А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях*





Скачать 191.53 Kb.
НазваниеА. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях*
Дата публикации17.07.2013
Размер191.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы




Опубликовано в журнале «Мир образования – образование в мире» (Москва):
Федоров А.В. Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях // Мир образования – образование в мире. 2007. N 4. С.207-217.
А.В.Федоров
Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях*
*написано при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Семиотический анализ (Semiological Analysis) медиатекстов: анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом. Семиотический анализ медиатекста в учебных целях опирается на семиотическую теорию медиаобразования (Semiotic Approach, Le decodage des medias), обоснованную в трудах таких теоретиков медиа семитического (структуралистского) направления, как Р.Барт [Barthes, 1964], К.Метц [Metz, 1964], У.Эко [Eco, 1976] и др.

Исследователь и медиапедагог А.Бергер подчеркивает, что «знаком, с точки зрения семиотики, может быть что угодно, что символизирует или означает нечто другое» [Бергер, 2005, с.55]. Таким образом, можно согласиться с тем, что знак – это «материальный, чувственно воспринимаемый объект (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают знаки языковые и неязыковые. Представление, возникшее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство, есть символ. … Знаки можно разделить на изображения (отображает некое легко узнаваемое сходство с реальными объектами), указатели (отображает ситуативную связь, которую можно определить логически: например, огонь и дым) и символы (отображают условные значения, требующие специальных знаний - например, символика флагов различных государств, христианский крест) [Бергер, 2005, с.247].

Точно также и символом может стать любой предмет и любое явление. Символ – это знак, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое явление, которому люди придают особый смысл, не связанный с сущностью этого явления. Смысл символа намекает на то, что находится за его чувственно воспринимаемой внешностью. Символы с более абстрактным смыслом часто олицетворяют нечто такое, что само по себе не может быть выражено иным образом, кроме символического [Бэзэлгэт, 1995].

Проблема кодов – одна из ключевых в медиаобразовании. «Коды – система условных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки и хранения различной информации и организации поведения. Существуют общепринятые коды, общеизвестные и определяющие поведение большинства людей, а также эстетические кода, обычно неосознаваемые, но, тем не менее, воздействующие на поведение» [Бергер, 2005, с.248].

В медиаобразовании коды – это набор условностей, зафиксированных в предсказуемую стереотипную модель. Программы новостей или анимация - хорошие примеры закодированных медиатекстов. Задача педагога – объяснить учащимся, что коды как способы понимания знаков, могут рассматриваться системой условностей и обычаев, предлагаемой культурной традицией. Культуру в общечеловеческом смысле можно также охарактеризовать как набор кодов. Недаром под фразой «культурный шок» подразумевается ситуация, когда человек сталкивается с непривычными ему культурными или социальными кодами» [Бергер, 2005, с.60-61].

Медиапедагоги-«семиотики» утверждают, что медиа часто стремятся завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, а это угрожает свободе потребления информации. Аудитория, в первую очередь, детская, слишком пассивна по отношению к «чтению» медиатекстов, поэтому цель медиаобразования в том, чтобы помочь учащимся «правильно читать» медиатекст. Так основным содержанием медиаобразования становятся коды и «грамматика» медиатекста, то есть язык медиа, а педагогической стратегией - обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т.д. (denotation/connotation).

В этой связи один из ведущих британских медиапедагогов Э.Харт (A.Hart) писал, что семиотический анализ медиатекста должен еще более активно внедряться в медиаобразовательный процесс, так как «новая грамотность потребует, чтобы учащиеся изучали «метаязык», который позволит им говорить о медиа» [Hart, 2000, p.21].

Материалом для семиотического анализа на занятиях в студенческой аудитории могут стать не только произведения «высокого искусства» (art house), но любые тиражируемые объекты – игрушки, упаковочные коробки, туристические путеводители, обложки журналов и т.д. «Даже стиль одежды учащихся, их невербальная коммуникация и их пластика составляет комплекс знаковых систем, созданных одними индивидами и «читаемых» другими» [Watts Pailliotet and others, 2000]. При этом главенствует принцип «непрозрачности» медиатекста, так как медиа не отражают реальность, но переосмысляют/репрезентируют ее. Анализ семиотической теории медиаобразования приводит к мысли, что она является полной противоположностью идеологической, ибо акцентирует проблемы языка медиа, а не политического или социального смысла медиатекста. Зато своими подходами к анализу медиатекстов семиотическая теория медиаобразования в какой-то степени напоминает теорию медиаобразования как развития критического мышления аудитории. Правда, без нажима на исследование манипулятивной роли медиа в обществе.

Семиотический анализ медиатекста тесно связан с изучением ключевого понятия медиаобразования «Язык медиа» (media language). В этом смысле «медиаобразование стремится развивать знания тех способов, с помощью которых медиатексты выражают свою идею, а также развивать эти знания, совершенствуя умения текстуального анализа, которые могут прилагаться к неподвижным или движущимся образам, записанным на носитель звукам или к любой комбинации вышеназванного. В критической работе это, как правило, делается с помощью анализа отдельных образов или коротких фрагментов аудиовизуального текста, предлагая детальный отчет о том, что в действительности видно и слышно – до того, как перейти к интерпретирующим комментариям и выражению своей реакции» [Бэзэлгэт, 1995, c.31]. Здесь культурологические и эстетические подходы в медиаобразовании (как и подход, ориентированный на формирование «критического мышления») перекликаются с «семиотической» теорией и методикой медиаобразования, предполагающей, как уже отмечалось, чтение и анализ медиатекста, как синтеза знаков и символов, «кодов».

Надо признать, что по отношению к понятию «язык медиа» обнаруживается единство подходов западных (К.Бэзэлгэт, Э.Харт и др.) и российских медиапедагогов (Ю.Н.Усов, С.Н.Пензин, О.А.Баранов, Е.А.Бондаренко и др.) – и те, и другие на начальном этапе анализа медиатекстов предлагают учащимся сконцентрироваться на внимательном восприятии аудиовизуальных образов, на описании их характерных особенностей. Аудитория учится понимать условные коды медиатекстов (к примеру, становятся «прозрачными» следующие коды: объекты и явления в медиатексте могут быть увидены якобы глазами персонажа, а каждая радио/телепередача имеет свою, как правило, постоянную заставку). И только после этого осуществляется плавный переход к интерпретации и оценке медиатекста.

Здесь также практикуются учебные «игры» практического содержания – кадрирование изображений и фотографий (изучение системы планов), съемки видеокамерой под различными углами (изучение понятия «ракурс») и т.д. В итоге понимание учащимися языка медиа включает «более сложные идеи о том, как определенные наборы смыслов могут быть закодированы: каким образом можно обозначить изменения времени и места действия в медиатекстах, или как могут быть показаны типичные характеры и ситуации» [Бэзэлгэт, 1995, c.36]. Например, каков «код» изображения типичных отрицательных персонажей, а какой – типичных положительных. Или, в качестве, более сложного варианта – как нарушаются или разрушаются стандартные «коды» медиатекста в пародии или в «экспериментальном авангарде», как обыгрываются в постмодернистской стилизации традиционные «коды» классических медиатекстов.

Тут, наверное, можно покритиковать педагогическую методику, ориентированную только на развитие критического мышления по отношению к медиаманипуляциям (или, например, направленную на «удовлетворение потребностей» аудитории в предпочитаемых ею стандартных, наиболее распространенных видах и жанрах медиа), за очевидное сужение спектра возможностей медиаобразования.

Семиотический анализ медитекстов предполагает выполнение студентами ряда творческих заданий (часть заданий приводится по: BFI, 1990; Semali, 2000, pp.229-231; Silverblatt, 2001: Бергер, 2005, с.145; Федоров, 2004, с.43-51, Федоров, 2005, однако цикл заданий нами существенно дополнен и переработан): литературно-аналитических, литературно-имитационных, театрализовано-ролевых, изобразительно-имитационных. Каждое из этих заданий включают анализ ключевых понятий медиаобразования [«медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences) и др.].

Цикл литературно-аналитических и литературно-имитационных творческих заданий для семиотического анализа медиатекстов:

Медийные агентства (media agencies):

-анализ логотипов известных медийных агентств/фирм с семиотической точки зрения;

Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

-анализ того, в каких медийных жанрах чаще всего встречаются символы, отображающие условные значения, требующие специальных знаний (христианский крест, серп и молот, свастика и т.д.).

Медийные технологии (media technologies):

-подготовка проекта технологии использования знаков и символов в медиатекстах конкретных видов и жанров;

Языки медиа (media languages):

-написание аннотаций и сценариев рекламных медиатекстов с опорой на знаки и символы;

-чтение короткого рассказа и размышление над тем, какие знаки и символы можно использовать при его экранизации;

-анализ рекламного плаката с изображением людей и рекламным текстом, учитывая все символы и знаки, замеченные вами на этом плакате.

-сравнение двух кадров (две фотографии, рисунка), где одна и та же сцена изображена в различных ракурсах. Размышление над тем, как изменение ракурса влияет на восприятие кадра, на понимание отношения персонажей медиатекста друг к другу;

Медийные репрезентации (media representations):

-представление своих вариантов «улучшения качества» тех или иных известных медиатекстов: описание изменений, которые можно внести в дизайн и макет интернетного сайта, журнала, газеты;

-описание кодов репрезентаций в медиатекстах «суперменов», «плохих парней», «золушек», «простаков» и других стереотипных персонажей;

Медийная аудитория(media audiences):

-анализ процесса «чтения», декодирования аудиторией различного возраста и уровня образования знаков и символов в медиатексте.

Выполняя эти задания, аудитория в игровой форме готовится к более серьезному проблемному анализу медиатекстов. Естественно, что все вышеуказанные работы коллективно обсуждаются, сравниваются. Большинство заданий выполняется аудиторией на «конкурсной» основе, с последующим определением лучшей работы и т.д. Показатели выполнения заданий: умения декодировать медиатексты, читать и генерировать знаки и символы (в том числе и выполняя творческие задания по замене отдельных компонентов медиатекста).

Цикл театрализовано-игровых творческих заданий для семиотического анализа медиатекстов:

Медийные агентства (media agencies):

-презентация медийного логотипа средствами пантомимы;

Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

-подготовка пантомимы в рамках какого-либо медийного жанра с опорой на определенную символику;

Медийные технологии (media technologies):

-практическая реализация (в небольших творческих группах, вооруженных, например, портативными цифровыми видеокамерами) определенной медийной технологии с опорой на ту или иную символику текста;

Языки медиа (media languages):

-подготовка пантомимы с опорой на символику конкретного медиатекста;

Медийные репрезентации (media representations):

-театрализованный этюд на тему «пресс-конференции» с «отечественными или зарубежными авторами» медиатекста («телеведущим», «сценаристом», «режиссером», «актерами», «оператором», «композитором», «художником», «звукооператором», «продюсером», «дизайнером» и др.); «журналисты» по ходу занятия задают заранее подготовленные вопросы, порой каверзные, «авторам», которые в свою очередь предварительно готовились к «защите» своего гипотетического (или действительно созданного в ходе предыдущих упражнений) детища - конкретного медиатекста. Вопросы задаются с уклоном в семиотический анализ медиатекстов;

-театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакритиков», которые обсуждают различные аспекты, связанные с семиотическим анализом медиатекстов;

-театрализованный этюд на тему рекламной компании в сфере медиа: конкурс «медиареклама» (вариант – «антиреклама») с опорой на знаки и символы;

Медийная аудитория(media audiences):

-подготовка пантомимы, символизирующей различные эмоциональные реакции аудитории разного возраста и социального статуса на те или иные медиатексты.

По сути дела, «театрализовано-ролевые» творческие занятия дополняют и обогащают умения, приобретенные аудиторией во время «литературно-аналитических» игровых практических занятий. Они способствуют раскрепощенности, общительности аудитории, делают речь студентов более свободной, активизируют импровизационные, пластические способности, ассоциативное, критическое мышление.

К недостаткам некоторых «театрализовано-ролевых» заданий можно, вероятно, отнести достаточно длительный этап предварительной подготовки аудитории, которая требуется, чтобы войти в роль «авторов», «журналистов» и т.д.

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий для семиотического анализа медиатекстов в студенческой аудитории:

Медийные агентства (media agencies):

-переделка логотипа какой-нибудь известной компании, обоснование сделанных изменений в дизайне, символике;

Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

-подготовка рисунка, плаката, коллажа, отражающего стереотипы какого-либо медийного жанра с опорой на определенную символику;

Медийные технологии (media technologies):

-выполнение (с опорой на современные компьютерные технологии, например, в Power Point) медиапроекта, связанного со знаковой системой медиатекста;

Языки медиа (media languages):

-анализ кадра (фотографии, плаката, рекламного постера) с точки зрения содержащихся там знаков и символов. Изготовление вырезок фигур или предметов, изображенных на фотографии или плакате, апробация разных вариантов расположения этих вырезок в «кадре»; размышление над тем, изменились ли отношения персонажей и предметов после такой перестановки, и как это повлияло на смысл знаков и символов;

-создание различных сюжетов на основе одного и того же изображения, содержащего знаки и символы (с изменением их формы и элементов);

Медийные репрезентации (media representations):

-создание рекламных афиш/постеров собственного медиатекста (вариант: афиши/постеры к профессиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках с упором на знаки и символы;

-создание рисунков, комиксов и коллажей с той или иной символикой на тему российских и зарубежных произведений медиакультуры (с помощью вырезок текстов и изображений из старых газет/журналов);

-создание диорамы сцены из медиатекста c использованием какой-либо символики;

-создание рекламного плаката с опорой на знаки и символы;

Медийная аудитория(media audiences):

-создание рисунков или рисованных комиксов, символизирующих различные эмоциональные реакции аудитории разного возраста и социального статуса на те или иные медиатексты.

После выполнения вышеупомянутых творческих заданий проводится конкурс афиш, плакатов, коллажей, рисунков, комиксов – обсуждаются, сравниваются их достоинства и недостатки, авторы творческих работ имеют возможность публичной защиты своих произведений, отвечают на вопросы педагога и аудитории относительно знаков и символов и т.д. Основной показатель выполнения задания: умение студента в знаковой, символической форме передать свои впечатления от медиатекста.

Цикл творческих занятий, направленных на развитие у студенческой аудитории умения семиотического анализа конкретного медиатекста.

Разумеется, здесь вновь используются творческие, игровые, эвристические и проблемные задания, существенно повышающие активность и заинтересованность аудитории. Эвристическая форма проведения занятия, в ходе которой студентам предлагается несколько ошибочных и верных суждений, существенно облегчает аналитические задачи и служит первой ступенью к последующим игровым и проблемным формам обсуждения медиатекстов.

В ходе реализации эвристических подходов аудитории предлагаются -истинные и ложные трактовки логики знаков и кодов на материале конкретного эпизода медиатекста; верные и неверные варианты авторской концепции, раскрывающейся в конкретном медиатексте.

Аудитории предлагается также заполнить таблицы наиболее распространенных кодов персонажей, выражения их чувств и мест действия медиатекстов.
Таб.1. Условные коды типичных персонажей медиатекстов

Условные коды персонажей

в медиатекстах

Аудиовизуальная характеристика проявления данных кодов в медиатекстах

Список конкретных медиатекстов, где можно легко обнаружить данные коды

Золушка







Богатырь/Супермен/ Герой







Простак/Иванушка-дурачок/







Король/Властитель







Красавица и Чудовище







Аутсайдер/Неудачник







Злодей или Маньяк







Вампир/Упырь







Шпион/Разведчик







Предатель







Жертва








Таб.2. Условные коды типичного выражения чувств в медиатекстах

Условные коды

типичного выражения

чувств

в медиатекстах

Аудиовизуальная характеристика проявления данных кодов в медиатекстах

Список конкретных медиатекстов, где можно легко обнаружить данные коды

голод, жажда







пресыщенность, сытость







страх, ужас







радость, восторг







сексуальное влечение







сексуальная антипатия







любовь







ненависть







жалость, сострадание







равнодушие







зависть







ревность







робость, застенчивость







агрессия, наглость








Таб.3. Условные коды типичного места действия медиатекстов

Условные коды

типичного места действия

в медиатекстах

Аудиовизуальная характеристика проявления данных кодов в медиатекстах

Список конкретных медиатекстов, где можно легко обнаружить данные коды

жилище богача







жилище бедняка







жилище маньяка







салун/бар/ресторан







современный деловой офис







армейская казарма







корабль, подлодка







учебное заведение







полицейский отдел







судебный зал







тюрьма/концлагерь








Следующий цикл занятий состоит в проблемных коллективных обсуждениях и в рецензировании медиатекстов с точки зрения семиотического анализа. Здесь могут использоваться следующие виды проблемных творческих заданий:

-сопоставление и обсуждение рецензий (статей, книг, содержащих семиотический анализ медиатекстов) профессиональных медиакритиков, журналистов;

-подготовка рефератов, посвященных семиотике медиатекстов разных видов и жанров;

-письменные рецензии студентов на конкретные медиатексты разных видов и жанров с опорой на семиотический анализ.

-устные коллективные обсуждения (с помощью проблемных вопросов педагога) семиотики медиатекстов;

Логика последовательности творческих заданий исходит из того, что критический анализ семиотики медиатекстов начинается со знакомства с работами медиакритиков-профессионалов (рецензии, теоретические статьи, монографии, посвященные семиотике медиакультуры), по которым аудитория может судить о различных подходах и формах такого рода работ.

Занятия, развивающие умения семиотического анализа медиатекстов направлены на тренировку звукозрительной памяти, на стимуляцию творческих способностей личности, на импровизацию, самостоятельность, культуру критического мышления, способность применить полученные знания в новых педагогических ситуациях и т.д.

Основные этапы данного цикла выглядят следующим образом:

-выявление и рассмотрение содержания эпизодов конкретного медиатекста, с максимальной яркостью воплощающих характерные закономерности знаков и кодов произведения в целом;

-анализ знаков и кодов медиатекста: как они проявляются в развитии конфликтов, характеров, идей, аудиовизуального, пространственно-временного ряда и т.д.

Завершается обсуждение проблемно-проверочным вопросом, определяющим степень усвоения аудиторией полученных умений анализа медиатекста. Например: «С какими известными вам медиатекстами можно сравнить данное произведение (основные коды, символы)? Почему? Что между ними общего?» и т.д.

Методическая реализация данных этапов основывается на цикле занятий, посвященных анализу конкретных медиатекстов. При этом, как показывает практический опыт, надо, во-первых, идти от простого к более сложному: сначала выбирать для обсуждения, анализа ясные по фабуле, знакам и кодам медиатексты. А во-вторых, - стремиться учесть жанровые, тематические предпочтения аудитории.

Показателем способности аудитории к семиотическому анализу аудиовизуальной, пространственно-временной структуры медиатекстов является умение осмысления семиотической многослойности образного мира, как отдельных компонентов, так и произведения в целом.

Вопросы к изучению основных подходов к семиотическому анализу медиатекста на учебных занятиях в студенческой аудитории [Buckingham, 2003, pp.54-60, Бергер, 2005; Федоров, 2004, с.43-51; Федоров, 2005; Федоров, 2006, с.175-228 и др.]:

Медийные агентства (media agencies):

-Используют ли агентства в своих логотипах «фирменные» символы и коды? Если да, то почему? Какие коды, обозначающие ту или иную фирму, наиболее распространены?

Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

-Как условности и коды проявляются в различных типах медиатекстов?

Медийные технологии (media technologies):

-Как технологии влияют на знаки и символы в медиатекстах?

Языки медиа (media languages):

-Есть ли в данном медиатексте символы, знаки? Если есть, то какие? Каковы грамматические «правила», установленные медиа? Что случается, когда они нарушены?

-Как медиа используют различные формы языка, чтобы передать идеи или значения – коды и символы?

-Каковы воздействия выбора определенных форм языка медиа?

-Как это использование языка становится понятным и общепринятым?

-Представьте себя автором, которому нужно донести до аудитории определенную информацию и выразить определенные эмоции без слов. Какие визуальные образы можно использовать, чтобы передать такие понятия, как ужас, террор, секретный агент, любовь, ненависть, умопомешательство? Как можно изобразить другие явления и чувства?

Медийные репрезентации (media representations):

Что означают изображения, звуки или слова?

Каковы коды репрезентации «золушек», «суперменов» или «злодеев» в популярных медиатекстах?

Медийная аудитория(media audiences):

-Какие ассоциации на уровне знаков и символов вызывает у вас реклама конкретного медиатекста?

-Могут ли одни и те же коды и символы по-разному восприниматься аудиторией? Почему?

Примечания
Barthes, R. (1964). Elements de semiologie. Communications, N 4, pp.91-135.

BFI (British Film Institute). Film Education. Методическое пособие по кинообразованию. Пер. с англ. М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования, 1990. 124 с.

Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.

Eco, U. (1976). A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press.

Hart, A. (2000). Probing the New Literature: A Meta-language for Media. Telemedium. Journal of Media literacy. Vol. 46. N 1, p.21.

Metz, C. (1964). Le Cinema: Langue ou language? Communication, N 4, pp.52-90.

Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York – London: Falmer Press, 243 p.

Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p.

Watts Pailliotet, A., Semali, L., Rodenberg, R.K., Giles, J.K., and Macaul, S.L. (2000). Intermediality: Bridge to Critical Media Literacy. The Reading Teacher. Vol. 54, N 2, pp.208-219.

Бергер А.А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Вильямс, 2005. 288 с.

Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования, 1995. 51 с.

Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. CD. 1400 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006.  N 4. С.175-228.

Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.

Федоров Александр Викторович,

доктор педагогических наук, профессор,

президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России,

эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconАнализ посещенного урока
Наименование прорабатываемой на занятиях темы глобальное потребление. Парниковый эффект
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconА. В. Федоров О. А. Баранов: от киноклуба к университету*
Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант нш-657. 2003. 6,...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconАнализ посещенного урока
Наименование прорабатываемой на занятиях темы геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconАнализ посещенного урока
Наименование прорабатываемой на занятиях темы Геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconАнализ посещенного урока
Наименование прорабатываемой на занятиях темы знакомство с объектно-ориентированным языком программирования Visual Basic. Лабораторная...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconСемиотический подход к отбору материала для обучения в средней школе...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconУчебник для 3 кл., Самара, Изд дом «Федоров» Цель урока: учить определять...
Н. А. Чуракова, В. Ю. Свиридова, «Литературное чтение», учебник для 3 кл., Самара, Изд дом «Федоров»
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconЭкономический анализ современных рынков
В. А. Лазаревой «Литературное чтение» утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconУчебная литература
Технология» для 1 класса класс) составлена на основе авторской программы курса Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Корпорация «Фёдоров»...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconМедиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного...
Федоров А. В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Дистанционное...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconПрограмма учебного предмета «Сольфеджио»
Знания и умения, полученные на занятиях сольфеджио, помогают учащимся в занятиях на инструменте, в слушании музыки, музыкальной литературе...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconУчебная литература
Литературное чтение: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.; методическими...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconУчебная литература
А., Проснякова Т. Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задание: На лабораторных занятиях выполняется примерный вариант задания. На самостоятельную работу планируется выполнение индивидуального...
А. В. Федоров Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях* iconУчебно-методическое пособие москва 2005 Одинцова В. П., Федоров И....
Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск