Методическое пособие по дисциплине «биоэтика»





НазваниеМетодическое пособие по дисциплине «биоэтика»
страница1/5
Дата публикации13.01.2015
Размер0.52 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Философия > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


ГБОУ ВПО

«Ставропольская государственная медицинская

академия» Министерства здравоохранения и

социального развития российской федерации
Кафедра философии и гуманитарных дисциплин


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «биоэтика»

для студентов лечебного и педиатрического факультетов

г. Ставрополь, 2012
Биоэтика: Методическое пособие. – Ставрополь: СтГМА, 2012. – 36 с.


Составители: к.ф.н., доцент С.Р. Агирбов, к.ф.н., ст. преподаватель П.А. Гончаров

Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий: пояснительную записку, содержание основных компетенций, перечень необходимых навыков и умений, содержание разделов Программы, планы семинарских занятий, основные понятия, темы рефератов, контрольные тестовые задания, вопросы к зачету, основную и дополнительную литературу.

Пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов


Рецензенты: д.м.н., профессор В.А. Батурин, д.ф.н., профессор Т.Б. Сергеева
Технический редактор преподаватель О.О. Голубницкий

Методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин «____» ______________ 20 ____ г.


Зав. кафедрой, профессор

Т.Б. Сергеева
Пояснительная записка

Курс «Биоэтика», являясь важной частью гуманитарной подготовки студентов, наряду с другими курсами призван обеспечить полноту базовых гуманитарных знаний, а также восполнить нравственно-мировоззренческий вакуум современного образования.

Основополагающие положения биоэтики составили основание для сформировавшегося в последние годы нового международно-признанного этического стандарта медицинской науки и практики, нашедшего свое выражение в документах международного права, многих национальных законодательствах (включая российское законодательство в области совершенствования здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.

В основных разделах современной биоэтики, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами научного познания; введение в круг философских проблем биоэтики, связанной с областью будущей профессиональной деятельности медиков, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами по этике и биоэтике. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков морально-нравственного восприятия и аксиологической оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать своё собственное видение биоэтических проблем и способов их разрешения.

Основная концепция преподавания биоэтики предполагает последовательное движение от общих философских понятий этики, истории медицинской этики к практическим этическим проблемам, которые ставит перед врачом современная медицина. Особое внимание уделяется профилизации проблем биоэтики в педиатрии.

Представление содержания учебной дисциплины «Биоэтика» в виде логически завершенных элементов содержания дисциплины, дает основание для определения темы курса, выносимые для проверки. Структурирование содержания этой учебной дисциплины является также необходимым условием для функционирования рейтинговой системы.

Наличие компьютерной контрольной тестовой программы, соответствующей выделяемым модулям способствуют повышению и унифицированию контроля знаний. Оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию (зачёт). Посещение занятий и лекций, указанных в расписании является обязательным для студентов всех курсов. К зачету допускаются студенты, выполнившие полностью учебную программу.

Самостоятельная работа студентов включает изучение методических пособий, материалов, работу в Интернете с нормативно-правовыми актами, что в конечном итоге дает возможность формировать соответствующие умения и навыки и, в дальнейшем является фундаментом для принятия нормированных решений в правовом поле здравоохранения. Активное использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих технологий способствуют формированию умений обучающихся использовать современные инновационные образовательные программы.

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель – формирование у студента представления о специфике биоэтики, как философии и науки выживания человечества.

Задачи:

  • повысить восприимчивость студентов к этической проблематике; обучить искусству этического анализа;

  • ознакомить студентов с возрастающим потоком литературы по предмету;

  • помочь студентам лучше понять моральные ценности (профессиональные, личные, своих пациентов);

  • научить регулировать и разрешать этические конфликты. Сформировать представление о методах и способах урегулирования, разрешения и предупреждения этических конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Биоэтика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

  • специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

  • Является предшествующей для изучения дисциплин: правоведение; педагогика и психология и дисциплин профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;

  • права и моральные обязательства современного врача;

  • юридические и моральные права пациентов;

  • ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике,

  • содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.

Уметь:

  • формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;

  • использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.

Владеть:

  • навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание,

  • приемами ведения дискуссии и полемики,

  • навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.

Демонстрировать:

  • способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.


Содержание разделов Учебной рабочей программы и планы семинарских занятий
Раздел 1. Философские основания этики и биоэтики

Биоэтика как философская парадигма выживания. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики. Этика цивилизованного человечества. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков пред людьми. Социально-философское осмысление проблемы смысла жизни и смерти человека. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной медицине. Философия благоговения перед жизнью. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной области.

Основные правила и принципы биоэтики. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов.

Основополагающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года. Биоэтическая инфраструктура.
Занятие 1. Биоэтика как философская парадигма выживания

1. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики

2. Этика цивилизованного человечества

3. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики

4. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков перед людьми
Основные понятия темы: мораль, нравственность, этика, потребности, мотивы, интересы, ценности, нравственная культура, гуманизм, профессионализм, наука, философия, врачебная практика
Темы рефератов:

1. Гуманность как историко-философская категория

2. Цивилизация – «смерть культуры» или основа существования современного общества

3. Морально-этические проблемы современной науки

4. Профессиональная этика и медицинская практика
Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Занятие 2. Биомедицинская этика как междисциплинарная наука

1. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной науки

2. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера

3. Эволюция биоэтики в современной медицине

4. Философия «Благоговения перед жизнью» (А. Швейцер)
Основные понятия темы: добро, зло, должное, сущее, моральный выбор, моральный авторитет, междисциплинарный подход
Темы рефератов:

1. Причины становления биомедицинской этики как науки

2. Междисциплинарный подход как метод современной науки

3. «Болезни цивилизации» и современная наука

4. Биоэтические проблемы в философии А. Швейцера
Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Занятие 3. Основные правила биоэтики

1. Правило добровольного информированного согласия

2. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства

3. Правило конфиденциальности

4. Правило правдивости

5. Правило неприкосновенности частной жизни
Основные понятия темы: информированное согласие, добровольность, врачебная тайна, правдивость, права личности, конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни
Темы рефератов:

1. Моральные и правовые основы правила информированного согласия

2. Интересы общества и личности. Врачебная тайна

3. Правило правдивости: отечественная и зарубежная традиции

4. Необходимые условия медицинского эксперимента
Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Занятие 4. Основные принципы биоэтики

1. Принцип «Делай благо»

2. Принцип «Не навреди»

3. Принцип уважения автономии личности

4. Принцип справедливости
Основные понятия темы: благо, вред, польза, риск, диалектика целей и средств, автономия личности, справедливость
Темы рефератов:

1. Понятие «вреда» с точки зрения врача и пациента

2. «Благо» общества и «благо» пациента

3. Границы действия принципа невмешательства в планы и поступки пациента

4. Экономические, юридические, моральные критерии понятия «социальная справедливость»
Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» icon«Биоэтика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине биоэтика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconРабочая программа по дисциплине в фармацевтическая биоэтика
Главная задача дисциплины «Фармацевтическая биоэтика» заключается в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconМетодическое пособие по дисциплине «Социология»
Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «мировая экономика» («The...
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического...
Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconМетодическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых...
Методическое пособие предназначено для учащихся бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «делопроизводство в кадровой службе»
Вражнова М. Н. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Делопроизводство в кадровой службе». – М.: Мади (гту), 2009. – 35 с
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» iconУчебно-методическое пособие экологическое право
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экологическое право» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск