Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 354.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации04.12.2013
Размер354.22 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. Астафьева»

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ЗДОРОВЬЯ
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс

дисциплины
безопасность на дороге и общественном транспорте

Специальность: «050104.65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»

Квалификация – Педагог по безопасности жизнедеятельности
Форма обучения – заочная.

Общая трудоемкость дисциплины – 140 час

Форма аттестации – экзамен.

КРАСНОЯРСК 2012

Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасности на дороге и общественном транспорте» составлен к.м.н., доцентом Мейнготом Я.Я.___________
В УМКД внесены следующие изменения:
1. Замена титульного листа.

2. Обновление карты литературного обеспечения.
УМКД пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «10» сентября 2012 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой

к.м.н., доцент ______________ О.Я. Шарова

Согласован и одобрен научно-методическим советом института ФКСиЗ

19 сентября 2012 г

Председатель НМС _______________ А.И. Завьялов
Дополнения и внесенные изменения на 2012-2013 учебный год утверждаю

Зам. директора ИФКСиЗ по учебной работе ________________ А.Д. Какухин
ПРОТОКОЛ

согласования учебной программы с другими дисциплинами


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

1. Служба спасения

МБО ФК и БЖ







2. Теоретические основы безопасности человека

МБО ФК и БЖ







3. Социология безопасности

МБО ФК и БЖ







4. Психологические основы безопасности

МБО ФК и БЖ







5. Криминальные опасности и защита от них

МБО ФК и БЖ







6. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них

МБО ФК и БЖ







Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050104.65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»

В соответствии со стандартом рассматриваются следующие основные разделы и темы:

Дорожное движение. Участники дорожного движения и их безопасность. Правила дорожного движения. Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков. Опасности на дороге. Основные причины ДТП. Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях. Методы предотвращения ДТП.

Правила поведения пассажиров на городском общественном транспорте. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров при аварийных ситуациях. Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения при их возникновении. Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Дисциплина является федеральным компонентом предметной подготовки специалистов СД.Ф.9 – «Безопасность на дороге и в общественном транспорте».

Общая трудоёмкость на дисциплину – 100 часов.

Актуальность освоения студентами педагогического вуза вопросов безопасности на дороге и на транспорте обусловлена тем, что современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью транспортной сферы. Являясь его системообразующим фактором, она активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. От обеспечения транспортной безопасности существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.

Предлагаемый учебный курс «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» разработан как компонент высшего профессионального педагогического образования.

Дисциплина ориентируется на различные виды профессиональной деятельности в сфере общего и профессионального образования, а также послевузовского и дополнительного образования. Ее изучение направлено на достижение следующих целей и решение соответствующих этим целям задач.
1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

  • формирование понимания того, что интересы транспортной безопасности, являясь неотъемлемой составной частью национальной безопасности страны, включены в структуру национальных интересов РФ;

  • приобретение теоретических знаний и овладение практическими умениями в области транспортной безопасности (безопасности на дороге и на транспорте;

  • формирование ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение умений сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных ситуациях.


Задачи дисциплины:

  • изучение теоретических основ и прикладных аспектов транспортной безопасности и культуры поведения на дороге и на транспорте;

  • обучение правилам безопасности на улице, на дорогах, в транспорте и т.д.;

  • воспитание у студентов ответственного и сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в дорожно-транспортных ситуациях;

  • освоение нормативной базы транспортного права;

  • ознакомление с отечественным и зарубежным опытом и современными проблемами организации и функционирования системы транспортной безопасности.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

  1. основные понятия: опасность, опасные ситуации, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, криминал и т. д.;

  2. правила дорожного движения;

  3. правила поведения в общественном транспорте, на улице.

  4. правила поведения в аварийной ситуации в метрополитене;

  5. обязанности пешеходов, пассажиров;

  6. причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков;

  7. опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

б) уметь:

  • избегать опасности на дороге;

  • оценить опасную ситуацию (нападение в городском транспорте, опасность толпы, кражи, конфликты в сфере услуг);

  • предотвратить опасные ситуации на улице, на дорогах, в транспорте;

  • оказать первую медицинскую помощь при ДТП;

  • взаимодействовать с правоохранительными органами.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия

14

Лекции

6

Практические занятия (семинары)

8

Лабораторные работы



Самостоятельная работа

126

Вид итогового контроля: экзамен

9

Общая трудоемкость

140


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ




Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1

Место и роль дисциплины в в системе профессиональной подготовки учителя БЖД

2





2

Дорожное движение

2





3

Опасности на дорогах и дорожный травматизм

2





4

Методы предотвращения ДТП



2



5

Культура поведения на дорогах



2



6

Общественный транспорт в современном мегаполисе: состояние и перспективы



2



7

Безопасность в общественном транспорте



2



8

Безопасность перевозок на железнодорожном, водном и воздушном транспорте










Всего часов

6

8




Место дисциплины в основной образовательной программе и ее межпредметные связи:

Курс призван не только обучить студентов и слушателей различных специальностей общим принципам, подходам, формам и методам, технологиям и процедурам обеспечения безопасности в транспортной сфере, но и подготовить их к реализации мероприятий в образовательных учреждениях, например, тех, которые предусмотрены действующими целевыми программами и проектами федерального, регионального и местного уровней, направленными на повышение уровня безопасности и защищенности школьников (например, ФЦП «Повышение безопасности дорожногодвижения») путем педагогической профилактики.

В рамках предлагаемого курса эта задача решается с помощью акцента на формирование профессиональной, правовой и коммуникативной компетентности студентов, в деле обеспечения безопасности в транспортной сфере.

Дисциплина «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» изучается на первом курсе в течение одного семестра (как по очной, так и заочной форма обучения). Общую теоретическую базу для неё обеспечивают все дисциплины ГСЭ (социально-гуманитарные и экономические) и часть дисциплин ОПД (общепрофессиональные). Для многих дисциплин предметной подготовки (ДПП) курс «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» может рассматриваться как базовый в своих прикладных аспектах. На это указывает комплексный характер системы безопасности в транспортной сфере. Безопасность в этой сфере жизнедеятельности российского общества призвана обеспечить:

  1. безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

  2. безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;

  3. безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;

  4. экономическую (в том числе – внешнеэкономическую) безопасность;

  5. экологическую безопасность;

  6. информационную безопасность;

  7. пожарную безопасность;

  8. санитарную безопасность;

  9. химическую, бактериологическую, ядерную, и радиационную безопасность;

  10. мобилизационную готовность отраслей транспортного комплекса.

Безопасность на дорогах и на транспорте в настояние время рассматривается как одна из приоритетных в числе других федеральных программ и проектов. Ей уделяется особое внимание в Концепции транспортной безопасности Российской Федерации, включающей в себя: определение национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу этим интересам, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, определение комплекса мер способных качественно повысить уровень транспортной безопасности Российской Федерации, привести его в соответствие с мировыми стандартами.

Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина:

Дисциплина сориентирована фактически на все виды профессиональной педагогической деятельности: учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, научно-методическую, организационно-управленческую. Кроме того, учитель безопасности жизнедеятельности должен быть способен к решению типовых профессиональных задач, связанных с обеспечением безопасности учащихся на дороге и в общественном транспорте.
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ БЖД.

Лекция 1.

Безопасность на транспорте как научное направление и учебная дисциплина. Цели и задачи профессиональной подготовки педагогов по курсу «Безопасность на дороге и в общественном транспорте». Объект и предмет исследования безопасности на транспорте. Методы и основные принципы исследования транспортной безопасности. Актуальность теоретического и прикладного анализа экономических, технических, правовых, психологических и организационных аспектов безопасности на дорогах и на транспорте.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск