Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
| Замолоцких Е.Г.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол №6 от 11 января 2013
|
Программа модуля «ФИЛОСОФИЯ»
для направления подготовки 073400.62 «Вокальное искусство»
профиль Академическое пение
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Составители:
ИВАННИКОВ С.И., к.филос.н., доцент;
СМИРНОВ Д.В., к.филос.н., доцент
Москва-2013
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Курс направлен на ознакомление студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «менеджмент», с ведущими содержательными направлениями философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования теоретическими понятиями, владения предметной тематикой, приемами теоретического анализа, которые помогут учащимся в их будущей профессиональной деятельности.
Фундамент курса составляет освоение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, которые относятся к таким фундаментальным разделам, как онтология, философская антропология, теория познания, социальная философия, личность и общество, современные концепции философии науки, философия и методология социальных и гуманитарных наук, философия техники. Обучающиеся должны понимать сущность и место философии в современном обществе, уметь отображать средствами философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только понимание различных представлений о разделах философии, но и умение и распознавать важнейшие философские проблемы в окружающем мире, усматривать ведущие культурные смыслы, ценности, символы, уметь их использовать в собственной жизненной практике.
По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается авторами с опорой на классическую основу философского знания и современные результаты философского анализа, а также с учетом образовательных стандартов и требований ФГОС.
Цель: формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направления и формах философского познания.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
Раскрыть и освоить онтологическую проблематику философского анализа;
Рассмотреть философские направления анализа, связанные с пониманием антропологического подхода к человеку и социально-личностных аспектов его существования;
Изучить теорию познания, рассмотреть концепции философии науки, философскую проблематику методологии социальных и гуманитарных наук;
Раскрыть проблемы социальной философии, включая философию права, а также философии техники, философских проблем естествознания.
Объем в ЗЕ: 4 кредита Время изучения:
очная форма обучения: курс 1,2 семестр 2,3
очно-заочная форма обучения: курс 2 семестр 3,4
заочная форма обучения: курс 2 семестр 3,4 Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:Логика с основами методологии мышления, История философии и этика. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методология исследовательской деятельности, История философии и науки. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
- знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5) Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
выработать у бакалавра способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции бакалавра. Формы освоения ОМ:
традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);
новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п. Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности;
2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы;
3 уровень сложности: эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Раздел
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Способность осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3)
| Раздел 1. Онтология
| Конспекты, презентации
|
Задания
2 и 3 уровня сложности:
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Готовность проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-I0)
| Раздел 2. Философская антропология
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Умение собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (OK-l);
- умение ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);
способность работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);
| Раздел 3. Теория познания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Способность осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);
стремление к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9)
Готовность проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-I0)
| Раздел 4. Социальная философия. Личность и общество
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Умение собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (OK-l);
- умение ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);
| Раздел 5. Современные концепции философии науки. Философия и методология социальных и гуманитарных наук
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Умение собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (OK-l);
| Раздел 6. Философия техники
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Умение собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (OK-l);
- умение ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);
| Раздел 7. Философские проблемы естествознания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
|
Объем модуля и виды учебной работы
Очная форма обучения Факультет культуры и музыкального искусства \ Вокальное искусство год набора2012
Факультет / Направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
|
|
|
| Аудитор.
| Самост. работа
|
| Факультет культуры и музыкального искусства \ Вокальное искусство
| Философия
| Лекции
Лекции
| 12
30
|
| 2-й
3-й
| Практические/семинарские
| 6
24
| 18
18
| 2-й
3-й
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
36
|
2-й
3-й
| Общий объем часов по дисциплине:
| 72
| 72
| 144
|
3.Содержание модуля
3.1. Разделы модуля и виды учебной работы очной формы обучения
Факультет / Направление
| Название
модуля
|
Тематический план
| Кол-во часов
| лекции
| практические
| самост.
работа
|
Факультет культуры и музыкального искусства \ Вокальное искусство
| Философия
| Место онтологии в системе философского знания. Эволюцияонтологической проблематики в рамкахистории философии.
гической проблематики в рамках истории философии
| 2
| 1
| 8
| Бытие как центральная категория онтологии
| 4
| 1
| 8
| Онтологические основания человеческогосуществования
| 4
| 2
| 8
| Основные теоретические парадигмы вистории антропологии
| 2
| 2
| 10
| Теория познания. Место гносеологии в структуре философскогознания. Место гносеологии в структуре философского знания.
| 8
| 6
| 10
| Социальная философия в структуре философского знания
| 8
| 6
| 8
| Личность и общество. Философия образования
| 8
| 6
| 10
| Философия науки в структуре философского знания
| 6
| 6
| 10
|
|
| Итого
| 42
| 30
| 72
|
3.2. Содержание разделов модуля
Раздел 1. Онтология
|