Скачать 365.52 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского филологический факультет кафедра русского языка «утверждаю» Проректор по учебной работе Д.с.н., профессор В.В. Дубицкий «_____» _______________ 2007 г. Программа дисциплины «Современный русский язык. Лексикология» цикл ГОС ВПО специальных дисциплин (ОПД.Ф.04) входит в число обязательных дисциплин к образовательным профессиональным программам подготовки специалистов филологии, бакалавров филологии по направлению 520313 «Филология»
г. Омск – 2007 Программа дисциплины «Современный русский язык. Лексикология» разработана доктором филологических наук профессором Гуц Еленой Николаевной Программа рассмотрена на заседании ученого совета факультета Протокол № от « » ______________________2007 г. Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям: направление 520300 – филология, степень – специалист –филолог, бакалавр филологии. Текущие формы контроля – лабораторные работы, контрольная работа по всем разделам курса, тест по основным теоретическим разделам курса. Итоговая форма контроля – экзамен.
Общая трудоемкость дисциплины - 140 часов Формы промежуточного и итогового контроля – собеседование, коллоквиум, реферат, контрольная работа; экзамен.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Даная дисциплина занимает существенное место в ряду дисциплин специализированного типа, направленных на обучение специалистов-филологов. Цель курса ─ формирование у студентов лингвистических знаний о лексическом уровне языка как о сложной системе и о функциональных особенностях его единиц; выработка умений и навыков лингвистического анализа изучаемых языковых единиц и знакомство с основными методами и приемами их исследования. Формирование теоретических знаний и практических навыков предполагает ознакомление с основами данного раздела науки о языке как в системно-семантическом, так и социолингвистическом аспектах. Данная дисциплина непосредственно связана с дисциплинами «Фонетика», «Морфология», «Синтаксис», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История русского литературного языка», «Этнолингвистика», «Лингвокультурология», «Язык художественной литературы», «Методика изучения русского языка». В результате обучения филолог-специалист
Изучение курса предполагает проработку наиболее сложных вопросов на семинарских занятиях, дополнительную самостоятельную работу студентов, формами контроля за которой являются коллоквиум, собеседования, рефераты. Практические занятия, посвященные изучению лексики в социолингвистическом аспекте, должны проводиться с использованием мультимедийного комплекса и компьютерного класса с использованием создания и показа слайдов в режиме «Презентация».
(с распределением общего бюджета времени в часах)
4. Содержание дисциплины 1.Лекция 1. Лексикология. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии и их подразделы. Краткая история становления и развития лексикологии. Особенности развития лексикологии второй половины XX ─ начала XXI в. Системно-семантический подход к синхронному изучению словарного состава языка. Особенности лексики как одного из уровней языка. Основные типы системных отношений в лексике. Взаимодействие системных и асистемных тенденций. Толковые словари русского языка. 2. Лекция 2. Слово как основная единица лексико-семантического уровня языка. Слово в его отношении к другим единицам языка. Различные определения слова в трудах русских и советских лингвистов. Наиболее важные признаки слова как лексической единицы: фонетическая оформленность, семантическая валентность, цельнооформленность, выделимость, идиоматичность и др. Единство плана содержания и плана выражения в слове. Психическая природа двух сторон слова (значения и акустического /графического образа). 3.Лекция 3. Лексическое значение слова. Различные подходы к определению лексического значения (реляционный, гносеологический, когнитивный, лингвострановедческий, лингвокультурологический и др. Факторы, определяющие лексическое значение слова. Значение и понятие. Соотнесенность слова (значения) с объектом действительности. Референт. Денотат. Сигнификат. Концепт. Концептуальная и языковая картины мира. 4. Лекция 4. Структура лексического значения слова. Современный интегративный подход к лексическому значению слова. Многокомпонентность структуры лексического значения. Денотативно-сигнификативный (понятийный) и коннотативный макрокомпоненты. Прагматический макрокомпонент семантики слова. Прагматика как область исследования языка. Образность как компонент семантики лексического значения. Образность и экспрессивность. Экспрессивное лексическое значение и составляющие его компоненты. Стилистическая информация в семантике слова. Обязательные и факультативные макрокомпоненты. 5. Лекция 5. Типология сем. Интегральная (архисема) ─ дифференциальные; обязательные ─ факультативные; эксплицитные ─ имплицитные; реальные (явные) ─ потенциальные (вероятностные); постоянные ─ переменные; узуальные ─ окказиональные; коллективные, индивидуальные и др. Семная структура лексического значения как упорядоченное множество гетерогенных компонентов. Методика компонентного анализа лексических значений. 6. Лекция 6. Лексика как один из структурных уровней языка. Парадигматические отношения и синтагматические связи между лексическими единицами. Параметры системного парадигматического членения лексики. Оппозиция как минимальное объединение слов. Классы слов как максимальные парадигматические группы. Лексико-семантические группы. Функционально-семантические классы слов. Понятие о семантическом поле и тематической группе слов. Иерархическая структура тематического, лексико-семантического, функционально-семантического поля (ядро и периферия). Пересекаемость разных полей (групп). Особенности отражения системных парадигматических отношений в идеографических словарях русского языка. 7. Лекция 7. Варьирование слова в плане содержания (лексико-семантическое варьирование). Два типа отношений между означающим и означаемым. Асимметрия языкового знака (по С.О.Карцевскому). Моносемия и полисемия. Место полисемии в системе современного русского литературного языка. Факторы, обусловливающие полисемию. Семантическая деривация и ее разновидности. Синхронный и диахронный аспекты переноса. Два типа переноса наименования: метафорический и метонимический. Отражение полисемии в толковых словарях русского языка. 8. Лекция 8. Междусловные отношения в лексико-семантической системе русского языка. Омонимия. Виды омонимии и омонимов в языке. Лексическая омонимия. Критерии разграничения полисемии и омонимии. Типы лексической омонимии. Причины возникновения омонимии. Спорные случаи омонимии ─ полисемии. Отражение омонимии в толковых словарях и в словарях омонимов русского языка. 9. Лекция 9. Синонимия как проявление парадигматических отношений в языке. Представление о синонимии и синонимах. Критерии близости лексических значений синонимичных слов. Типы и функции лексических синонимов. Синонимия в ее отношении к другим типам парадигматических отношений. Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда. Виды синонимических рядов. Источники синонимии. Развитие синонимии в результате освоения иноязычных слов и слов из других подсистем русского национального языка. Представление синонимов в толковых словарях русского языка. Синонимы как объект описания в словарях синонимов русского языка. |
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» Фгос впо б. 05, входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующим образовательным программам по направлению... | «современный русский язык (Лексикология)» Направление подготовки: 031300. 62 Журналистика Дисциплина «Современный русский язык» входит в базовую часть профессионального цикла и является обязательной для изучения | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» Дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности | Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» Дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности | ||
Структура учебной программы организационно методический раздел Учебная дисциплина «Инновационный менеджмент» входит в ряд обязательных учебных дисциплин, образующих группу специальных дисциплин... | Программа дисциплины «философия» Гу-вшэ и соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра Гу-вшэ и соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки бакалавров... | Самостоятельная работа Форма аттестации Статус дисциплины (по учебному плану): б в. Од – входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл вариативную часть обязательных... | ||
Программа учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Нанотехнология Как предмет учебного плана высшего учебного заведения фк входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально–экономические... | Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным... Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая культура Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, в компонент дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемые вузом... | Программа дисциплины учет и операционная деятельность в банках цикла... Программа дисциплины «Учет и операционная деятельность в банках» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая история стран Восточной Европы Дисциплина входит в компонент общепрофессиональных дисциплин цикл Дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемые вузом (опд.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки специалиста и входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки специалиста и входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие... | Учебно-методический комплекс «Банковское дело» Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин для специальности 080105 «Финансы и кредит»; для специальности... |