Скачать 254.05 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПсихология отклоняющегося поведения направление подготовки - 030300.62 «Психология» Квалификации выпускника - бакалавр Санкт-Петербург2012 Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт.-сост. И.В. Берно-Беллекур. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 18 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 1 от 31.08.2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-Методическим Советом, протокол № 1 от 24.10.2012 г. Автор-составитель кандидат психологических наук, кандидат медицинских наук, доцент И.В. Берно-Беллекур Рецензент кандидат психологических наук, доцент Ю.В. Шатковский
Цель курса:
Задачи курса:
Дисциплина «Психология отклоняющегося поведения» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла базовой части учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6) стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: различные формы отклоняющегося поведения, факторы и причины их возникновения; социальные, биологические, психологические критерии нормальных и патологических проявлений поведения человека; виды и формы психологической помощи и психолого-педагогической поддержки; организацию, формы и методы работы психологических служб, ППМС-центров, приютов, практикующих психологов, служб социальной реабилитации. Уметь: диагностировать особенности проявлений нарушений поведения и их причины; подбирать адекватные методы психологической помощи в соответствии с формами отклонений в поведении и ситуациями, в которых они проявляются. Владеть: оказанием психологической помощи и самопомощи в критических жизненных ситуациях, при патологических проявлениях поведенческих реакций; семейного, детского и подросткового консультирования; работы с различными психокоррекционными методами; определением критериев эффективности коррекционной работы. разработкой психокоррекционных и развивающих программ.
5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Отклонения поведения как социально-психологическая проблема Два основных направления, рассматривающюнсатегориалъное понятие «нормы поведения». Нравственно-этические, психологические, социальные и юридические критерии поведения. Сравнительный анализ норм поведения в различных общественно-исторических формациях. Содержание понятий «нарушение» и «отклоняющегося или девиантного» поведения в отечественном и зарубежных подходах. Тема 2. Формы и интенсивность девиантного поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями. Интенсивность и формы проявления девиантного поведения в зависимости от возрастных аспектов. Различные отечественные классификации отклонений поведения, базирующиеся на социально-психологических критериях. Концепция саморазрушающего поведения у подростков. Механизмы формирования любых форм отклоняющегося поведения. Различные формы деструктивного поведения, то есть наносящего вред человеку и обществу. Тема 3. Делинквентное и противоправное поведение Определение и разграничение понятий «делинквентного» и «противоправного» поведения. Противоправное поведение как одна из форм девиантного поведения. Различные типологии мотивов совершения противоправных действий. Групповые формы асоциального и антисоциального поведения. Неформальные группы. Динамика развития преступных групп. Концепция криминальной субкультуры и ее особенности на современном этапе развития нашего общества, Тема 4. Агрессия Актуальность проблемы агрессивного поведения. Определение понятия агрессии с позиций юриспруденции, психологии и психиатрии. Агрессия как инстинкт, выполняющий функцию сохранения вида. Типы боевого поведения: «мобинг» и «критическая реакция». Биологические основы агрессивного поведения: генетические, биохимические и жестокость, как следствие того или иного психического заболевания. Агрессивные тенденции как устойчивая диспозиция индивида. Контроль над агрессивными импульсами как результат социального научения. Особенности подростковой агрессии. Деление агрессивного поведения по направленности. Различные классификации уровней проявления агрессивности. Тема 5. Суицидальное поведение Понимание сущности суицидального поведения в Древней Греции и в Древнем Риме, в средние века в Европе и дореволюционной России. Современное понимание суицидального поведения как комплексной проблемы. Социологические исследования самоубийств по различным критериям: количественное соотношение по странам, возрастные параметры, соотношение мужчин и женщин и т.д. Классификация форм суицидального поведения. Основные способы совершения суицидов. Типология мотивов суицидального поведения. Тема 6. Определение и разграничение нормы и патологии поведения человека Основные направления определения психической нормы: психологическое, адаптационное и нозологически ориентированное понимание нормы, заключающееся в переносе принципов клинического мышления на область здоровья. Концепция вероятностного понимания здоровья. Схема степени здоровья: идеальная норма, среднестатистическая норма, конституциональная норма, функциональная норма и уровни предболезни. Факторы, способствующие развитию пограничных состояний. Критерии перехода от нормальных до патологических проявлений поведенческих реакций в подростковом возрастном периоде. Тема 7. Макросоциальные условия, влияющие на поведение Психическое здоровье как отражение социального состояния общества. Анализ состояния психического здоровья населения России. Соотношение микросоциальных и макросоциальных факторов на психический статус: психопатоподобные непсихотические нарушения поведения, невротические реакции, психогенные депрессии и т.д. Кризис идентичности на индивидуальном и макросоциальном уровнях и его варианты. Синдромы, оказывающие влияние на поведения человека: социально-стрессовые расстройства и посттравматические стрессовые расстройства. Тема 8. Проблема психической адаптации как основной функции психических состояний человека Новые подходы к динамической оценке психического здоровья. Понятия «психическая адаптация», «проблемная психическая ситуация», «адаптивные психические процессы», «психическая адаптивность», «психическая дезадаптация». Фазы фенотипической адаптации. Уровни адаптации. Основные стратегии адаптации. Универсальные механизмы динамики психического здоровья в континууме «здоровье-болезнь». Тема 9. Аддиктивиое поведение: общая характеристика и основные этапы развития Сущность аддиктивного поведения, фармакологические и нефармакологические способы его достижения. Факторы, влияющие на возникновение аддикций и их значимость. Основные виды аддик-тивных реализаций. Общие механизмы и характеристика аддиктивного поведения. Проблема перехода одной формы аддикций к другой, иллюзия контроля аддиктивных реализаций. Основные этапы развития аддиктивного поведения: «точка кристализации», становление аддиктивного ритма, формирование аддикций как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения. Тема 10. Наркомания, алкоголизм, токсикомания Проблема употребления психоактивных веществ в современном мире. Социально-медицинское значение, этиология и патогенез токсикомании, наркоманий и алкоголизма. Возрастные и половые особенности интоксикационной психической патологии. Критерии наркотических веществ. Классификация наркотиков. Данные о наиболее употребляемых препаратах в крупных городах России. Проявления употребления различных психоактивных веществ. Пути профилактики и снижения рецидивности. Наиболее эффективные программы снятия психической зависимости. Правовые санкции. Тема 11. Сексуальные девиации Формы выражения и сущность сексуальных нарушений. Транссексуализм и ведущие симптомы на уровне феноменов. Проблемы половой идентификации и подходы к ее пониманию. Расширение границ допустимого сексуального поведения с точки зрения общества и закона. Транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте. Тема 12. Роль семьи в формировании нарушений поведения у детей и подростков Типы негармоничных семей, ведущие к нарушениям поведения. Психотравмирующие факторы воспитательной практики родителей. Типы патогенного родительского поведения. Различные подходы изучения социализации в неполной семье, понимание роли каждого из родителей в этом процессе и возможности компенса-ч ции одним роли другого. Влияние воспитательного воздействия родителей на конкретные виды отклонений поведения с психологической характеристикой несовершеннолетних. Тема 13. Понятие динамического «семейного диагноза» Три уровня семейных дисгармоний, предрасполагающих к раннему формированию поведенческих отклонений по степени нарастания их патогенного влияния. Личностные, психологические проблемы родителей как источник аномалий семейного воспитания детей и подростков, характеризующихся отклонениями поведения. Проблемы воспитания вне семьи: интернатах, детском доме, «лесных» школах и т.д. Тема 14. Соотношение биологического и социального в поведении человека Роль генетических факторов в понимании природы человека. При-родно-биологические основы жизнедеятельности человека в со-циобиологии: понимание механизма функционирования поведения, объяснение развития механизма поведения в онтогенезе, построение теории формирования механизма поведения в онтогенезе. Биогенетический принцип. Концепция рекапитуляции. Концепция эволюционно стабильной стратегии. Анализ ориентировочного рефлекса как необходимого условия выработки новых поведенческих актов. Теория социального научения. Такие формы научения, как подкрепление, оперативное обучение, мотивация, имитация и подражание. Нативисты и эмпирики. Принцип структурности. Теория конвергенции психического развития в виде взаимодействия наследственности и среды. 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Программное обеспечение
7.4 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Психология отклоняющегося поведения» имеет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала. В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 54 часа. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Особое внимание здесь следует уделить изучению отечественной литературы. Вниманию студентов предлагается обширный список литературы. Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета», использование возможностей средств, Internet. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы для составления докладов, схем ответов. Тема контрольной работы выбирается студентом, исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем. Требование к выполнению контрольной работы
Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке. Главное в контрольной работе – творческое отношение к теме, умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой. 10. Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
11. Вопросы к зачету
Разработчик: СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой социальной и консультативной психологии Берно-Беллекур И.В. Рецензент: СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии Шатковский Ю.В. Заведующий кафедрой___________________________/ М.И. Коваленко / Декан факультета______________________________/ М.А. Петрова / Дата составления « 31 »_августа 2012 г. Утвержден на заседании НМС « 24 » октября 2012 г. Протокол № 2 от « 24» октября 2012 г. |
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | ||
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | Рабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Руководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» «Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию... | ||
Психология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | Общая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... П бакалавриата, реализуемая Академией социального образования, по направлению подготовки 030300. 62 Психология, представляет собой... |