Скачать 354.22 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ЗДОРОВЬЯ КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс дисциплины безопасность на дороге и общественном транспорте Специальность: «050104.65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура» Квалификация – Педагог по безопасности жизнедеятельности Форма обучения – заочная. Общая трудоемкость дисциплины – 140 час Форма аттестации – экзамен. КРАСНОЯРСК 2012 Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасности на дороге и общественном транспорте» составлен к.м.н., доцентом Мейнготом Я.Я.___________ В УМКД внесены следующие изменения: 1. Замена титульного листа. 2. Обновление карты литературного обеспечения. УМКД пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «10» сентября 2012 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой к.м.н., доцент ______________ О.Я. Шарова Согласован и одобрен научно-методическим советом института ФКСиЗ 19 сентября 2012 г Председатель НМС _______________ А.И. Завьялов Дополнения и внесенные изменения на 2012-2013 учебный год утверждаю Зам. директора ИФКСиЗ по учебной работе ________________ А.Д. Какухин ПРОТОКОЛ согласования учебной программы с другими дисциплинами
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050104.65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура» В соответствии со стандартом рассматриваются следующие основные разделы и темы: Дорожное движение. Участники дорожного движения и их безопасность. Правила дорожного движения. Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков. Опасности на дороге. Основные причины ДТП. Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях. Методы предотвращения ДТП. Правила поведения пассажиров на городском общественном транспорте. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров при аварийных ситуациях. Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения при их возникновении. Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Дисциплина является федеральным компонентом предметной подготовки специалистов СД.Ф.9 – «Безопасность на дороге и в общественном транспорте». Общая трудоёмкость на дисциплину – 100 часов. Актуальность освоения студентами педагогического вуза вопросов безопасности на дороге и на транспорте обусловлена тем, что современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью транспортной сферы. Являясь его системообразующим фактором, она активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. От обеспечения транспортной безопасности существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте. Предлагаемый учебный курс «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» разработан как компонент высшего профессионального педагогического образования. Дисциплина ориентируется на различные виды профессиональной деятельности в сфере общего и профессионального образования, а также послевузовского и дополнительного образования. Ее изучение направлено на достижение следующих целей и решение соответствующих этим целям задач. 1. Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины:
Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: а) знать:
б) уметь:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
Место дисциплины в основной образовательной программе и ее межпредметные связи: Курс призван не только обучить студентов и слушателей различных специальностей общим принципам, подходам, формам и методам, технологиям и процедурам обеспечения безопасности в транспортной сфере, но и подготовить их к реализации мероприятий в образовательных учреждениях, например, тех, которые предусмотрены действующими целевыми программами и проектами федерального, регионального и местного уровней, направленными на повышение уровня безопасности и защищенности школьников (например, ФЦП «Повышение безопасности дорожногодвижения») путем педагогической профилактики. В рамках предлагаемого курса эта задача решается с помощью акцента на формирование профессиональной, правовой и коммуникативной компетентности студентов, в деле обеспечения безопасности в транспортной сфере. Дисциплина «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» изучается на первом курсе в течение одного семестра (как по очной, так и заочной форма обучения). Общую теоретическую базу для неё обеспечивают все дисциплины ГСЭ (социально-гуманитарные и экономические) и часть дисциплин ОПД (общепрофессиональные). Для многих дисциплин предметной подготовки (ДПП) курс «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» может рассматриваться как базовый в своих прикладных аспектах. На это указывает комплексный характер системы безопасности в транспортной сфере. Безопасность в этой сфере жизнедеятельности российского общества призвана обеспечить:
Безопасность на дорогах и на транспорте в настояние время рассматривается как одна из приоритетных в числе других федеральных программ и проектов. Ей уделяется особое внимание в Концепции транспортной безопасности Российской Федерации, включающей в себя: определение национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу этим интересам, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, определение комплекса мер способных качественно повысить уровень транспортной безопасности Российской Федерации, привести его в соответствие с мировыми стандартами. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина: Дисциплина сориентирована фактически на все виды профессиональной педагогической деятельности: учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, научно-методическую, организационно-управленческую. Кроме того, учитель безопасности жизнедеятельности должен быть способен к решению типовых профессиональных задач, связанных с обеспечением безопасности учащихся на дороге и в общественном транспорте. 4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ БЖД. Лекция 1. Безопасность на транспорте как научное направление и учебная дисциплина. Цели и задачи профессиональной подготовки педагогов по курсу «Безопасность на дороге и в общественном транспорте». Объект и предмет исследования безопасности на транспорте. Методы и основные принципы исследования транспортной безопасности. Актуальность теоретического и прикладного анализа экономических, технических, правовых, психологических и организационных аспектов безопасности на дорогах и на транспорте. |