Скачать 0.55 Mb.
|
Аннотации программ дисциплин М 1 Общенаучный цикл М1.Б.1 Философские проблемы естествознания Преподаватель: Устюгов В.А. Курс «Философия» для магистров содержит вопросы философского миропонимания, его места в культуре; сущности, назначении и смысле жизни человека, целостных аспектов его общественного бытия; многообразия форм знания, соотношения истины, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; понимания роли науки в познании, социально-культурной обусловленности научного познания, закономерности развития науки, форм и методов научного познания. Курс способствует формированию у магистров научно-методологической культуры мышления, соответствующей современной практике решения сложных системных задач; развитию умения логично формулировать, излагать, аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа). Изучение дисциплины осуществляется в 4 семестре и заканчивается экзаменом. Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл. М1.Б.2 Иностранный язык (английский) Преподаватель: ст. преп. Л.М. Демина Цель курса: приобретение иноязычной коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет использовать иностранный язык как средство общения в научной, профессионально-деловой, а также в межличностной коммуникации, обладающей готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; толерантностью и способностью к социальной адаптации. Задачи курса: формирование коммуникативной компетенции говорения, письма, чтения и аудирования. Изучение дисциплины «Иностранный язык» направлено на формирование профессиональной, общекультурной компетенции. В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Основная литература. Куценко А.В. Практикум к курсу английского языка под редакцией В.Д. Аракина: Тексты и упражнения по теме «Окружающая среда и человек». – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. Murphy Raymond. English Grammar in Use. Cambridge University Press. 2005 Longman Dictionary of Contemporary English. V.I. M: Русский язык. 1992. Webster's New World Dictionary. Oxford IBN Publishing Co. Second Indian Reprint. 1986. Пререквизиты: курс иностранного языка для бакалавриата Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестрах и заканчивается в первом семестре экзаменом, во втором - зачетом. Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл. М1.Б.3 Компьютерные технологии в экологии и природопользовании Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины является: привить студентам навыки работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать научно-исследовательскую деятельность и планировать ее результаты. Основные задачи изучения дисциплины: - расширить и углубить знания студентов по вопросам, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях в экологии и природопользовании; - развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ; - выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в первую очередь научных. Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы): аудиторные занятия – 62 часа (31 час - лекции, 31 час – практические занятия), самостоятельная работа – 82 часа. Основные дидактические единицы (разделы): Современные проблемы экологии и природопользования и задачи применения компьютерных технологий. Стандартные компьютерные технологии анализа и обработки информации. Базовые компьютерные технологии работы с пространственно-определенной информацией. Понятие компьютерной графики. Растровое и векторное представление графических изображений, возможности мультимедиа. Программные и аппаратные средства для обработки графических изображений, создание и редактирование графических изображений. Возможности программных средств выполнения анализа и моделирования в экологии и природопользовании. Программные средства ГИС. Методы и технологии сбора, систематизации и целенаправленной обработки пространственной информации. E-Science, как современный метод организации научных исследований. E-learning - основные подходы, инструментарий, технологии. Инструментарий и принципы совместных исследований с использованием интернет-технологий. Grid-технологии, применение в естественнонаучных исследованиях В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - современные средства информационных технологий и конкретные практические достижения в области использования ИКТ в естественнонаучных исследованиях; - способы приобретения с помощью информационных технологий новых знаний и умений, в том числе в областях непосредственно не связанных со сферой деятельности, - методы и технологии сбора, систематизации и целенаправленной обработки пространственной информации. уметь: - применять технологии обработки и отображения географической информации, способы расчета показателей на основе методов статистики и классификации, ГИС-технологии анализа, моделирования и создания тематических ГИС использовать компьютерные сети и ресурсы Интернет для решения задач экологии и рационального природопользования, - расширять и углублять своё научное мировоззрение с применением ИКТ; - демонстрировать применение конкретных моделей научно-исследовательской деятельности с применением ИКТ для решения задач экологии и рационального природопользования; - самостоятельно приобретать и использовать новые знания в области экологии и рационального природопользования с использованием технологиях e-learning; - использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения научных задач в области экологии и рационального природопользования; - осуществлять литературный и патентный поиск, находить необходимую профессиональную информацию в банках и базах данных; владеть: - базовыми компьютерными технологиями и программными средствами для решения профессиональных задач в области экологии и рационального природопользования, - базовыми технические навыки проектирования научно-исследовательского процесса с применением современных информационных технологи; - профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий; Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 час). Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестрах и заканчивается в первом семестре сдачей экзамена, во втором – зачета. Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр). М1.В.1 История и методология экологии и природопользования Целью изучения дисциплины является повышение уровня подготовки магистров, обладающих новым экологическим мировоззрением и развитым творческим потенциалом, основанным на современных достижениях в области экологии и природопользования, осознанием своей роли и ответственности в процессе перехода общества к экологически безопасному устойчивому развитию. Задачи изучения дисциплины: формирование у магистров экологического мышления и целостного естественнонаучного мировоззрения; установление взаимосвязи между естественнонаучными и гуманитарными предметами; рассмотрение развернутых определений экологии и природопользования, характеризующих специфику и место этих областей науки среди других естественных наук, а также важнейших понятий, используемых в экологии и природопользовании, и их отражение в системе подходов и методов, используемых в науке; развитие потенциала магистров в процессе овладения методологией научного творчества. Основные дидактические единицы (разделы): методология экологии и природопользования; предыстория экологии и природопользования, их древние корни (развитие экологической мысли от первобытного общества к эпохе Возрождения); от естественной истории к современной экологии (экологические идеи Нового времени до середины XIX в.); становление и развитие современной экологии и природопользования (с середины XIX в. до начала XXI в.) В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов). Виды учебной работы: аудиторная работа включает лекционные и семинарские занятия. Изучение дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестре и заканчивается в первом семестре экзаменом, во втором - зачетом. Основная образовательная программа: направление 022000.68. Экология и природопользование (квалификация магистр), вариативная часть, общенаучный цикл. М1.В.2 Современные методы оценки рисков в экологии Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Цели и задачи дисциплины Увеличение неустойчивости состояния природной среды, интенсификация воздействия природных, антропогенных и техногенных факторов на экологические системы ведет повышению риска повреждения и гибели природных экосистем, невозможности восстановления экосистем после катастроф. В связи с этим необходимо заблаговременно оценивать и прогнозировать риски возникновения критических ситуаций, планировать меры по минимизации рисков, разрабатывать стратегии проведения защитных мероприятий, оценивать ущерб от природных и техногенных экологических катастроф, методы оптимизации процессов восстановления экосистем после воздействий. Целью курса является изучение основ эколого-экономического анализа и оценок рисков в экологических системах. Курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений аналитической деятельности в данной области. В результате изучения данного курса студенты должны: - получить системное представление о проблемах, связанных с изменением состояния окружающей среды и возникновением критических экологических ситуаций; - изучить типологию экологических рисков; - знать механизмы и возможности прогнозов, регулирования и оценки рисков; - изучить методологию эколого-экономических расчетов оценки рисков; - получить представление о современных методах управления рисками. В качестве основного объекта, к которому будет прилагаться методы анализа экологических рисков, рассматриваемые в курсе, будут выступать экологические системы Сибири. В задачи дисциплины входят: - изучение методов оценки факторов рисков (долго-, средне- и краткосрочных, рисков воздействия модифицирующих и регулирующих факторов); - знакомство с концепцией приемлемого экологического риска; - изучение методов мониторинга рисков и оценок восприимчивости к рискам компонентов экосистемы; - изучение и анализ методов моделирования и прогноза рисков критических явлений и катастроф в экосистемах; - изучение типологии способов управления экологическим риском: уклонение от риска, локализация риска, диссипация риска, компенсация риска; изучение систем управления экологическим риском, включающими в себя построение модели риска, оценки стартового риска, выбор и осуществление антирисковых мер, оценки финального риска. Структура дисциплины: аудиторная работа составляет 54 час. (лекции – 36 час., практические занятия – 18 час.), самостоятельная работа в течение семестра – 54 час. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: современные проблемы прогнозирования и управления экологическими рисками, оценки ущерба от реализации критических ситуаций в экосистемах; - владеть основами методологии теории экологического риска при изучении состояния экосистем; - особенности и специфику природных и техногенных рисков разных типов для экосистем Сибири; уметь: - использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований в области управления экологическими рисками; - диагностировать проблемы оценки и управления экологическими рисками, разрабатывать практические рекомендации по минимизации рисков, охране природы и обеспечению устойчивого развития владеть современными компьютерными технологиями, применяемыми при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче информации об экологических рисках; способностью самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач оценко и управления рисками; |
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология... | Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Учебно методический комплекс для студентов одо направление 022000. 62 "Экология и природопользование" базовая часть | Программа Европейские исследования общенаучный цикл Базовая часть... Данная дисциплина преподается в разделе «Общенаучный цикл», базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции,... | ||
Основная образовательная программа по направлению 022000. 68 Экология... ... | Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)... Цель дисциплины: является научное, объективное, доступное освещение истории российской государственности, населяющих страну народов,... | ||
Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы уголовно-процессуального... М (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация... | Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование» Пинигина Е. П. География. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование».... | ||
Рабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Основная образовательная программа по направлению подготовки 030900... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация... | ||
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | Научно-исследовательская практика Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 022000. 68 Экология и природопользование... | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Дисциплина базовой части Учебного плана (от 09. 09. 2011 №1) подготовки (специальное звание "Магистр-инженер") имеет трудоемкость... | Рабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» |