным мозгом.
Главная и специфическая функция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. У высших животных и человека низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем высокоразвитого организма, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности.


Рис.2 Центральная нервная система (ЦНС): I. Шейные нервы. II. Грудные нервы. III. Поясничные нервы. IV. Крестцовые нервы. V. Копчиковые нервы.

1. Головной мозг. 2. Промежуточный мозг. 3. Средний мозг. 4. Мост. 5. Мозжечок. 6. Продолговатый мозг. 7. Спинной мозг. 8. Шейное утолщение.

9. Поперечное утолщение. 10. «Конский хвост»

Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования — в основном регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой.

ЦНС связана со всеми органами и тканями через периферическую нервную систему, которая у позвоночных включает черепно-мозговые нервы, отходящие от головного мозга, и спинномозговые нервы — от спинного мозга, межпозвонковые нервные узлы, а также периферический отдел вегетативной нервной системы — нервные узлы, с подходящими к ним (преганглионарными) и отходящими от них (постганглионарными) нервными волокнами. Чувствительные, или афферентные, нервные приводящие волокна несут возбуждение в ЦНС от периферических рецепторов; по отводящим эфферентным (двигательным и вегетативным) нервным волокнам возбуждение из ЦНС направляется к клеткам исполнительных рабочих аппаратов (мышцы, железы, сосуды и т. д.). Во всех отделах ЦНС имеются афферентные нейроны, воспринимающие приходящие с периферии раздражения, и эфферентные нейроны, посылающие нервные импульсы на периферию к различным исполнительным эффекторным органам. Афферентные и эфферентные клетки своими отростками могут контактировать между собой и составлять двухнейронную рефлекторную дугу, осуществляющую элементарные рефлексы (например, сухожильные рефлексы спинного мозга). Но, как правило, в рефлекторной дуге между афферентными и эфферентными нейронами расположены вставочные нервные клетки, или интернейроны. Связь между различными отделами ЦНС осуществляется также с помощью множества отростков афферентных, эфферентных и вставочных нейронов этих отделов, образующих внутрицентральные короткие и длинные проводящие пути. В состав ЦНС входят также клетки нейроглии, которые выполняют в ней опорную функцию, а также участвуют в метаболизме нервных клеток.

Черепно-мозговая травма

Черепно-мозговая травма — механическое повреждение черепа и (или) внутричерепных образований (головного мозга, мозговых оболочек, сосудов, черепных нервов). Составляет 25—30% всех травм, а среди летальных исходов при травмах ее удельный вес достигает 50—60%. Как причина смертности лиц молодого и среднего возраста Ч.-м. т. опережает сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

Частота черепно-мозговой травмы и тяжесть ее последствий придают проблеме большое социальное значение. Черепно-мозговые травмы преимущественно получает наиболее активный и важный в социальном и трудовом отношении контингент населения — лица до 50 лет. Это определяет также большие экономические потери вследствие высокой смертности, нередкой инвалидизации пострадавших, а также временной утраты трудоспособности.

Среди причин Черепно-мозговых травм доминируют транспортный (главным образом автодорожный), бытовой и производственный травматизм.

В биомеханике черепно-мозговой травмы одновременно действует комплекс первичных факторов, среди которых ведущими являются: ударная волна, распространяющаяся от места приложения травмирующего агента к голове через мозг к противоположному полюсу с быстрыми перепадами давлении в местах удара и противоудара; ударный эффект костно-черепной деформации, а также резонансная кавитация, гидродинамический толчок, когда в момент травмы цереброспинальная жидкость устремляется из сравнительно широких полостей желудочков в межжелудочковые отверстия, водопровод мозга и др.; перемещение и ротация больших полушарий относительно более фиксированного ствола мозга при травме ускорения — замедления с натяжением и разрывом аксонов.
Черепно-мозговая травма в зависимости от ее тяжести и вида приводит к различным по степени и распространенности первичным структурно-функциональным повреждениям мозга на субклеточном, клеточном, тканевом и органном уровнях и расстройству центральной регуляции функций жизненно важных систем организма.

В ответ на повреждение мозга возникают нарушения мозгового кровообращения, ликвороциркуляции, проницаемости гематоэнцефалического барьера.

Вследствие избыточного обводнения клеток мозга и межклеточных пространств развивается отек и набухание мозга, что вместе с другими патологическими реакциями обусловливает повышение внутричерепного давления.

Развертываются процессы смещения и сдавления мозга, которые могут приводить к ущемлению стволовых образований в отверстии мозжечкового намета либо в затылочно-шейной дуральной воронке. Это, в свою очередь, вызывает дальнейшее ухудшение кровообращения, метаболизма и функциональной активности мозга.

Неблагоприятным вторичным фактором поражения мозга является его гипоксия вследствие нарушений дыхания или кровообращения.
Классификация черепно-мозговых травм.

Черепно-мозговую травму по тяжести делят на 3 стадии: легкую, среднюю и тяжелую.

- К легкой Ч.-м. т. относят сотрясение мозга и ушибы мозга легкой степени;

- к средней тяжести — ушибы мозга средней степени;

- к тяжелой — ушибы мозга тяжелой степени, диффузное аксональное повреждение и сдавление мозга.

По характеру поражения мозга выделяют:

- очаговые (возникающие главным образом при ударнопротивоударной биомеханике травмы головы),

- диффузные (возникающие главным образом при травме ускорения — замедления),

- сочетанные повреждения.

Различают закрытую и открытую черепно-мозговую травмы.

К закрытой относят повреждения, при которых не нарушается целость покровов головы, либо имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза.

Переломы костей свода черепа, не сопровождающиеся ранением прилежащих мягких тканей и апоневроза, также включают в закрытую черепно-мозговую травму.

К открытой черепно-мозговой травме относят переломы костей свода черепа, сопровождающиеся ранением прилежащих мягких тканей, переломы основания черепа, сопровождающиеся кровотечением или ликвореей (из носа или уха), а также раны мягких тканей головы с повреждением апоневроза.

При целости твердой мозговой оболочки открытую черепно-мозговую травму относят к непроникающей, а при нарушении ее целости — к проникающей.

Черепно-мозговая травма может быть:

- изолированной (внечерепные повреждения отсутствуют);

- сочетанной (одновременно имеются повреждения костей скелета и/или внутренних органов),

- комбинированной (одновременно воздействуют различные виды энергии — механическая, термическая, лучевая, химическая и др.).

По особенностям возникновения черепно-мозговая травма может быть:

- первичной (когда воздействие механической энергии не обусловлено какими-либо непосредственно предшествующими ей церебральными нарушениями)

- вторичной (когда воздействие механической энергии обусловлено непосредственно предшествующей церебральной катастрофой, вызывающей падение больного, например при эпилептическом припадке или инсульте).

Черепно-мозговая травма может быть получена впервые или повторно, т.е. быть первой или второй, третьей и т.д.

Клинические проявления черепно-мозговых трав.

В течении черепно-мозговой травмы различают острый, промежуточный, отдаленный периоды.

Их временная и синдромологическая характеристика определяется прежде всего клинической формой черепно-мозговой травмы, ее характером, типом, возрастом, преморбидными и индивидуальными особенностями пострадавшего, а также качеством лечения.

Основными клиническими формами черепно-мозговой травмы являются:

- сотрясение мозга,

- ушибы мозга (легкой, средней и тяжелой степени),

-диффузное аксональное повреждение мозга,

- сдавление мозга.

Сотрясение головного мозга отмечается у 60—70% пострадавших.

Характеризуется потерей сознания на несколько секунд или минут. Может быть ретро-, кон-, антероградная амнезия на короткий период времени.

Нередко наблюдается рвота. После восстановления сознания характерны жалобы на головную боль, головокружение, тошноту, слабость, шум в ушах, приливы крови к лицу, потливость. Другие вегетативные симптомы и нарушение сна.

Отмечаются боли при движении глаз, иногда расхождение глазных яблок при чтении, повышение вестибулярной возбудимости.

В неврологическом статусе могут выявляться непостоянная и негрубая асимметрия сухожильных и кожных рефлексов, мелкоразмашистый нистагм, легкие оболочечные симптомы, исчезающие в течение первых 3—7 суток.

Повреждения костей черепа отсутствуют. Давление ликвора и его состав без изменений. Общее состояние больных быстро улучшается в течение 1-й, реже 2-й недели после травмы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconПлан-конспект для проведения занятий по блоку №5
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconПлан-конспект для проведения занятий по блоку №5
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconПлан-конспект по блоку №6: Теоретические основы и практические навыки безопасного
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconРасписание лечебной физической культуры Утверждаю: Дата: План-конспект...
Закрепить теоретические и практические навыки и умения при проведении занятий лфк, лечебного массажа и других методик оздоровительной...
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconПлан конспект Для проведения занятий с личным составом. караула №2...
Цель занятий: проверка действий личного состава части, персонала кдц, при эвакуации людей и материальных ценностей, в случае возникновения...
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconПлан-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство"
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconКонспект занятия №3 (дети + родители) с гимнастической скамейкой,...
Создать позитивный микросоциум совместной деятельности детей и родителей, что поможет улучшить детско-родительские отношения; формировать...
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconПлан-конспект проведения занятий по пожарно-тактической подготовке...
Мчс россии, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования мчс россии3 для получения квалификации «газодымозащитник»,...
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconИнструкция для проведения учебных занятий с детьми-инвалидами
Дистанционные занятия отличаются по многим параметрам и задачам от очных занятий с детьми, а также необходим особый подход в работе...
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconКонспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада...
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconПлан-конспект по блоку №5: Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим...
Для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных...
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconКонспект занятий по волейболу. У. Т. Г- 1 г о./юноши/ Место проведения...
Совершенствование технических и тактических приемов игры при выполнении верхней подачи
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия права»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, учебно-тематический план, конспект лекций, планы проведения семинарских...
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconОбеспечение образовательного процесса оборудованными кабинетами,...
Наименование оборудования учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconКонспект урока истории в 5 классе
План-конспект одного из проведенных занятий: «Херсонес – памятник античной культуры Крыма»
План-конспект для проведения занятий по блоку №5 iconКонспект урока английского языка в 7 «А» классе
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск