Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»





НазваниеКнига 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»
страница1/9
Дата публикации02.04.2015
Размер1.27 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Военное дело > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПОДГОТОВКА

К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ


Допущено Министерством образования Российской Федерации

Книга, I

  • Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе

  • Организация коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР

  • Программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР



Москва

«Школьная Пресса»

2004

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»

Выпуск 12

II полугодие 2003 г.

Авторы:

С.Г. Шевченко, канд. пед. наук; Р.Д. Тригер, канд. психол. наук; Г.М. Капустина, канд. пед наук; И.Н. Волкова, педагог-дефектолог ДОУ

Рецензенты:

Н.Ю. Борякова, канд. психол. наук; МЛ. Касицина, методист ГОУ «Детский сад компенсирующего вида».

Подготовка к школе детей с задержкой психического раз­вития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12).
Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.

В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим ми­ром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических пред­ставлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного об­разования, прошли многолетнюю апробацию.

Вторая книга содержит тематическое планирование занятий.

Допущено Министерством образования Российской Федерации.

©

Введение
Методическое пособие «Подготовка к школе детей с за­держкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках научной отраслевой программы «Научно-методическое, ма­териально-техническое и информационное обеспечение си­стемы образования» коллективом ученых Института коррекционной педагогики РАО и практических педагогов-дефектологов ГОУ № 1371, № 1703 г. Москвы, предназначено для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.

Пособие содержит методические рекомендации по орга­низации коррекционно-развивающего воспитания и подго­товки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР), авторские программы подготовки к школе детей с ЗПР (5—6 и 6—7 лет), а также занятия на год (тематическое планирование) с указанием оборудования, дидактических и сюжетно-ролевых игр, используемых приемов.

Содержание коррекционно-развивающей работы с до­школьниками, представленное в пособии, прошло широкую и многолетнюю апробацию в дошкольных учреждениях Мос­квы и многих регионе Российской Федерации: в г. Самаре и Самарской области, в Рязани, Великом Новгороде, Пензе, Тюмени, Ноябрьске, Кургане, Новом Уренгое, Мегионе, др.

Программы и методические материалы для подготовки к школе детей с ЗПР строятся на основе современных подхо­дов к организации преемственных связей между дошколь­ным и начальным звеньями системы непрерывного образо­вания. Авторы программ дошкольной подготовки детей с ЗПР являются авторами стабильных типовых программ для начальной ступени коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, действующих в стране с 1982 г.

Программы для дошкольной подготовки детей с ЗПР со­держат пропедевтические курсы, способствующие успешно­му усвоению предметных программ для начальной школы.

Как отмечает автор программы по формированию элемен­тарных математических представлений (дошкольная подго­товка по математике детей пятого-седьмого года жизни) кан­дидат пед. наук Г.М. Капустина в пояснительной записке к программе, главная цель курса — всестороннее развитие ре­бенка: развитие любознательности, мыслительных опера­ций. Основное средство интеллектуального воспитания ре­бенка, его личностных качеств — организация предметно-практической деятельности. Учебный материал дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимо­связей.

Программа развития речевого (фонематического) вос­приятия и подготовки к обучению грамоте (автор Р.Д. Тригер) ставит следующие задачи: развитие интереса и внима­ния к слову, к речи (собственной и окружающих); обогаще­ние словаря; развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка. Использование автором программы мето­да звукового анализа слов, а также логопедических при­емов для дифференциации звуков способствует предуп­реждению ошибок при чтении и письме. Эта программа для детей шестого-седьмого года жизни — начальное звено непрерывного курса так называемой сквозной программы «Обучение грамоте — русский язык — чтение — литература для [—IX классов», создаваемой в системе коррекционно-развивающего обучения.

Автор программы для дошкольников «Ознакомление с ок­ружающим миром и развитие речи» (С.Г. Шевченко) важней­шую цель курса видит в расширении и систематизации зна­ний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. Ребенок знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содер­жание двух образовательных областей — естествознания и обществознания). Знания и представления о природных и общественных объектах и явлениях дети накапливают в про­цессе непосредственных наблюдений и практической дея­тельности, расширяют их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явле­ний дети учатся их анализировать, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. На заняти­ях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи активизируется словарь детей, формируются навыки связ­ной речи.

Значительное место в подготовке к школе детей с ЗПР за­нимает программа «Ознакомление с художественной лите­ратурой (автор И.Н. Волкова), направленная4на формирова­ние навыков восприятия ребенком произведений различных жанров. Программа способствует развитие творческой дея­тельности детей через различные виды продуктивной дея­тельности.

Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР явля­ется повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

Подготовка к школе ребенка с ЗПР осуществляется с це­лью помочь ему на начальной ступени обучения освоить не­обходимые знания, умения и навыки, способы учебной ра­боты и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а так­же способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и вос­питания у него положительных качеств личности.

При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие за­дачи:

  • создание ребенку с ЗПР возможности для осуществле­ния содержательной деятельности в условиях, оптималь­ных для его всестороннего и своевременного психичес­кого развития;

  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

  • стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

  • профилактика (предупреждение) вторичных отклоне­ний в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

По данным Министерства образования Российской Феде­рации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % обнару­живают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся началь­ной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза, достигнув 30 % и более. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Причины задержки психического развития у детей в на­стоящее время достаточно глубоко и многосторонне изуче­ны, хорошо известны широкому кругу специалистов разных профилей: врачам-неврологам, детским психиатрам, физио­логам, психологам, учителям-дефектологам. Слабое сомати­ческое и нервно-психическое здоровье дошкольников (в 2000 г. здоровыми были признаны 10 % детей) становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным на­грузкам. Характерной особенностью таких детей является их недостаточная готовность к школьному обучению.

Причины пониженной готовности детей с зпр к школьному обучению

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6—7 лет жизни ре­бенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает вза­имоотношения со сверстниками и взрослыми. У него фор­мируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды па­мяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мыш­лением.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, спо­собности имеют большое значение для его будущего разви­тия, в том числе и для успешного обучения в школе.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольни­ками, направленной на их всестороннее развитие — физиче­ское, умственное, нравственное, эстетическое.

Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях до­школьного учреждения, оказывается неодинаковым. При большой вариативности индивидуальные показателей пси­хологической готовности дошкольников к началу система­тического обучения выделяется категория детей, характери­зующихся недостаточным уровнем так называемой школь­ной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития.

Психолого-педагогические наблюдения за пяти-шести-летними детьми с задержкой психического развития и их клиническое изучение (В.А. Авотиньш, У.В. Ульенкова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова С.Г. Шевченко, Г.М. Ка­пустина, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович и др.) выявили ряд особен­ностей психического развития таких детей.

Разнообразие вариантов развития ребенка-дошкольника зависит от ряда условий и причин, среди которых в первую очередь выделяются:

1. Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый — ребенок», «ребе­нок — ребенок» в семье, обществе в целом и т.п.)

На развитие ребенка оказывают негативное влияние сле­дующие факторы:

  • дефицит общения с окружающими взрослыми, вслед­ствие чего не обеспечивается стимуляция развития эмо­циональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом дея­тельности;

  • травмирующее действие социальной микросреды, вызы­вающее состояние повышенной тревожности, вырабатыва­ющее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (ро­бость, безынициативность, плаксивость, замкнутость и т.п.) или, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм, грубость);

• отсутствие адекватных (квалифицированных) педагоги­ческих условий, обеспечивающих реализацию полноценно­го развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариан­тов его развития.

  1. Развитие ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементов труда и т.д.)

Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсут­ствие полноценной, соответствующей его возрасту деятельно­сти, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида де­ятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.

  1. Состояние здоровья (соматического и нервно-психи­ческого)

Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы (резидуальная органическая недостаточ­ность ЦНС) препятствует нормальному функционированию тех или иных систем мозга и задерживает его своевременное развитие. Слабовыраженные нарушения ЦНС могут прояв­ляться в виде парциальных недостатков развития эмоцио­нально-личностной и познавательной сфер.

Негативное влияние на развитие ребенка может оказывать тяжелое соматическое заболевание в первые годы жизни ли­бо хронические формы заболеваний с частыми обострения­ми. При тяжелых формах соматогения способна привести к более существенным нарушениям обменных процессов моз­га, более стойкой задержке развития, обусловленной глав­ным образом стойкой астенией, резко снижающей психиче­ский и физический тонус ребенка.

Замедление темпа нормального хода развития, недоста­точное формирование способностей к усвоению знаний мо­гут быть обусловлены как действием отдельного неблаго­приятного фактора (причины), так и их сочетанием.

Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможности развития и обучения ребенка. В то же время у здорового от рождения ребенка общая микро­социальная и педагогическая депривация, негативное и за­частую психотравмирующее влияние семьи, отсутствие индивидуализации в воспитании и обучении могут обусловить отдельное недоразвитие тех или иных функций.

Таким образом, реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от об­щего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к развитию ребенка, с другой — от организации пе­дагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимы в целях профилактики и коррекции трудностей в обучении и воспитании детей.

В коррекционной педагогике в последние годы утверди­лось принципиальное положение о возможностях компен­сации отставания в психическом развитии детей при созда­нии адекватных состоянию ребенка педагогических условий. Эффективность ранней коррекционной работы подтвержда­ет опыт организации дошкольных старших и подготовитель­ных групп для детей с ЗПР в условиях детских садов обще-развивающего вида.

В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной програм­мы. Это обусловливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятель­ности и препятствует достижению определенного уровня го­товности к школьному обучению. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональ­ной недостаточностью нервной системы, в том числе из не­благоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармо­нический инфантилизм), а также имеющие наряду с незре­лостью эмоционально-волевой сферы недостаточное разви­тие познавательной деятельности (развитие внимания, па­мяти, речи).

Особенности познавательной

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/....
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальные (коррекционные) образовательные программы (VII вида) Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений /...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение...
СД. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)»
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» icon«Школьная библиотека-2010»  Почтовый адрес общеобразовательного учреждения
Дмитрий Медведев. Символично, что логотипом «Новой школы» стала книга, распахнутая на первой странице. Книга ассоциируется у нас,...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» icon«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconЛитература для детей: «Библиотека мировой литературы для детей»....
«Библиотека мировой литературы для детей». Под ред. Алексеева С. П. Изд. «Детская литература», М., 1989 г
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconШкола имени А. А. Яковлева
Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире,...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПрограмма курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха»
«Обучение плаванию детей с нарушениями слуха» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» icon«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом»
«дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconПлан работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки
Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» iconКонспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей...
Корсаков С. Н. Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи / Пер с франц под ред. А. С. Михайлова....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск