Скачать 0.8 Mb.
|
§11. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О/Е §11. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О/Е ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА Частицы – это служебные слова, которые придают дополнительные смысловые оттенки словам и предложениям или служат для образования новых слов. НЕ является частицей, служащей для выражения отрицания. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ Общий принцип решения орфограммы включает следующие правила: 1. Различная грамматическая роль частицы НЕ при слитной и раздельной форме написания. 2. Общая методика выбора формы написания НЕ. 3. Выбор формы написания НЕ по формальным признакам. 4. Смысловое решение орфограммы. Правило 1. Различная грамматическая роль частицы НЕ при слитной и раздельной форме написания Выбор слитной или раздельной формы написания НЕ определяется путём анализа грамматической роли слова. Форма 1. НЕ пишется слитно, если является приставкой и служит для образования новых слов с противоположным значением. Такое словообразование наиболее характерно для качественных прилагательных, образованных от них наречий на О/Е и абстрактных существительных: богатый – небогатый, высоко – невысоко, счастье – несчастье. Реже слова с приставкой НЕ образуются от относительных прилагательных: детский – недетский, здешний – нездешний. От многих слов (например, прилагательных со значением цвета, большинства конкретно-вещественных существительных) образование новых слов с приставкой НЕ невозможно, поэтому НЕ пишется с ними только раздельно: не красный, не стол, не время. Слово, при образовании которого использовалась приставка НЕ, обозначает конкретный признак или предмет, и его можно заменить синонимом без нарушения структуры предложения, например: в недалеком (близком) будущем, на небольшой (маленькой) поляне. Форма 2. НЕ пишется раздельно, если является отрицательной частицей. Отрицательная частица НЕ, в отличие от приставки НЕ, может относиться к любым знаменательным словам. Все грамматические конструкции по наличию в них слов с приставкой НЕ или отрицательной частицей НЕ можно разделить на утвердительные и отрицательные. Правило 2. Одна форма написания НЕ Выбор формы написания НЕ имеет смысл только в том случае, если существуют обе формы написания НЕ, так как определенная часть существительных, прилагательных и наречий на О/Е могут писаться с НЕ только слитно или только раздельно. Только слитно пишутся слова, которые не употребляются без НЕ: невежда, небрежный, нелепо. Только раздельно пишутся слова, которые, как уже говорилось, не образуют новых слов с помощью приставки НЕ. Слова с одной формой написания НЕ употребляется только в утвердительных или только в отрицательных предложениях. §11. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О/Е Правило 3. Общая методика выбора формы написание НЕ при наличии двух форм написания Если существуют обе формы написания НЕ – слитная и раздельная, то выбор нужной формы делается по формально-грамматическим признакам или, реже, по смыслу. Особенность выбора слитного или раздельного написания НЕ заключается в том, что грамматический анализ в данном случае проводится не только на уровне слов, но и на уровне предложения. Хотя слова с приставкой НЕ и отрицательной частицей НЕ не различаются на слух, предложения в большинстве случаев построены таким образом, чтобы не только в письменной, но и в устной речи можно было определить их утвердительный или отрицательный характер. Для этого используются различные формальные признаки: особый грамматический строй, наличие усилительных слов и определенных союзов, а также другие средства, определяющие смысловую однозначность высказывания. Правило 4. Отличительные особенности отрицательных синтаксических конструкций Существует два основных способа для формального выражения отрицательного характера предложений: во-первых, с помощью усилительных слов; во-вторых, с помощью особой интонации. В первом случае отрицание выражается с помощью частиц ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ и отрицательных местоимений и наречий НИСКОЛЬКО НЕ, НИКАК НЕ. Таким образом, раздельное написание НЕ однозначно задают усилительные слова. Выражение отрицания с помощью интонации заключается в том, что на слово с отрицательной частицей НЕ всегда падает интонационное ударение. К таким вариантам относятся следующие отрицательные синтаксические конструкции: 1. Предложения с союзом А и значением противопоставления. 2. Сопоставительные предложения с союзом НО. 3. Отрицательные предложения, в которых НЕ относится к первой или второй их части. Правило 5. Основные синтаксические конструкции с НЕ Можно выделить 4 основные варианта, в которых выбор НЕ определяется формальными признаками: два утвердительных и два отрицательных: 1. Основная форма: слитное написание НЕ с возможной заменой слова с НЕ синонимом без НЕ: небольшая (маленькая) комната. 2. Слитное написание НЕ при усилении утверждения: очень небольшая комната. 3. Раздельное написание НЕ при противопоставлении: не далекий, а близкий, не счастье, а горе. 4. Раздельное написание НЕ при усилении отрицания: ничуть не интересно, нисколько не веселый. Кроме того, выделяются частные случаи, в которых выбор формы написания также делается по формальным признакам, например: не большой и не маленький – отрицание двух противоположных признаков, раздельное написание частицы НЕ. §11. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О/Е Правило 6. Смысловое решение орфограммы В некоторых случаях явные формальные признаки для выбора формы написание НЕ отсутствуют, и тогда решение орфограммы делается по смыслу, что возможно в двух случаях: 1. При различении отрицательных и утвердительных предложений: семья небогатая (почти бедная) – слитное написание НЕ; семья не богатая (не является богатой) – раздельное написание НЕ. 2. В сопоставительных предложениях с союзом НО: сад небольшой (маленький), но красивый – слитное написание приставки НЕ; Она спокойна, но не весела (не выглядит веселой) – раздельное написание частицы НЕ. Правило 7. Градация признака при смысловом решении орфограммы В приведенных выше примерах выбор нужной формы делается по смыслу, так как их значения различаются между собой. В этом случае для прилагательных и наречий со слитным и раздельным написанием НЕ существует так называемая градация признака. Например, для пары антонимов далекий-близкий существует следующий переходный ряд слов, различающихся по смыслу, с различным написанием НЕ: недалекий (почти близкий); не далёкий и не близкий (на среднем расстоянии); неблизкий (почти далёкий). Многие качественные прилагательные и наречия на О/Е имеют такие градационные ряды: богатый – бедный, легкий – трудный, веселый – грустный. Попутно отметим, что в данном случае не все слова из существующего ряда соединяются с НЕ, образуя новое слово с противоположным значением; например, для ряда высокий – низкий существует прилагательное невысокий с приставкой НЕ, но нет прилагательного «ненизкий» со слитной формой написания. Если прилагательное или наречие не образует градационных рядов, то обе формы написания НЕ имеют один и тот же смысл. Например, для прилагательного ненадежный две формы с раздельным и слитным написанием НЕ по значению практически совпадают. Соответственно, вопрос о том, что следует писать: метод ненадежный (НЕ слитно) или не надежный (НЕ раздельно) – существует только в учебных примерах; в этом случае следует выбрать утвердительное предложение со слитным написанием НЕ, так как слова с разной формой написания НЕ не различаются по смыслу (нет градации признака). РЕШЕНИЕ ОРФОГРАММЫ При решении орфограммы рассматриваются следующие темы: 1. Одна форма написания НЕ – слитная или раздельная. 2. Основные синтаксические конструкции с НЕ. 3. Смысловое решение орфограммы для утвердительных и отрицательных предложений. 4. Смысловое решение орфограммы при сопоставлении с союзом НО. 5. Особые синтаксические конструкции с НЕ. §11. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О/Е Тема А. Одна форма написания НЕ – слитная или раздельная
§11. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О/Е |
Урок русского языка тема Цели: -формировать представление о предлоге как служебной части речи, закрепить умение писать предлоги с существительными, прилагательными,... | Закрепление и углубление изученного в 5 классе Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными | ||
Тематическое планирование уроков по русскому языку в 6 а классе Слитное и раздельное написание не с существительными, глаголами и прилагательными. § 8 | Урок-путешествие "не с причастиями" Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами | ||
Конспект отрытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Правописание... Цель работы: повторение правила написания пре- и при-, переход к правописанию не с существительными | Урока в 6 классе. Тема урока Цели урока: Познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными | ||
I. Поставьте вопросы с местоимёнными наречиями к выделенным словам Дополните предложения местоимёнными наречиями или местоимениями с предлогом по смыcлу | Тема: Написание не- с наречиями Познавательная: усвоить общие правила слитного и раздельного написание не- с наречиями на -о и -е | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выяснить условия слитного и раздельного написания не с наречиями на о и Е, сформировать навык написания не с наречиями | Конспект открытого урока по русскому языку на тему: «Правописание не с именами прилагательными» ... | ||
Родительный падеж существительных 1-го склонения. Предлоги, употребляемые... Познакомить учащихся с предлогами, употребляемыми с существительными в родительном падеже, учить употреблять нужные предлоги с существительными... | Уроке по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е» Морфология. Ты окажешься на островах Наречия, где должен будешь самостоятельно с помощью карты пройти трудный и опасный путь. С собой... | ||
Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными.... Цель урока: совершенствовать умения применять правила слитного и раздельного написания не с существительными | Урок русского языка. 6 Класс. Тема урока : Слитное и раздельное написание не с существительными Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Слитное и раздельное написание не с существительными». Давайте... | ||
Урок русского языка в 7 классе Р. р обучать конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями | Притяжательные прилагательные Познакомиться с притяжательными прилагательными, с особенностями склонения притяжательных прилагательных |