Скачать 169.19 Kb.
|
Коррекционно-развивающая программа для детей 9-12 лет с ЗПР Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными в диагностическом отношении. В настоящее время эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны, так и с психолого-педагогической. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. В исследованиях дефектологов указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В результате изучения психических процессов и возможностей в обучении детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении всей личности. Выявлены следующие черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики. Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху – вниз», заключающимся в создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного звена. (Кабанова, 1997). Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания. Коррекционная программа включает задания и упражнения: • по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере; • на работу с эмоционально мотивационной сферой; • на развитие свойств внимания; • на развитие объема механической и смысловой памяти; • ориентацию в пространстве тела; • отвлечённую ориентировку в пространстве; • пространственную ориентировку в плане; • пространственную ориентировку в листе бумаги; • на обучение самоконтролю; • на развитие произвольности; Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности. Цель:
Задачи:
• развивать слуховую и зрительную память;
Принципы: 1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся. 3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. 4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. 5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка Методологической основой программы являются следующие положения: 1. Образовательный уровень - начальный. 2. Ориентация содержания - практическая. 3. Характер освоения - развивающий. 4. Возраст обучающихся - 9-12 лет. 5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок. 6. Периодичность - 1 урок в неделю. 7. Условия вхождения в программу - учебный план. 8. Продолжительность одного урока – 35-40 минут. Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:
Тематический план занятий
|
Обучения является использование экспериментально-психологических... Зпр и способностью адаптировать их в соответствии с индивидуальными типологическими особенностями детей с зпр. Программа «Психология... | Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003.... Организация коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с зпр | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация коррекционно-развивающего обучения детей с овз (зпр) в условиях общеобразовательной школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материал: индивидуальные учебно-наглядные пособия для детей «Познаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет» | ||
Программа по логоритмике в 1 классе Пояснительная записка 1 6 Большое их количество имеют недоразвитие или нарушение речи. Это дети, которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией,... | Однажды в Чикаго Калужская область санаторий «Сигнал» / Пушкинский... Однажды в Чикаго – это развивающая программа для ребят 13-15 лет, выстроенная в логике захватывающего квеста | ||
Рабочая программа для детей старшего возраста (5 6 лет) г. Юрьевец,... Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова | Пояснительная записка Учебная программа по русскому языку разработана... Т. Е. Хохловой; авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, рекомендованной мо и науки РФ для классов коррекционно-развивающего... | ||
Задержка психического развития (зпр) и проблемы школьной неуспеваемости В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно развивающего обучения... | Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы... Программа разработана в соотнесении с психолого-педагогическими особенностями развития детей 11—15 лет | ||
Пояснительная записка ведущими целями Программы «Радуга: программа... Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» | Дополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для... Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) | ||
Программа художественно-эстетической направленности (изобразительное... Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб) | Дополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на ... | ||
Пояснительная записка к курсовой работе: 22 страницы, 4 рисунка, 9 источников, 5 приложений Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... |