Правила эффективного общения





Скачать 61.01 Kb.
НазваниеПравила эффективного общения
Дата публикации10.10.2014
Размер61.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
1. Умейте слушать друг друга.

— Это означа­ет необходимость смотреть на говоря­щего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий беру­щий слово начинает с краткого обзора того, что было сказано только что гово­рившим, прежде чем он приступит к изло­жению своих мыслей. Некоторые используют ключ, который дер­жит говорящий. Ключ передается следую­щему выступающему, в то время как про­чие хранят молчание.

2. Говорить должен кто-то один.

— Во время обсуждения группой говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить дол­жен только один человек — это два пра­вила, которые дополняют друг друга.

3. Говорить по существу.

— Иногда учащие­ся отклоняются от предмета разговора. Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может в таком случае сказать: "Я немного не понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты по­яснить, что имеется в виду?" Это позво­лит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.

4. Необходимость делиться мыслями и чувствами.

— Сле­дует поощрять стремление учащихся по­делиться своими мыслями. Дайте по­чувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: "Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Одна­ко, известно, что..." Таким образом уче­ник не будет поставлен в неловкое поло­жение и будет избавлен от чувства смуще­ния за неправильный ответ.

5. Необходимость щадить чувства других.

— К участию в обсуждении и других видах работ всем классом необходимо побуж­дать всех учащихся. Однако, ученик дол­жен обладать правом отказаться от по­добного участия, когда это ему крайне неприятно.

6. Недопустимость умаления достоинства.

— Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что мож­но не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отно­шении других людей лишь на основе из­ложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что есть обидное заме­чание/высказывание и как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.

7. Уважительное отношение ко всем учени­кам без исключения.

— Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к лю­бому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они полу­чат ответ в рамках учебной программы.
НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ,

НЕОБХО­ДИМЫЕ УЧИТЕЛЮ:
Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать учени­кам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Су­ществуют пять основных навыков межлич­ностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установления кон­такта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.
1. Умение слушать

— Выслушивание — обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одно­временного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершен­ствовать умение слушать, обращая внима­ние на вербальные и невербальные приз­наки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предвари­тельные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противо­речия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.

2. Воспроизведение сказанного

— Воспроиз­ведение сказанного — это почти дослов­ное повторение того, что сказал собесед­ник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убе­диться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у уча­щегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное мож­но и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.

3. Умение разъяснять

— Разъяснение помо­гает учащимся и учителю выработать но­вое понимание темы за счет создания све­жей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретаци­ей. Разъяснение выходит за рамки про­стого воспроизведения сказанного уча­щимся. В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении не­скольких суждений ученика для формиро­вания нового подхода к пониманию проб­лемы. Поступая таким образом, руково­дитель может сказать: "Во время урока вы сказали следующее... Можно ли это понять как...?" Таким образом у учаще­гося появляется возможность обдумать мысль или идею в новом свете (согла­шаясь или не соглашаясь с ней).
4. Умение задавать вопросы

— При попыт­ках учителя понять мысли, высказывае­мые по теме учеником, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно.

Вот несколько советов о том,

как следует эффективно задавать вопросы:
а. Задавайте вопросы, оставляющие сво­боду выбора ответа. "Не скажите ли несколько подробнее?" "Каково ваше мнение?" "Не хотите ли еще что-либо сказать?"

б. Задавайте лишь один вопрос зараз. Не задавайте несколько вопросов один за другим.

в. Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, повреме­ните по крайней мере полминуты. Иногда на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.

г. Оцените ответ учащегося. Поблагода­рите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.

д. Не загоняйте ребенка в угол. Задавая вопрос, внимательно следите, не об­наруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособ­ности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажи­те: "Кажется, вы очень тщательно об­думываете мой вопрос. Вам нужно еще время или может быть, вам по­мочь с ответом?"

е. Заканчивайте на положительной ноте.

Заканчивая вопросы и ответы, созда­вайте положительный настрой. Ска­жите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и они хорошо по­работали, отвечая на них.
5. Подбор примеров

— При попытках выра­зить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос, "Не могли бы вы привести пример или описать то, что имеете в виду?", поможет учащемуся донести свою мысль.

Все пять навыков межличностного общения, при использовании в сочетании друг с дру­гом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подроб­но изложить ее. Эти навыки общения помо­гают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ро­левых игр, во время других видов работ а также при выработке альтернатив в проце­ссе принятия решений.

 




НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ

 

  • Учащиеся могут обнаруживать признаки того, насколько хорошо они понимают ма­териал через невербальный язык или язык поз и жестов. Если учитель умеет читать язык телодвижений, это зачастую может по­мочь ему относиться к отдельным ученикам с большим пониманием и человечностью. К языку телодвижений или невербальному спо­собу передачи информации относятся мими­ка человека, взгляд, позы, жесты и внешний вид индивида. Если вы, как учитель, не уве­рены в реакции ученика на урок, обратите внимание на следующую информацию, кото­рую он выражает всем своим телом.

  • Если кисти рук лежат спокойно друг на друге или с переплетенными пальцами, уче­ник спокоен и уверен в себе. И, наоборот, если руки сжаты или если пальцы впиваются в стол либо перебирают что-то, он нервни­чает или напуган. Если руки прикрывают глаза, он защищает себя от внимания учи­теля или спрашивающего.

  • Если голова склонена набок, ученик внимательно слушает. Если голова склони­лась вперед, он вспоминает информацию. Если ученик встречает ваш взгляд глазами, он уверен в себе и заинтересован. Если зрач­ки глаз расширены, ученику приятно. Если же зрачки сужены или ученик смотрит с при­щуром, возможно ему комфортно в классе.

  • Если ученик потирает нос или дергает себя за ухо либо за волосы, это обычно сви­детельствует о том, что он не уверен, что по­нимает, что говорит учитель.

  • Если ученик пожимает плечами, это признак безразличия. Ученик, у которого руки сложены на груди, пытается отгоро­диться от информации или защищается.

  • Если тело скособочено, ученик демон­стрирует невнимание. С другой стороны, если он сидит прямо, слегка подавшись вперед, это показатель его интереса к уроку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правила эффективного общения icon2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила
Пути эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
Правила эффективного общения iconПрофессиональная культура общения
Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи и изучить правила профессионального общения парикмахера...
Правила эффективного общения iconСеминар для начинающих педагогов доу по построению эффективного общения...
Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков...
Правила эффективного общения iconПравила и нормы общения в коллективе. Усвоение правил и норм общения....
Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника
Правила эффективного общения iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Правила эффективного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: сформировать у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми
Правила эффективного общения iconПрограммы дополнительного образования ано «Региональный учебный центр профсоюзов»
...
Правила эффективного общения iconУрок – как главная форма эффективного педагогического общения в современной школе
В статье рассматривается проблема выстраивания взаимоотношений между обучающимися и педагогами на уроке, проводится анализ исследования...
Правила эффективного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью изучения дисциплины является овладения студентами культурой делового общения, психологией, стратегией и тактикой деловых переговоров,...
Правила эффективного общения iconВопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения"
Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества
Правила эффективного общения iconКраткое содержание проекта
Цель данного проекта – Заложить основы безопасной работы с учебной информацией, индивидуально эффективного стиля учения и общения....
Правила эффективного общения iconПравила поведения учащихся гбоу цдод эврика
Правила устанавливают нормы поведения учеников в здании и на территории гбоу цдод «Эврика». Цель Правил создание в Центре нормальной...
Правила эффективного общения iconТема: «Правила общения»
Цели урока: обучающая: повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи
Правила эффективного общения iconПравила поведения учащихся Муниципального бюджетного образовательного...
Настоящие правила устанавливают нормы поведения учащихся в здании и на территории школы, способствуют созданию нормальной рабочей...
Правила эффективного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определение общения. Его стороны и специфика Виды общения Вопрос Структура общения
Правила эффективного общения iconРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск