Рабочая программа учебной дисциплины психология общения





Скачать 210.07 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины психология общения
Дата публикации07.11.2014
Размер210.07 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Спорт > Рабочая программа
Министерство общего профессионального образования

ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РО

Ростовский-на-Дону автотранспортный колледж


РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

2012
Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)

100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

100100СЕРВИС

100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по сервису, контролёров технического состояния автотранспортных средств

Организация-разработчик: Ростовский- на –Дону автотранспортный колледж
Разработчики: Табукашвили Татьяна Григорьевна к.п.н. преподаватель специальных дисциплин.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


Рекомендована учебно-методическим советом ГБОУ СПО РО «Ростовский -на- Дону автотранспортный колледж»

Заключение учебно-методического совета

№________от «___»_________2012г.
Председатель УМС ___________ зам. директора по УР Полищук А.И.

© Табукашвили Татьяна Григорьевна


СОДЕРЖАНИЕ






стр.
  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





5
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5
  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины



8
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



8



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ





    1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности (вариативная часть)  

100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

100100 СЕРВИС

100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по сервису, контролёров технического состояния автотранспортных средств
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

  

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

 Введение учебной дисциплины «Психология общения» в структуру основной профессиональной образовательной программы из вариативной части ФГОС обусловлено тем, что специалист по сервису на транспорте должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность «работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями» (ОК.6); «ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности» (ОК.9)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

-  виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки студента 78 часа/зачетных единиц, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 57 часов;

самостоятельной работы обучающегося 21 час

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов/зачетных единиц

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57

в том числе:

 

     практические занятия

17

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа студента (всего)

21

в том числе:

 

работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями

6

реферат

5

проект

2

исследование по теме

3

Итоговая аттестация в форме   зачёта

  

 

 

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


наименование


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Раздел 1.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

 14

 

 

Введение

Содержание учебного материала

 

 



 

 

 

1

 Предмет курса, основные понятия и определения.

1

 

2

Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии

 

3

Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие.

 

Самостоятельная работа Реферат: Взаимосвязь общения и деятельности

1




Тема 1.1.

Характеристика процесса общения

Содержание учебного материала

4/2

1




1

 Цели общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

2




2

Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная.




Практические занятия

Методы исследования общения

2

2




Самостоятельная работа

Исследование «Особенности общения в современном мире»

2







Тема 1.2.

Виды и уровни общения

 Содержание учебного материала

4/2



 

 

1

2

Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение.
Межличностное общение. Деловое общение.

1

3

Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень

 

Практические занятия

Определение видов общения (решение задач)

2

 2

 

Самостоятельная работа

Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями

2

 

 




Контрольная работа по разделу «Закономерности процесса общения»

1




Раздел 2. 


ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА 

 

24

 

 

Тема 2.1.

Взаимодействие в общении

Содержание учебного материала

4/2

 

 

1

Виды социальных взаимодействий.

2

  1

2

 Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействии.

3

Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция.

4

Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы»

Практические занятия:







1

Методы исследования умения взаимодействовать 

2

Самостоятельная работа:

Реферат «Использование различных механизмов взаимодействия в общении с клиентами»

2

Тема 2.2.

Взаимопонимание в общении



Содержание учебного материала.

4


 1

1

Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия,  рефлексия.

2

2

Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения.

3

Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».




4

Стили взаимодействия: гуманистический, ритуальный, манипулятивный.







Практические занятия:

6

 

 

1

 Типы социальных ролей (решение задач). Определение стиля взаимодействия

2

 

2

 Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания».  Их роль в процессе общения

2

 

Самостоятельная работа обучающихся




 

1

Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями.

 Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении

2

 

Контрольная работа

1

 

1

Тестирование «Виды и механизмы социальных взаимодействий»

1

 

 

Тема 2.3.

Этика общения

и культура общения.

Содержание учебного материала

2

  1

 

1

Определение понятий «этика общения» и «культура общения».

2

2

 

2

Характеристика способов овладения культурой общения

3

Ценности общения. Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности.

 

4

Этические принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям

Самостоятельная работа обучающихся:

3




 

2

Реферат: Проблемы общения в истории этики и философии

1

 

 

3

 Проект: Формирование культуры общения у сотрудников фирмы

2

3

 

Контрольные занятия




 

1

Защита проекта

1

 

Раздел 3.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

 

26

 

 

Тема 3.1.

Методы развития коммуникативных способностей

Содержание учебного материала

4

 

 

1

 Правила ведения беседы. Этика поведения.


2

 

2

Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников.

3

Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.




Практические занятия













1

Разработка правил эффективного общения













1

Техники активного слушания. Техники налаживания контакта.

2




 




2

Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивнсти










4

 

1







 

2




1

 

3

Разработка и проведение тренинга общения

1

 

4

Разработка и проведение тренинга личностного роста

1

 

Самостоятельная работа обучающихся

3

 

1

Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями

 1

 

2

Реферат  «Барьеры в общении»

 1

 

3

Разработка   проекта «Способы оптимизации общения в классном коллективе»

1

 

Контрольные работы

2

 

1

 Защита проектной работы

2

 

Тема 3.2. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения  

Содержание учебного материала

4

 

 

1

Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные,  потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные  и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные

2

 

2

Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;

 г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта

1

 

3

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс. Технологии разрешения конфликтов в школе

1

 

Практические работы

4

 

1

Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)

1

 

2

 Решение задач по педагогическим конфликтам

1

 

3

Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта 

1

 

4

Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации»

1

 

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1

Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями

2

 

2

Исследование «Способы разрешения педагогических конфликтов»

2

 

Контрольные работы

1

 

1

 Зачет  

1

 

Всего:

64

 


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психологии и педагогики».

 

Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к практическим работам.

 

Технические средства обучения: персональные компьюторы с выходом в Интернет, проектор, ноутбук, музыкальный центр, DVD-плеер.

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:  

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2005.

2.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –

      М., 2002.

3.     Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,2003.

4.     Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2004.

5.     Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004

6.     Крысько В.Г. Социальная психология. М. Владос Пресс. 2004.

7.     Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.: «Академия», 2004.

8.     Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2002.

 

Дополнительные источники:  

1.Добрович А. Общение: наука и искусство. - М., 1996.

2.Келли Г. Процесс каузальной атрибуции// Современная зарубежная

    социальная психология. Тексты. - М., 1984.

3. Ковалев Г.А. Воздействие как психологическая категория//Психология

    воздействия: Проблемы теории и практики. - М.,1989.

4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.,1990.

5. Лабунская В.А. Невербальное общение. - Ростов н/Д, 1986.

6. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования//   М.,

    1975.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

8. Лисина М.И. Общение, личность и психика / Под ред. Рузской А.Г., М.,

    199.7

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.

10.Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии//

     Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

11. Мелибруда Е. Я, Ты, Мы: Психологические возможности улучшения

     общения. - М., 1986.

12. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.- Киев,1990.

13. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999.

14. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2000.

15.Психология влияния (серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000.

16. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.,1981.

17.Психология воздействия: Сб. науч.труд. под ред. А.А. Бодалева - М.,1989. 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

-взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

-  виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

 

Текущий контроль в форме:

- практических занятий;

- рефератов;

- контрольных работ по темам МДК;

- самостоятельных работ;

- защита проекта.

 

 Итоговый контроль в форме зачета

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа учебной дисциплины психология общения Код 52
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа «Психология делового общения»
Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология»
Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconПояснительная записка > Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины...
Г. В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа учебной дисциплины «Психология общения»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа учебной дисциплины «Психология общения»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения»

Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа по дисциплине б психология делового общения
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconПсихология общения
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconРабочая программа учебной дисциплины «культура общения»
Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения icon«психология общения»
«психология общения» по теме: определение понятия "общение". Структура и средства общения
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск