Скачать 190.1 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПсихология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Квалификации выпускника − бакалавр Санкт-Петербург2012 Психология общения: рабочая программа / авт.-сост. К. А. Богомазова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 22 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 1 от 30 августа 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Автор-составитель Богомазова К. А. Рецензент кандидат психологических наук, профессор Коваленко М. И.
Цели курса: освоить общие категории и понятия психологии общения, основные правила и закономерности процесса общения, научиться управлять процессом общения, разрешать проблемы, возникающие в ходе межличностного взаимодействия. Задачи курса: ознакомиться с фундаментальными психологическими закономерностями взаимодействия, с основными эффективными способами общения, отработать методы разрешения конфликтов, обратить внимание студентов на свои возможности и ограничения в процессе общения.
Дисциплина «Психология общения» относится согласно ФГОС к вариативной части профессионального цикла и устанавливается ВУЗом самостоятельно.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС): - общекультурных: владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (ОК-6); восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); реализация коммуникативных навыков при принятии организационно-управленческих решений (ОК-8). -профессиональных: реализация стандартных программ, направленных ан предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, а также развитии (ПК-1); описание коммуникативной структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (ПК-3); реализация базовых процедур анализа проблем человека, профессиональной и образовательной деятельности (ПК-13) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия и категории психологии общения, концепции и теории общения в отечественной и зарубежной психологии, основные закономерности и правила коммуникативного взаимодействия; научно-теоретические основы процесса восприятия людьми друг друга в практическом взаимодействии; Уметь: рационально построить процесс своего общения, также оптимизировать взаимодействие других людей, эффективно аргументировать свою позицию, выступать на публике; определять тип ситуации, управлять процессом общения в группе и при межличностном общении; Владеть: навыками разрешения конфликтов, навыками эффективной коммуникации, активного слушания, управления вниманием собеседника, а также основными методами сбора диагностической информации в сфере общения; навыками установки контакте и выхода из него.
5. Содержание дисциплины 5. 1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Психология общения как отрасль психологической науки 1. 1. Сущность общения. Понятие, структура, основные концепции в отечественной и зарубежной литературе. Традиции изучения общения в философии и психологии. Общение как инструмент и предмет профессиональной деятельности. Функции общения, стороны, уровни и их характеристика. 1. 2. Мотивация общения. Психологические реальности, побуждающие, направляющие и регулирующие общение. Сознаваемые и неосознаваемые мотивы общения. Основные межличностные потребности и механизмы в процессе межличностного и группового общения. 1. 3. Виды общения. Классификации видов общения. Закономерности протекания различных видов общения, их функции, возможности в удовлетворении базовых человеческих потребностей. 1. 4. Структура процесса общения. Различные модели процесса общения. Возможности их использования в различных областях деятельности. Раздел 2. Восприятие в процессе общения 2. 1. Социальная перцепция. Роль субъективного образа партнёра в эффективности социального взаимодействия. Механизмы социальной перцепции. Когнитивная сложность субъекта и личностные конструкты. «Эффекты» социальной перцепции и типичные ошибки межличностного восприятия. 2. 2. Рефлексия в общении. Сущность феномена рефлексии в общении, её роль в регуляции социально взаимодействия. Повышение адекватности самовосприятия и восприятия другого с помощью приёма и передачи «обратной связи». Проблема передачи негативной обратной связи. Виды неконструктивной критики. Возможность развития рефлексии в общении посредством социально-психологического тренинга. 2. 3. Аффективные аттракции. Закономерности формирования симпатий и антипатий на основе первого впечатления. Методы выявления распределения аффективных аттракций в реальной контактной группе. Неприязнь и предрассудки. 2. 3. Межличностные отношения. Виды, их специфика и динамика. Раздел 3. Общение как процесс коммуникации 3. 1. Эффективность коммуникации. Структура процесса коммуникации. Этапы эффективной коммуникации. Сущность взаимопонимания. 3. 2. Характеристика коммуникативных средств. Вербальная знаковая система. Невербальные коммуникативные средства. Конгруэнтность общения. 3. 3. Характеристики коммуникатора. Надёжность коммуникатора. Понятность сообщения как отражение свойств коммуникатора. Повышение эффективности коммуникации путём изменения свойств коммуникатора. 3. 4. Характеристики реципиента. Повышение эффективности передачи сообщения путём нахождения коммуникационных средств, канала и времени, релевантных реципиенту. Повышение эффективности приёма сообщения с помощью использования техник активного слушания. Проверка адекватности принятого сообщения: принципы использования вопросов реципиентом для стимулирования коммуникатора к эффективному кодированию и повышения точности декодирования. 3. 5. Характеристики коммуникационных каналов. Возможности психолога а повышении эффективности работы организации посредством оптимизации циркулирования в ней информации. Информация как ресурс, обеспечивающий существование власти. Информация как ресурс необходимый для принятия решений и их исполнения. Особенности различных коммуникационных каналов, возможности создания новых каналов и эффективного использования имеющихся. Раздел 4. Общение как взаимодействие 4. 1. Традиции изучения взаимодействия в различных направлениях социальной психологии. Символический интеракционизм. Социодраматический подход. 4. 2. Воздействие группы на человека. Ролевые ожидания, нормы, санкции. Социальная фасилитация и ингибиция. Явления деиндивидуализации, социальной лености, групповой поляризации, огруппления мышления. Заражение. 4. 3. Влияние на поведение другого. Оперантное научение. Социальное научение, конформизм. Подчинение, инструктирование. 4. 4. Влияние на установки другого. Изменение установок через изменение поведения, убеждение. Внушение, информирование и пропаганда. Манипулирование. 4. 5. Воздействие человека на группу. Лидерство. Виды, стили, организация стимулирования группы. Организация деятельности группы. Тактики влияния. Методы совместного поиска решений. Раздел 5. Затруднения в общении и их преодоление 5. 1. Трудности общения. Патология характера коммуникатора или реципиента. Внутриличностные конфликты. Пережитый негативный опыт. Отсутствие эффективных и наличие неэффективных навыков социального взаимодействия как причина трудностей в общении. Смысловые барьеры в общении. Застенчивость, её психологическое содержание и природа. Дефицитарное общение: одиночество, его типы и природа. Деструктивное общение: ложь, обман, агрессия, конфликты. 5. 2. Преодоление трудностей в общении. Социально-психологическая компетентность и её развитие. Социально-психологический, коммуникативный, поведенческий тренинг и группы встреч как способы улучшения общения. 5. 2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. 3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Семинарские занятия Семинар 1. Общие характеристики общения Вопросы
Литература
Семинар 2. Восприятие человека человеком Вопросы
Литература
Семинар 3. Общение как процесс коммуникации Вопросы
Литература
Семинар 4. Общение как взаимодействие Вопросы
Литература
7. Вопросы к зачету (экзамену)
7. 1 Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Основная литература
Дополнительная литература
9. Программное обеспечение
10. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины С целью организации самостоятельной работы студентов необходимо, в первую очередь, использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями. Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит знакомство с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Вопросы психологии», «Психологический вестник». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса. Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления. Большая часть времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы к каждой теме, а также контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут писать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы для составления докладов, схем ответов. Для успешной сдачи зачета необходимо изучить теоретическую часть, овладеть практическими навыками оценки деятельности менеджера и его ПВК. Тема контрольной работы выбирается студентом, исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем. Требование к выполнению контрольной работы:
Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке. Главное в контрольной работе – творческое отношение к теме, умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой. Разработчики: НОУ ВПО СПб ИВЭСЭП ст. преподаватель кафедры Богомазова К. А. __ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Заведующий кафедрой___________________________/ М. И. Коваленко / Декан факультета______________________________/ М. А. Петрова / Дата составления « 30 »_августа 2012 г. Утвержден на заседании НМС « 05 » сентября 2012 г. Протокол № 1 от « 5» сентября 2012 г. Дата обновления « 25 » июня 2013 г. |
Психология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление... Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с | ||
Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | ||
Руководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» «Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию... | Общая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... П бакалавриата, реализуемая Академией социального образования, по направлению подготовки 030300. 62 Психология, представляет собой... |