Скачать 3.27 Mb.
|
Аннотации к программам дисциплин (модулей) Общенаучный цикл Аннотация к рабочей программе дисциплины «История и философия специальной педагогики и психологии» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП) Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП. Дисциплина «История и философия специальной педагогики и психологии» при изучении опирается на знания, получаемые при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность» и служит основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Современные педагогические концепции и системы в специальном (дефектологическом) образовании», «Сравнительная специальная педагогика», осуществления научно-исследовательской работы и подготовки к итоговой государственной аттестации. 2. Цель изучения дисциплины Целью освоения дисциплины является изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области истории и философии специальной психологии и педагогики. 3. Структура дисциплины Выявление и анализ предпосылок развития специальной педагогики и психологии (философский и исторический аспекты): коррекционно-образовательные модели, перспективы и приоритеты развития системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы людей с отклонениями в развитии в зарубежной и отечественной философии. Творческое и научное наследие Л.С.Выготского и его роль в развитии дефектологической науки. Основные направления развития специального образования на современном этапе: гуманизация, фундаментализация, интеграция. 4. Основные образовательные технологии В качестве основных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, проектное представление результатов работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов, работающих в данной области. 5. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК- 1); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6); способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7)$ способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1); способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10); В результате изучения курса «История и философия специальной педагогики и психологии», обучающийся должен: – знать ретроспективные аспекты развития специальной педагогики и психологии; современное состояние научного знания и перспективы его развития; научные методы исследования; основы философии науки; – уметь предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; работать с различными источниками информации; выбирать адекватные методы исследования; – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; 6. Общая трудоёмкость дисциплины 2 зачётные единицы (72 часа общей трудоёмкости). 7. Форма контроля Промежуточная аттестация – экзамен. 8. Составитель Ермолова Вера Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики КГУ. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП) Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, получаемых при знакомстве с дисциплиной «История и философия специальной педагогики и психологии». Основные положения дисциплины могут быть использованы для последующего изучения дисциплин базовой части: «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность», «Сравнительная специальная педагогика». 2. Цель изучения дисциплины Формирование у студентов научных педагогических знаний и подходов к проблемам специального дефектологического образования, овладение сравнительным анализом выявленных проблем, способов организации их решений; обеспечение академической мобильности в области специального образования. 3. Структура дисциплины Современные тенденции развития науки и специального дефектологического образования. Законодательные и нормативные документы, обеспечивающие специальное дефектологическое образование. Проблемы инклюзивного образования в России и за рубежом. Проблемы подготовки дефектологов для систем общего и специального дошкольного и школьного образования, социальной и медицинской сфер. 4. Основные образовательные технологии В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа), активные и интерактивные методы и технологии (учебные, деловые и ролевые игры, проектные методики, решение психолого-педагогических задач, проблемные ситуации, учебные дискуссии). 5. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1); способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1); способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3); готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОП-4); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6); способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1); готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2); способность проектировать коррекционно-образовательное пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК-3); способность создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК-4); способность осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ (ПК-6); способность осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК-9); способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10); готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15); способность преподавать в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ПК-16); способность организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20); способность к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23); В результате изучения курса «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», обучающийся должен: – знать современное состояние научного знания и перспективы его развития; достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии; основные инновационные технологии в специальном образовании; - уметь предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; работать с различными источниками информации; организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации; проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий процесс в инновационном режиме; - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; методами психолого-педагогического анализа образовательных систем; приемами моделирования содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса в инновационном режиме. 6. Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа общей трудоемкости). 7. Формы контроля Промежуточная аттестация – курсовая работа, зачет. 8. Составитель Бугаева Тамара Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальных методик и русского языка КГУ. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Методология психолого-педагогического исследования» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП) Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Методология психолого-педагогического исследования», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История и философия специальной педагогики и психологии», «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования». Дисциплина «Методология психолого-педагогического исследования» является основой для изучения дисциплин: «Основы организации научно-исследовательской работы», для последующего изучения дисциплин базовой части профессионального цикла, для осуществления научно-исследовательской работы в семестре и прохождения научно-исследовательской практики. 2. Цель изучения дисциплины Целью изучения курса является формирование теоретических знаний магистрантов о методологии и методах психолого-педагогического исследования, достижениях отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний; формирование умений разработки стратегии, структуры и процедуры опытно-экспериментальной работы; овладение навыками анализа, систематизации результатов исследований, их презентации и использования в профессиональной деятельности 3. Структура дисциплины Общие представления о методологии науки. История развития и современные представления о научном познании. Общая характеристика психолого-педагогического исследования. Логика, структура, методы и методики психолого-педагогического исследования. Интерпретация, апробация, оформление результатов исследования. 4. Основные образовательные технологии В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), инновационные (проблемные ситуации, научные дискуссии), активные и интерактивные методы и технологии (коллективной мыслительной деятельности, проектных методик, развития критического мышления, экспертно-оценочной деятельности, теоретического и экспериментального моделирования, решения исследовательских задач). 5. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1); готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2); способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6); способность и готовности применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7); способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОПК-1); способность демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способности порождать новые идеи (ОПК- 2); готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОПК-4); способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10); способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК-11); готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12); способность использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13). В результате изучения курса «Методология психолого-педагогического исследования», магистрант должен: – знать современное состояние научного знания и перспективы его развития; научные методы исследования; методологию психолого-педагогического исследования; – уметь выбирать адекватные методы исследования; предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; проводить научные эксперименты; работать с различными источниками научной информации; применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач; использовать современные методы качественной и количественной обработки результатов исследований, в том числе междисциплинарные; – владеть навыками организации научно-исследовательской работы, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. |
Программам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Программам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Программа Европейские исследования общенаучный цикл Базовая часть... Данная дисциплина преподается в разделе «Общенаучный цикл», базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции,... | Специальность 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Аннотации и к программам основной образовательной программы высшего... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «История» Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ооп | Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Деловая культура» Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Дисциплина базовой части Учебного плана (от 29. 03. 2013 №8) подготовки имеет трудоемкость 3 зачетные единицы (включая 32 часа аудиторной... | Аннотации к программам дисциплин (модулей) Отделения «Графический дизайн» Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах: основы проектной графики, шрифт, типографика, история орнамента, декоративная... | ||
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология... | Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология... | ||
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология... | Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Дисциплина базовой части Учебного плана (от 09. 09. 2011 №1) подготовки (специальное звание "Магистр-инженер") имеет трудоемкость... | ||
Программа дисциплины «Современный русский язык. Лексикология» цикл... Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим... | Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины... Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов научить студентов способам восстановления и поддержания здоровья... |