Скачать 225.77 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Философский факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Структура и динамика глубинного общения» специальность «философия» для студентов 3 курса философского факультета Автор (составитель) доцент, канд.филос.наук В.М. Литвинский __________ Рецензент: профессор, докт.филос.наук Б.В. Марков ___________ Санкт – Петербург 2009
1.1. Цель изучения дисциплины: Предлагаемый учебный курс является продолжением курса «Душа человека: введение в философию психоанализа», экстраполяцией основных психоаналитических принципов, понятий и представлений на историю человека, принадлежащего европейской культурной традиции. Если человек является продуктом коммуникации/глубинного общения, функцией воспоминаний, то тем самым не только история отдельно взятого человека, но и история культуры может быть представлена как продукт коммуникативных процессов в ее структурных и динамических составляющих, среди которых наиболее важными являются речь, письмо и система массовых коммуникаций. 1.2. Задачи курса: 1.2.1. Освоить понятийный аппарат курса, позволяющий анализировать сложные явления культуры, представляющие итоговый результат процессов, избегающих объектных способов представления. 1.2.2. Освоить способы анализа форм наличного существования человека, в которых наиболее важные аспекты коммуникации обнаруживают себя лишь в снятом виде. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Предлагаемый учебный курс предлагается студентам, освоившим содержание курса «Душа человека: введение в философию психоанализа», в то же время он может быть предложен и для студентов, имеющих приблизительное представление о понятийно – категориальном содержании психоанализа, вообще студентам с минимальными навыками анализа содержания философских учений. Основные психоаналитические принципы, понятия и представления экстраполируются на историю человека, принадлежащего европейской культурной традиции. Курс призван помочь студенту гуманитарию освоить понятийно – категориальный аппарат психоаналитического дискурса, представить многообразие способов наделения значением ключевых терминов, связанных с богатством коммуникативных стратегий современной культуры и в ее истории, обогатить собственный репертуар коммуникативных стратегий и приемов коммуникации как для профессиональной деятельности, так и для собственного личностного роста студентов 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «Структура и динамика глубинного общения» - знать содержание дисциплины и иметь достаточно полное представление не только о способах применения ее основных идей, но и об основной проблематике, связанной с состоянием современной культуры и общества. - уметь использовать содержание дисциплины на уровне коммуникативной компетентности/ способности и навыков глубинного общения.
II. Распределение часов курса по темам и видам работ
Изучение дисциплины по семестрам: 3 семестр: лекции - 30 ч.,., 1контрольная работа, зачет. 3. Содержание дисциплины 3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание н виды занятий Тема 1. Проблема коммуникации – глубинного общения - в антропологических концепциях 20 века. - 6часов Тема 1.1. Проблема коммуникации в психоанализе. 2часа Человек как продукт первичной коммуникации. Желание и сопротивление. Бессознательное как совокупность вытесненных желаний. Символ и коммуникация. Психоанализ как наука о смысле, как исследование всех следствий из определения человека как животного символического. Символическое как средство адаптации к кросскультурным ситуациям. Архетипы в коммуникации. Язык, речь, история субъекта и Другой. Феномен полной речи. Бытие и Желание. Проблема семейной коммуникации в психоанализе. Горизонты бессознательного. Контрольные вопросы: Что открыл Фрейд?
Тема 1.2. Коммуникация и понимание в герменевтике.- 2 часа. От С. Кьеркегора к М. Хайдеггеру и Г. Гадамеру. Язык как инструмент и способ бытия. «Вне» и «Внутри» Языка. «Исток художественного творения». Язык, Речь, Разговор и Говор. Мотивация и форма жизни. Понимание как событие языка и как способ бытия человека. Бытие -в -мире как со-бытие-с-другими. Контрольные вопросы:
Тема 1.3. Общение и коммуникация в русской философии. 2 часа. Общение как эсхатологическое самоопределение человека. Н. А. Бердяев о коммюнотарности и коллективизме. Концепция полифонического диалогизма М. М. Бахтина. Диалог и духовная реальность. Коммуникация и соборность.Л. Франк о транс рациональности отношения «Я-Ты».Учение П.А. Флоренского о языке и культуре. Имена и слова как носители энергий бытия. Контрольные вопросы:
Тема2. Проблема истока смысла в исторической психологии. Сновидение как опыт образов и в образах. – 4 часа Образ и смысл. Сновидение как парадигма бессознательного. Современные концепции сновидения: от З.Фрейда к … Образ и познание. Образ в поведении высших позвоночных, приматов и человекообразных обезьян. Опыты В. Келера. Феномен наскальной живописи и функция изображения. От изображения к описанию: от предмета к событию, от изображения к контексту. Охотничья магия, превращение и перевоплощение. Охотничья имитация и звукоподражание. Голос и контекст в экзистенциальной психиатрии Л. Бинсвангера и его последователей. Символическое содержание первобытной сексуальности. Опыт наготы, интимной близости, родства. Запрет инцеста и феномен родства. Общество и обмен / материальными благами, информацией, женщинами\. Прикосновение и ласка: смысл сквозь образ. Символизация образа. Демонстрация и феномен трансгрессии. От человека к вещам. Предмет как символ отсутствия. Отрицание, жест и слово. Контрольные вопросы:
Тема3. Истина как соучастие в жизни космоса и экзистенциальное a priori. 2 часа. Истина и объективность. Перцептивное пространство: фокус восприятия, горизонт, контекст и временность, как структура Dasein. Горизонтность объекта, опыта человека, опыта мира. Завершенность и открытость. Экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера о возвращении к истокам европейской культуры, к опыту соучастия в жизни космоса и его развитие в проэкте гештальт-терапии. Техники расширения контекста. Образ и переживание. Контрольные вопросы:
Тема 4. Коммуникация и рефлексия. 2 часа. Рефлексия, самоконтроль, самонаблюдение, интроспекция, самоанализ. Естественность, непринужденность, спонтанность. Коммуникативные ловушки. Л. Витгенштейн о “языковых ловушках”. Концепция “двойного зажима” Г. Бейтсона. Семейная коммуникация и шизофрения. Достоверность прошлого опыта личности и спутанные коммуникативные последовательности. Эмоциональная насыщенность коммуникации. Сообщение и метауровни в коммуникации. Роль ритуала, игры, юмора, поэзии и художественной прозы в понимании интенциональности сообщения. Коммуникативные тупики и текст. Контрольные вопросы:
Тема 5. Коммуникация и зрелище. 2 часа. Зрелище и праздник: архитипическое переживание времени. Игра как древнейший вид коммуникации: совпадение зрителя и участника. Игра и танец. Соотношение зрителя и участника в театральной драматургии, политической демонстрации, спортивном зрелище, эротическом шоу. Зритель и голос. Комментарий. Слухи. Восприятие тела и эротическое переживание. Желание и фрагментарное тело. Смыслообразующая функция движения тела. Целостность образа тела и его прозрачность. Фрагментарное тело на экране. Восприятие лица. Лицо и крупный план в кинематографе: магия лица. Контрольные вопросы:
времени, которое присуще празднику. Праздник, прежде всего, связан с годовщиной. В нем воспоминание о каком-то событии и наличный момент сливаются воедино, преодолевая рутину, обыденность, прикованность человека к своим повседневным обязанностям и функциям, порождая атмосферу беззаботности и веселья. Но как это удается празднику?
- Э. Кассирера - Д.Виннекотта - Ж . Лакана Тема 6. Основные типы коммуникации. 4часа. Непосредственная и опосредованная коммуникация. Культура и коммуникация. Форма коммуникации как источник исторического типа культуры. Типы культуры: дописьменная/oral/, письменная/literary|, массовая/mass/ культуры. Аддитивность – субординация, избыточность – точность, непосредственность – отвлеченность, соучастие – дистанцирование, ситуативность – абстрактность. Первобытность и живое общение, ритуальная коммуникация. Мифология и коллективная память. Перевоплощение и самосознание как типы идентификации. Ритуальная коммуникация: перевоплощение и исполнение. От высказывания к тексту. Письменность как механизм усвоения, трансляции культуры и участия в коллективном опыте. Личность как совокупность социально-культурных ролей и как текст. Проблема текстуализации личности. Текст как социальная модель жизненного пути, как форма организации исторической памяти. Переживание времени в условиях письменной культуры. Прошлое и настоящее. Письменность как форма существования образованного, «книжного» человека Контрольные вопросы:
Аддитивность - субординация избыточность – точность, непосредственность – отвлеченность, соучастие – дистанцирование, ситуативность – абстрактность. Тема 7 .История европейской культуры как процесс ее «разволшебствования». 10 часов. Тема 7.1. Концепция бикамерного ума Дж.Джейнеса. 4 часа Античная культура как результат перехода от письменных теократий к цивилизации нового типа. Гипотеза бикамерного ума. Сознание как работа лексической метафоры, как продукт развития языка. Проблема принудительности голоса. Письмо как видимый голос. Проблема фонологизма европейской культуры. «Илиада» Гомера как памятник перехода от бикамерного ума к сознанию. Основные стадии формирования субъективности героев «Илиады». Контрольные вопросы:
Тема7. 2. Происхождение древнегреческой мысли. 2 часа. Убеждение как новая коммуникативная стратегия. Риторический и алгоритмизированный дискурсы. Скульптурный стиль и мудрость античной культуры. Полис и превращение слова в инструмент политической жизни. Политическая коммуникация и опыт индивидуальности. Устная дискуссия: соотношение письменности и грамотности. Тема 7.3. Формирование и развитие «книжной чувственности» европейского человека. 2 часа. Символизм и метафора книги в эпоху Средневековья /П. А.Флоренский, М. Фуко/. Проблема соотношения коммуникации и перцептивных модальностей. Карнавал как форма коммуникации. Книжное сознание Нового времени. От метафоры к классификациям. От интенсивности переживания/страстей/ к склеротизации языка. Книга как кладбище чувства. Разрыв книги и живой коммуникации. Веротерпимость, правосознание, автономность и анонимность личности. Автор и читатель Книжная чувственность и алгоритм целерационального действия. Контрольные вопросы:
«Чувство говорит: говорит, что оно существует, что его неправильно назвали, что оно развивается плохо и вкось, что оно требует другого знака, или за его неимением, символа, с которым оно может слиться и который выправит его внутренний сдвиг; надо искать: язык говорит только, что в нем все можно выдумать, что выражение всегда возможно, будь оно непрямым окольным, …. Это значит, что вымысел характеризует слово: выдумываешь, если условия благоприятны; если нет, будешь плохо переживать плохо названный опыт.»(с. 37) – пишет Ж.П.Сартр в «Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года»: Каким образом в этом плохом переживании плохо названного опыта принимает участие книга?
Тема7. 4. Человек в эпоху массовых коммуникаций. 2 часа. Феномен массовой культуры. Коммуникация и идеология. Человек в информационном обществе. Реклама как производство желания. Дизайн. Кинематограф. Символическая функция и иллюзии коммуникации. Феномен неспособности к разговору. Коммуникативные тупики массовой культуры. Вчувствование, идентификация, трансфер и отчуждение в системах массовых коммуникаций. Голос и понимание. Проблема нарциссизма в пространстве семиотического. Тема 8. Самостоятельная работа: «Гнев богиня воспой Ахиллеса, Пелеева сына». 2 часа. 3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы: Реконструкция матери. История одной русской женщины в психоаналитической интерпретации. («Душечка» А.П.Чехова).
«Мы с Ванечкой»: - привязанность, - сочувствие, - любовь - идентификация, - проекция, - эмпатия - отчуждение? Какой термин точнее отражает отношение главного персонажа к мужчинам? Приведите аргументы. Используйте анализ следующего отрывка: «В конце – концов, несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила. Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом,… говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбудил в ней настоящее глубокое чувство. Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка. Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая.» Ответьте на вопросы: в чем состоит подлинность того чувства, которое А.П.Чехов называет – «настоящее глубокое чувство»? – Почему своего папашу О.П. любила «раньше», а теперь он сидит больной, в темной комнате? – Продумайте скрытую логику перечисления людей, которых любила О.П.: папашу, тетю из Брянска, учителя французского языка, Кукина? Есть ли взаимосвязь между отношением О.П. к тем, кого она любила, ее обликом и здоровьем? 1.2.1. Рассказывая историю брака Оленьки Племянниковой и антрепренера Кукина, А.П.Чехов замечает: «Он сделал предложение, и они повенчались. И когда он увидел как следует ее шею и полные здоровые плечи, то всплеснул руками и проговорил: - Душечка! Он был счастлив, но так как в день свадьбы и потом ночью шел дождь, то с его лица не сходило выражение отчаяния.» Как Вы думаете, исчезло ли отчаяние с лица Кукина, засветилось ли оно радостью в браке с О.П.? Если – «Да», то почему, если - «Нет», то почему? В терминах каких психологических подходов можно совместить переживание персонажем счастья с выражением отчаяния на его лице? Частью какой языковой игры является слово «Душечка» в речи Кукина? - описания внешнего вида объекта - информирования о событии - размышления о событии - выражения просьбы, благодарности, приветствия, восторга … Приведите аргументы. 1.2.2. Какая интерпретация возможна для - «Какие мысли были у мужа, такие и у нее». 1.3. Случайна ли бездетность О.П.? 3.3. Примерные темы курсовых работ (данный раздел в программе отсутствует) 3.4. Примерные темы рефератов (данный раздел в программе отсутствует) 3.5. Примерный перечень вопросов к зачету
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видио - фильмов . По желанию лектора при изложении части тем применяется проектор для демонстрации слайдов. 4.2. Активные методы обучения В данном курсе используются классические аудиторные методы. 4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля Стандартно оборудованные лекционные аудитории. 5. Рекомендуемая литература.5.1.Основная
6 - Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума. Избранные статьи по антропологии. М., 2005 7- Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума. Избранные статьи по психиатрии. М., 2005 .
Адлер А. Понять природу человека СПб., 2000 Адлер А. О нервическом характере СПб., 1997 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии М., 1995 Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. и нем. Киев, 1997, 288 с. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология 20 столетия:Теоретические подходы. Учебное пособие. М., 2001 286 с. Антология современного психоанализа М., 1998 Антонов А.И. Микросоциология семьи; (учебник МГУ) 2005. – 368с. Апресян В. Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций//Вопросы языкознания. 1993, N 3, с. /реакции тела – ключ ко всему, что происходит в душе человека/ Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. Бейтсон Г. и др. К теории шизофрении./Московский психотерапевтический журнал, 1992,N2, с. 5-18 (продолжение) - Бем Сандра Липсиц Линзы гендера = The lenses of gender. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.,2004. – 331. - Бенвенист Э. Общая лингвистика. 1974 - Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995 - Берн Шон Гендерная психология. Пер. с англ. 2001, 318 с.
|
Структура учебной программы организационно методический раздел Она имеет сей целью формирование научного мировоззрения студентов и глубинного осмысления ими процессов, происходящих во Вселенной,... | Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной... | Вопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения" Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Определение общения. Его стороны и специфика Виды общения Вопрос Структура общения | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной... | «психология общения» «психология общения» по теме: определение понятия "общение". Структура и средства общения | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы фгос спо, входящей в состав укрупненной группы профессий... | Паспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание... У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины... | ||
Паспорт примерной программы учебной дисциплины 3 структура и примерное... Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной общеобразовательной программы в соответствии с фгос по... | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 3 структура и содержание учебной дисциплины Фгос спо по специальности 26. 02. 03 Судовождение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 26. 00. 00 Техника и технологии... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения Код 52 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям... | Рабочая программа учебной дисциплины психология общения Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по сервису, контролёров технического состояния... |