Скачать 88.65 Kb.
|
Развитие высших психических функций и их коррекция у детей с ЗПР Особенности памяти у детей с ЗПР и ее коррекция. Обучение учащихся возможно благодаря памяти. Память – это комплекс процессов, протекающих в центральной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта. Сеченов И.М. писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного, все образы внешнего мира исчезали бы бесследно по мере их возникновения. Физиологическая природа памяти. При повреждении коры, связанной с анализаторами, нарушаются специальные виды памяти: слуховой, зрительной, двигательной и др. Это ведет к нарушению запоминания и воспроизведения звуков, зрительных образов, движений. В случае поражения лобных или височных долей коры ухудшается память в целом. Ребенок не может запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Виды памяти: в зависимости от того, что запоминается человеком можно выделить 4 вида памяти:
Память может быть непроизвольной, когда запоминание идет без усилий, само собой. Непроизвольно запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека важное значение. Произвольная память – когда человек ставит цель запомнить материал, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Улучшает запоминание выделение основных мыслей, использование наглядности, составление планов, таблиц. Одна и та же информация, неоднократно повторенная, запоминается лучше. Поэтому и говорят: «Повторение – мать учения». Самостоятельное повторение вслух всегда дает больший эффект, чем механическое. Чем больше тренируется память, тем лучше она становится. Непроизвольное запоминание преобладает в дошкольном возрасте, произвольное формируется в школьные годы. Коррекция памяти (совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка).
а) на главное и второстепенное б) по смыслу в) по звучанию г) по внешним признакам д) в сравнении (по общим или различным признакам)
Причины, влияющие на продуктивность памяти: Субъективные:
Объективные:
Примечание: Об этих причинах учителю необходимо помнить при самоанализе урока. Пути активизации памяти:
Приемы улучшения памяти:
2 раз – 8–9 часов 3 раз – через сутки.
Как тренировать память на уроках биологии и химии:
Постарайся угадать, Кто такие братьев пять, Двое бородаты, двое безбороды, А последний, пятый выглядит уродом, Слева борода, справа нету ни следа. Зрительная память – запомнить по картинкам. Ученику показывают поочередно 25 картинок (открыток) с изображением животных, растений. Время экспозиции 3 секунды. Затем ученику предлагают вспомнить, что он видел. По норме можно определить, у кого как развита зрительная память. Особенности внимания у детей с ЗПР и ее коррекция. Внимание – условно-ориентировочный рефлекс (условия успешной познавательной деятельности). Виды внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное). Особенности внимания: а) устойчивость; б) переключение; в) распределение; г) объем. Факторы, способствующие привлечению внимания: сила, новизна, контраст, начало познания – удивление. Необходимо помнить:
Развитие внимания вплотную связано с формированием интереса к деятельности, поэтому педагог должен помнить:
Для коррекции процесса внимания на уроке использовать:
Для концентрации внимания используют:
Привлечение в развивающую деятельность – способствует заинтересованности и внимательности на уроке. Особенности мышления у детей с ЗПР и ее коррекция. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое, практическое.
Формировать мышление можно в виде: а) точного копирования преподавателя и учебника; б) полусамостоятельного осмысливания (преобразование и усвоение учебного материала); в) самостоятельного синтезирования новых понятий из элементов имеющихся знаний. Трудности мышления у детей с ЗПР:
а) бедный словарный запас б) невыразительность речи в) техника чтения не соответствует возрасту не пользуются в речи многосложными структурами.
Способы развития мышления в коррекционной работе:
При самоанализе уроков учителю необходимо ответить на следующие вопросы:
|
Обучения является использование экспериментально-психологических... Зпр и способностью адаптировать их в соответствии с индивидуальными типологическими особенностями детей с зпр. Программа «Психология... | Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления... Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: 1) развитие слухового восприятия (дифференциация звуков); 2) различение понятий «звук» и «буква»; 3) обогащение словарного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: 1) развитие слухового восприятия (различение на слух неречевых звуков, дифференциация гласных звуков); 2) обогащение словарного... | ||
Клинико-педагогическая классификация С другой стороны, речевая деятельность носит интегративный характер, а ее нарушения отражают особенности развития других высших психических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: формирование у детей речемыслительной и речедвигательной активности; коррекция эмоциональной серы и психических процессов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, при работе с текстами; развитие орфографической зоркости,... | 1. Предмет. Задачи, методы нейропсихологии Знание основных понятий нейропсихологии, основных принципов структурной и функциональной организации головного мозга, нейропсихологических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно коммуникационные технологии изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях... | Коррекционно-развивающая программа для детей 9-12 лет с зпр пояснительная записка После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (зпр) являются наиболее сложными в диагностическом... | ||
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | В последнее время отмечается увеличение количества детей с зпр и... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция... Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Развитие когнитивных способностей детей в классах зпр на основе пошагового-дифференцированного обучения на уроках культуры... | ||
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного... Закрепить и обобщить знания детей о диких и домашних животных, их приспособлении к условиям жизни. Развивать речь, мышление. Воспитывать... | Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие |