Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
I.Организационный момент
| Проверьте готовность к уроку. Кто готов, поднимите на меня глаза. Здравствуйте, садитесь.
| Проверяют наличие учебников, тетрадей, дневников. На столе должны быть ручка, карандаш, линейка, рейтинговый лист, карточка.
|
II.Сообщение целей и задач урока.
| Сегодня на уроке мы познакомимся с правописанием НЕ с прилагательными. Откройте тетради, запишите число, тему, классную работу.
| Открывают тетради, записывают.
|
Найдите в своих рейтинговых листах сегодняшнюю тему, поставьте 0,5 балла за посещение урока.
| Находят, ставят.
|
III.Актуализация знаний.
| Понять новую тему нам помогут ранее приобретенные знания. Вспомним НЕ с именами существительными. Для этого посмотрим на схему.
| Смотрят на экран.
Слайд 1
|
Запишите, пожалуйста, в центре строки «Правописание НЕ с существительными» (сокращайте «сущ.»)
| Записывают.
|
Как может писаться НЕ с существительными?
| Слитно и раздельно.
|
Запишите в тетради
| Слайд 2
|
Вспомним сначала, когда НЕ с существительными пишется слитно.
|
Посмотрите на экран и ответьте, почему слово НЕПОСЕДА написано слитно?
| Слайд 3
Без НЕ не употребляется
|
Запишите его в тетради
| Записывают
|
Давайте проверим.
Это первый случай слитного написания.
| Смотрят на экран
Слайд 4
|
| Чем в этом слове является НЕ, какой его частью?
| НЕ входит в корень.
|
Выделите корень.
| Выделяют
|
Посмотрим на второй:
| Слайд 5
|
запишите в тетрадь под цифрой 2: НЕПРАВДА (ЛОЖЬ).
| Записывают
|
Глядя на пример, сформулируйте правило, когда еще НЕ с существительными пишется слитно?
| Если можно заменить синонимом без НЕ.
|
Какой частью слова в данном примере является НЕ?
| Приставкой.
|
Выделите приставку.
| Выделяют.
|
Переходим ко второй колонке.
|
|
Когда НЕ с существительными пишется раздельно?
|
Записываем пример и вспоминаем правило.
| Если есть противопоставление с союзом А.
|
В данном случае чем является НЕ?
| Частицей.
|
Подпишите, что это частица.
| Подписывают.
|
IV.Этап усвоения нового знания.
| Правило вспомнили, еще раз посмотрите на нашу сегодняшнюю цель.
| Смотрят.
|
Мы должны узнать, как пишется НЕ с именами прилагательными
| Зачитывают.
|
Для этого открываем учебник – стр. 128.
| Открывают учебник.
|
Читаем правило № 36.
| Читают правило.
|
Первое: Когда НЕ с прилагательными пишется слитно?
| Когда слово без НЕ не употребляется.
|
Какая еще часть речи подчиняется этому же правилу?
| Имя существительное.
|
Вернитесь к схеме, от существительного образуйте прилагательное, запишите его в тетрадь.
| Образуют слово НЕПОСЕДЛИВЫЙ, записывают в тетрадь.
|
Чем в данном случае является НЕ?
| Частью корня.
|
Выделите его.
| Выделяют.
|
Когда еще НЕ с прилагательными пишется слитно?
| Если можно заменить синонимом без НЕ.
|
Образуйте от существительного прилагательное и запишите в тетрадь.
| Образуют слова НЕПРАВДИВЫЙ (ЛЖИВЫЙ), записывают в тетрадь.
|
Чем в данном случае является НЕ?
| Приставкой.
|
Выделите её.
| Выделяют приставку.
|
Второе: когда НЕ с прилагательными пишется раздельно?
| Когда есть противопоставление с союзом А.
|
Образуйте от существительных прилагательные и запишите в тетрадь.
| Образуют НЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, А РАССЕЯННЫЙ, записывают в тетрадь.
|
Какую роль в данном примере играет НЕ?
| Является частицей.
|
Подпишите сверху.
| Подписывают.
|
Глядя на схему, сделайте вывод о правописании НЕ с прилагательными.
| НЕ с прилагательными пишется также, как и НЕ с существительными.
|
Дополним схему, в названии допишите: НЕ с прил. и сущ.
| Дописывают.
|
Но в чем отличие правописания НЕ с прилагательными и существительными?
| НЕ с прилагательными пишется раздельно, если к прилагательному относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ.
|
(Наводящий: Какая особенность есть у имен прилагательных?)
|
Верно. Запишите в тетрадь пример ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛЫЙ.
| Записывают.
|
Физ. минутка
| Правило узнали, самое время сделать передышку.
Встаем. Подняли руки вверх, потянулись, развели руки в стороны, немного покрутили головой, размяли шею.
Теперь сели. Упражнение «В танке». Итак, все в очень тесном танке, напряглись. Танк слишком тесный, не выдержал, распался. Расслабились.
Теперь сели ровно. Смотрим перед собой, голову держим прямо. Посмотрели до упора влево, голову не поворачиваем. Теперь вправо, вверх, вниз. Крепко зажмурились, открыли глаза, Написали на стене большими буквами слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, и возвращаемся к теме.
| Выполняют упражнения, вслед за учителем.
|
V. Этап проверки нового материала (первичное закрепление).
| Правило узнали, теперь посмотрим, чему должны научиться. Первую задачу мы с вами уже выполнили, переходим ко второй, то есть учимся правильно писать НЕ с прилагательными.
| Смотрят на доску, читают.
|
Для этого открываем упражнение 305.
| Открывают упражнение.
|
Смотрим на задание, нужно списать, обозначая условия слитного и раздельного написания НЕ.
| Читают, слушают.
|
Один человек к доске. Выполняем все вместе до СОВСЕМ НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ.
| Работают в тетрадях и на доске.
|
Здесь остановимся. Теперь работаем по вариантам.
| Делятся на два варианта.
|
I вариант – списывает слова, начиная от СОВСЕМ НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ и заканчивая НЕВЕЖЛИВОСТЬ.
II вариант – со слов НЕ ВЕЖЛИВ, А ГРУБ и до конца.
Работаем также, как работали у доски.
Пять минут на выполнение упражнения.
| Слушают задание, приступают к выполнению.
|
Проверяем по цепочке по вариантам. Если кто-то ошибается, останавливаемся, возвращаемся к правилу, если все верно, не прерываемся.
| Комментируют, проверяют.
|
| Теперь обратимся к графе ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.
| Находят графу в рейтинговом листе.
|
Оцените себя по шкале оценивания.
| Производят самооценку.
|
Поднимите руку те, кто поставил себе 10 баллов? Молодцы.
| Поднимают руки.
|
VI. Этап закрепления нового материала.
| Переходим к следующему этапу, работаем с карточками.
| Берут карточки.
|
Взяли карандаши.
| Берут карандаши.
|
Вам нужно раскрыть скобки. Время пошло.
10 минут.
| Выполняют упражнение.
|
Поверка: поменялись карточками.
| Меняются карточками.
|
Проверяем следующим образом: смотрите на экран и сравниваете, ошибки подчеркиваете и выносите на поля.
| Проверяют друг друга.
|
Посмотрите на доску и выставите оценки:
Нет ошибок – 10 баллов.
1 ошибка – 8-9 баллов.
2 ошибки – 7-6 баллов.
З-4 ошибки – 5-4 балла.
5 ошибок и более – 3-1 балл.
| Оценивают друг друга.
|
Проставили баллы, поменялись карточками.
| Меняются карточками.
|
Занесите количество баллов в графу ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
| Заносят баллы в рейтинговые листы.
|
VII. Этап информирования о домашнем задании.
| Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: §54, упр. 306.
3 балла получит тот, кто просто перепишет текст упражнения.
6 баллов – выделены морфемы.
7 баллов – подобраны синонимы.
8-10 баллов – составить с выделенными словами предложения, разные по цели высказывания.
| Записывают домашнее задание в дневники.
|
VIII. Подведение итогов.
| Посчитайте баллы, полученные за урок.
| Считают, записывают полученную сумму в графе ИТОГ.
|
Что мы сегодня узнали?
| Подсказка на доске: ЗНАТЬ
|
Чему научились?
| Подсказка на доске: УМЕТЬ
|
Эмоциональная минутка.
| Работа со смайлами-магнитами: выберите смайл, соответствующий вашему настроению, аргументируйте свой ответ.
| Выбирают один из трех смайлов.
|
Спасибо за внимание, урок окончен, можете идти.
| Собирают вещи, уходят.
|