Скачать 0.89 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Кафедра философии и социологии ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» Красноярск 2013 Рабочая программа составлена ______ С. П. Штумпф, к.ф.н., доцент__ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _____________________ Философии и социологии "_14_ " _02__ 2008 г. Председатель комиссии ___________А.М.Гендин_________________________ ф.и.о. подпись Одобрено учебно-методическим советом "____" ___________2013__ г. Председатель _____________________________ (ф.и.о., подпись) Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности На 2013/14__ учебный год
Лист внесения изменений Дополнения и изменения в рабочей программе на 2013/14___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. 2. 3. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "14_"_02.2008__г. Внесенные изменения утверждаю Заведующий кафедрой А.М.Гендин "___"_________ 2013___ г. Оглавление
Пояснительная записка. Развитие образования в наши дни привело к существенным сдвигам в его гуманизации и гуманитаризации. В учебных заведениях высшей школы введены дисциплины и курсы, отражающие эту тенденцию. К ним необходимо отнести различные программы культурологического цикла, которые включают не только теоретический аспект современной культурологии, но и такой интересный курс, как история мировой и отечественной художественной культуры. Следует оговориться, что цикл культурологических дисциплин находится в стадии становления. Не достигнуто ещё единство среди преподавателей относительно методики преподавания, тематических планов, включения тех или иных разделов, обсуждаемых проблем, использования аудио- и видео- рядов, литературных и исторических первоисточников. Данный курс также является авторским, и мы отдаём себе отчёт в том, что могут возникнуть вопросы, критические замечания и советы, которые будут с благодарностью приняты и учтены в дальнейшей работе над его совершенствованием. Однако несомненна центральная задача курса: приоритетным для нас является формирование личности студента, раскрытие его творческого потенциала, напрямую связанного с духовным пространством человеческой жизнедеятельности. Процесс формирования условий, необходимых для духовного развития предполагает осмысление своих действий и мыслей с нравственными и эстетическими критериями других исторических эпох, переживание своего бытия и взаимоотношений с другими людьми. Духовное становление личности осуществляется, с одной стороны, в процессе одухотворения природных сил человека, а с другой – посредством поиска, познания и реализации им своих индивидуальных возможностей, детерминированных возможностями социума. Поскольку только духовность как способ бытия личности в целом открывает человеку доступ к любви, совести, вере и чувству долга, которые являются особенно значимыми для молодого человека, постольку именно она может указать ему, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни. Трудно переоценить обращение к проблемам развития культуры, литературы и искусства различных эпох и их значимость в решении вопросов обучения и воспитания личности студента, для реализации его жизненной энергии и заложенных в нём возможностей. Эта проблема имеет непреходящее теоретическое и практическое значение. Ориентированность на развитие духовного начала в человеке должна относиться к задачам первостепенной важности не только в учебном, но и в воспитательном процессе. Преподаватель, исполняя свои профессиональные обязанности по обучению и воспитанию студентов, обязан опираться на огромный потенциал духовности, заложенный в их внутреннем мире. Используя категорическую форму выражения (долженствования и обязанности), мы тем самым хотим подчеркнуть непреложный императив индивидуальной и социальной жизни человека в социуме. В учебном процессе наиболее благодатными для формирования и воспитания смысложизненных ценностей являются такие мировоззренческие области знания, как философия, этика, эстетика, культурология, мировая художественная культура. Для них духовность приходится доминирующим константом. Педагогическая практика подтверждает, что обращение к столь важным проблемам находит отклик у студентов. Они серьёзно и с удовольствием изучают, разбираются в этих непростых вопросах. И впоследствии пользуются знаниями, полученными при изучении данных дисциплин. Данный курс не является базовым, универсальным в общекультурном блоке. Это курс по выбору студента. Кроме теоретических знаний, курс предполагает практическую часть: студенты прослушивают музыкальные произведения различных эпох, стилей, композиторов, знакомятся с наиболее выдающимися творениями известнейших художников, скульпторов, архитекторов, учатся ориентироваться в обширном мире литературных и исторических первоисточников. Их подробный анализ и обсуждение планируется проводить на занятиях, для подготовки к которым предусмотрены часы самостоятельной работы. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»
Выписка из Госстандарта (для специальностей социально-гуманитарного профиля) Введение Курс состоит из двух модулей: история зарубежной культуры, история русской, советской культуры. Цель курса. Цель теоретического модуля курса - познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) студентов с историей художественной культуры, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии; целью социального модуля – является ознакомление студентов с эволюцией отношений между природой и культурой, механизмом взаимодействия культуры и общества, с закономерностями и проблемами процессов инкультурации и социализации; цель исторического раздела - дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий "культуры" и "цивилизации", рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие её историко-культурное своеобразие. Место курса в системе социально-гуманитарного образования. Курс «История художественной культуры» является одной из дополнительных учебных дициплин оциально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандата высшего образования. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс «История художественной культуры», должен знать: 1. Историко-философские и социокультурные традиции формирования музыкального искусства. 2. Место музыки в методологической иерархии наук о искусстве. 3. Методы исследования в музыковедении. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук. 4. Основные подходы к определению мировая художественная культуры. 5. Основные сферы культурной деятельности общества. 6. Сущность проблемы культурогенеза. Теории, объясняющие переход от животного сообщества к человеческому обществу. 7. Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности. 8. Специфику античной культурной "картины мира". Всемирно-историческую роль античной культуры. 9. Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотношение "официальной" и "неофициальной" культур. 10. Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России. 11. Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения. 12. Основные направления религиозной мысли и религиозного сознания эпохи Реформации. 13. Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв. 14. Понятия элитарной и массовой культуры ХХ в. 15. Сущность понятия "постмодерн" как характеристики культуры второй половины ХХ в. 16. Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной принадлежности России. 17. Специфику русской интеллигенции. 18. Сущность и основные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX-XX вв. 19. Социокультурную сущность революции 1917 г. 20. Основные черты советской культуры. 21. Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов ХХ века. 22. Как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности. Содержание курса Модули курса Модуль I. История Зарубежной культуры Тема 1. Культура древних цивилизаций: Египет, Индия, Китай.
Тема 2. Античная культура.
Тема 3. Византийская культура.
Тема 4. Культура средневековья.
Тема 5. Культура Возрождения.
Тема 6. Культура Европы XIX века.
Модуль 2. История Русской, советской культуры Тема 7. Древнерусская культура. Русское средневековье.
Тема 8. Русская культура XYII-XYIII веков.
Тема 9. Русская культура XIX века.
Тема 10. Культура России рубежа XIX XX веков.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности... Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050104. 65... Специальность 050104. 65 – «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью Физическая культура | Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы национальной безопасности... Специальность: 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «педагог по физической культуре» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Гигиена физического воспитания... Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» | Рабочая учебная программа дисциплины (рпуд) учебно-методическое обеспечение... Специальность 050720. 65Физическая культура с дополнительной специальностью 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности Форма подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность 050104. 65«Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «физическая культура» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: «050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности | Рабочая программа по дисциплине «Спортивные игры» для студентов одо... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии» Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция |