Лекции "дают" материал, то именно семинары позволяют его "усвоить" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия





Скачать 156.84 Kb.
НазваниеЛекции "дают" материал, то именно семинары позволяют его "усвоить" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия
Дата публикации07.10.2013
Размер156.84 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации


Методические рекомендации студентам

Известно, что качество изучения философии при прохождении курса в основном зависит от хода семинарских занятий. Если лекции "дают" материал, то именно семинары позволяют его "усвоить" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия.

Методика настоящей Программы предполагает несколько форм работы на семинарах, и соответственно, подготовки к ним. Первой формой (базовой) является выступление по вопросам, выделенным в плане занятия. Для подготовки к такому выступлению Вы должны дома, на основе рекомендованных к занятию учебных пособий, подготовить небольшой, на 5-7 минут, текст выступления по каждому вопросу плана занятия. Выступления по основным вопросам занятия будут осуществляться по желанию, либо, при отсутствии желающих, по списку группы. Оцениваются выступления по восьмибалльной шкале: 0 баллов - отказ выступать (студент не готов к занятию); 1 балл - студент не дал развернутого ответа и "поплыл"; 4 балла - достаточное по объему, но не слишком содержательное выступление, или, наоборот, содержательное, но не развернутое; 8 – достаточное и по объему, и по содержанию выступление. "Ошибочных" выступлений в этой шкале оценок не бывает: на семинаре студенты имеют право на ошибки. Естественно, что к выступлениям по основным вопросам можно делать дополнения объемом не более 5 минут, если в подготовленном вами ответе есть материал, который выступающий не представил. Дополнения оцениваются по шкале в 4 балла.

Вторая форма работы при подготовке к семинарам - работа с терминами. К плану каждого занятия предлагается список "основных понятий", около 15. Для этих терминов вы должны дома по словарям (рекомендуется «Философский энциклопедический словарь») найти определения, и выписать их в сою рабочую тетрадь. Самостоятельно работа с терминами будет контролироваться по ходу семинаров либо уточнением использованных терминов («Докладчик сказал слово "аксиология". А что это такое?»), либо обратным их определением: Вам будет предложен текст определения («Отношение мышления к бытию, сознания к материи, человека к миру»), а ваша задача будет состоять в том, что бы выбрать из списка терминов к занятию подходящий термин (в данном случае – «основной вопрос философии»). Незнание терминов из списка так же рассматривается как неготовность к занятию, и штрафуется одним отрицательным баллом.

Эти две формы подготовки являются базовыми, предварительными. Если они произведены в достаточном объеме, то становится возможной третья, основная форма работы на семинарских занятиях – осуждение проблем и вопросов. Участие в обсуждении проблем и вопросов оценивается так же в 1 балл, а вот сами вопросы оцениваются гораздо выше. Если студенту удастся задать вопрос, соответствующий современным, еще не решенным (или очень недавно решенным) проблемам философии, - отличная оценка вполне заслужена. Но поощряются и другие - конечно, грамотно сформулированные - вопросы по философии: чисто учебные, по уточнению терминов, проблемы, противоречия и парадоксы. Готовьте свои вопросы и задавайте их на семинарах. Формально вам будет ставиться от 1 до 10 баллов за вопрос. По содержанию – дискуссия, разбор вопросов, является наиболее значимой частью работы на семинарах.

Естественно, что первым начинает отвечать на вопрос тот, кто его задает. Вопрос должен быть грамотно сформулирован, представлен в развернутой форме. Например, у каких авторов, в каких источниках встречены Вами противоречащие друг другу положения; в каком смысле использованы при постановке вопроса термины; какие можно предположить варианты ответов и почему они Вас не устраивают. Затем к обсуждению присоединяется группа («Кто что сможет добавить к рассматриваемой проблеме?»), и лишь на последнем этапе -преподаватель. Кроме того, преподаватель сохраняет за собой право не давать ответ на данный вопрос сразу (особенно, если групповое обсуждение протекает вяло), а лишь указать когда, где или кто рассматривал такой вопрос; решение по существу может быть представлено и позже, при рассмотрении следующих тем семинарских занятий.

Предложенная в планах занятий дополнительная литература может быть использована для подготовки сообщений (на добровольной основе). По собственному желанию каждый из вас может выступить с сообщением о содержании соответствующего дополнительного источника (либо другой, не указанной в списках литературы, если она имеет отношение к теме семинара). Выступление должно быть достаточно сжатым, 7-8 минут, и передавать своими словами содержание источника. Не следует слишком увлекаться пересказом биографии философов из предисловий к их работам; лучше, хотя бы и не совсем верно, и с пропусками, пересказать, что именно вы поняли, прочитав ту или иную работу. Дополнительные выступления оцениваются по десятибалльной шкале (от 0 до 10 баллов).

Еще одной формой самостоятельной работы студентов является подготовка и защита реферата. Для выполнения и защиты реферата необходимо:

  • Выбрать тему на основе как минимум одной публикации в философских научных журналах за последний календарный год, и согласовать ее с преподавателем;

  • Провести библиографический поиск (реферат должен содержать изложение материалов 7-10 источников);

  • Прореферировать (законспектировать) основной источник и прокомментировать его, используя подобранные источники;

  • Подготовить текст реферата, в связной форме излагающий отобранные материалы. Текст реферата должен иметь объем не более 15 стандартных страниц (30 тысяч знаков). Предисловие к реферату должно содержать постановку проблемы, определения основных терминов и обзор (перечисление) источников и других работ по данной теме; «тело» реферата - изложение рассматриваемых точек зрения; заключение к реферату - краткие итоги и выводы.

  • Составить необходимый научно-справочный аппарат (список литературы, ссылки на источники в тексте реферата и др.);

  • Подготовить сокращенный, продолжительностью 10-12 минут вариант для выступления на семинаре;

  • Выступить с докладом по реферату на семинаре и ответить на задаваемые вопросы.

При оценке реферата учитываются актуальность темы; собранный материал; обработка материала, его подготовленность для представления; характер выступления; оформление самого реферата. По каждой из статей оценка за реферат выставляется по десятибалльной шкале (оценка 10 баллов соответствует требованиям к научным публикациям в реферируемых научных журналах). Реальные оценки рефератов по опыту прошлых лет (по сумме всех статей оценки) колеблются в диапазоне от 11 до 26 баллов.

Общая сумма баллов, полученных на семинарских занятиях составляет текущий и итоговый рейтинг студента: сумма всех баллов, полученных студентом за выступления и работу на семинаре уменьшается на количество пропущенных часов семинарских занятий и лекций (без рассмотрения причин). «Идеальный» (100%) рейтинг за семестр составляет 100 баллов; промежуточный рейтинг к зимней сессии должен составлять не менее 36 баллов. Итоговый рейтинг 55 баллов оценивается оценкой «удовлетворительно» за экзамен, 70 баллов – «хорошо», 85 баллов – «отлично».

В конце методического пособия приведены вопросы для подготовки к экзамену; сам экзамен будет проведен по билетам, утверждаемым кафедрой перед началом экзаменационной сессии. К сессии допускаются все студенты, имеющие не более 2 пропусков занятий (включая занятия, к которым они не были готовы). В случае 3 и более пропусков, допуск выдается на основе коллоквиума по основным терминам.


Учебники:


  1. Введение в философию. В 2-х ч. / Ред. И.Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001. – 815 с.

  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2001. – 608 с.

  4. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

  5. Философия / Отв.ред. В.П.Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 576 с.

  6. Основы философии / Под ред. Е.В.Попова. – М.: ВЛАДОС, 1997.– 320 с.

  7. Философия / Отв. ред. В.Л. Калашников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

  8. Горбачёв В.Г. Основы философии. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 352 с.

  9. Миронов В.В. Философия. – М.: Проспект, 1998. – 240 с.

  10. Грядовой Д.И. Философия. – М.: Щит-М, 2001. – 266 с.

  11. Якушев А.В. Философия. Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: Приор, 2001. – 240 с.



Учебные пособия:


1. Философская энциклопедия / Гл.ред. Ф.В.Константинов.Т. 1 – 5. – М.: Советская энциклопедия, 1962.

2. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С.Аверинцева и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

4. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991.

5. Перекличка веков / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990. – 443 с.

6. Социальная философия. Хрестоматия. В 2-х ч. – М.: Высшая школа, 1994.

7. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М.: Наука, 1994. – 286 с.

8. Философия истории. Антология / Сост. Ю.А.Кимелев. – М.: Аспект Пресс, 1994. – 351 с.

9. Глядков В.А. Философский практикум. Вып. 1 – 3. – М.: Наука, 1994. –240 с.

10. Хрестоматия по философии / Сост. П.В. Алексеев, А.В.Панин. Изд.2. – М.: Гардарики, 1997. – 576 с.

11. Хрестоматия по философии / Ред. В.П. Кохановский и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 544 с.

12. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 511 с.

13. Гуревич П.С. Философский словарь. – М.: Олимп, 1997. – 320 с.

14. Философский словарь В.Соловьёва. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 464 с.


Темы семинарских занятий


I семестр

  1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре

  2. Род вид и индивид в античной и средневековой философии (Боэций. Комментарий к Порфирию)

  3. «Категории» Аристотеля

  4. Р.Декарт Рассуждение о методе

  5. Дидро Д. Разговор Даламбера и Дидро

  6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука

  7. Антидюринг Ф.Энгельса. Диалектика и метафизика

  8. Антидюринг Ф.Энгельса. Законы диалектики

  9. «Диалектика природы» Ф.Энгельса. Категории диалектики

  10. Социальная концепция Ф.Энгельса и К.Маркса

  11. Коллоквиум первого семестра



II семестр


  1. П.А.Кропоткин. Современная наука и анархия. (Анархия как умственное движение)

  2. П.А.Кропоткин. Современная наука и анархия. (Государство и анархия)

  3. Эрих Фромм. Искусство любить.

  4. Н.А.Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики.

  5. Э.В.Ильенков. Что же такое личность?

  6. И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса

  7. Н.Н.Моисеев. Расставание с простотой



Планы семинарских занятий




Тема 1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре


  1. Аристотель о мудрости и первой философии (Метафизика, кн. Первая А, гл I-II, кн. Вторая (а), книга Третья (В), книга Четвертая (Г).

  2. Ф.Энгельс об основном вопросе философии (Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии).

  3. Г.Риккерт о предмете философии (О понятии философии)


Основные понятия: философия, мировоззрение, основной вопрос философии, онтология, аксиология, гносеология, эстетика, материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, гносеологический оптимизм, скептицизм, методология, оптимизм, пессимизм.
Учебные пособия:

Введение в философию. Часть 1. - М., 1989, гл. I.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с.

Мир философии. Т.1. – М., 1991, с.10 – 129.

Дополнительная литература:

Аристотель Метафизика. // Соч., т.1, с. 63-70, 94-144.

Энгельс Ф. Людвиг фейербах и конец классической немецкой философии (Гл. 2) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. т. 21, с. 282-284

Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998, с.15-43

Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968


Тема 2. Род, вид и индивид в античной и средневековой философии


  1. Род, вид и индивид у Порфирия. Номинализм и реализм

  2. Описание, определение и деление понятий у Боэция

  3. Закон запрещения противоречия у Аристотеля


Основные понятия: Род, вид, индивид, номинализм, реализм, отличительный признак, собственный признак, привходящий признак, описание понятия, определение понятия, деление понятия, логические категории, логические процедуры, доказательство

Учебные пособия:

Введение в философию. Часть 1. - М., 1989, гл. II, 4-5.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с.

Мир философии. Т.1. – М., 1991, с.10 – 131.

Антология мировой философии. Т. 2. - М., 1972.

Дополнительная литература:

Боэций. Комментарий к Порфирию // Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990, с. 5-144.

Порфирий. Введение к категориям Аристотеля //

http://www.portalus.ru/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108632399&archive=0212&start_from=&ucat=1&

Аристотель Метафизика. Книга четвертая (Г). // Соч., т.1., с. 119-144.

Тема 3. «Категории» Аристотеля


  1. Категории сущности (субстанции) и акциденций

  2. Категории противолежания

  3. Категории движения

  4. Метод определения категорий у Аристотеля


Основные понятия: субстанция, акциденция, качество, количество, соотнесенное, место, положение, время, действие, претерпевание, обладание, противоположность, противолежание, лишенность и обладание, утверждение и отрицание, движение, покой, рост и уменьшение, перемещение, превращение, возникновение и уничтожение

Учебные пособия:

Введение в философию. Часть 1. - М., 1989, гл. II, 6-9.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с.

Мир философии. Т.1. – М., 1991, с.10 – 131.

Антология мировой философии. Т.3. - М., 1972
Дополнительная литература:

Аристотель. Категории. // Соч., Т.23. с. 51-90

Боэций. Комментарий к Порфирию // Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990, с. 5-144.

Порфирий. Введение к категориям Аристотеля //

http://www.portalus.ru/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108632399&archive=0212&start_from=&ucat=1&
Тема 4. Р.Декарт Рассуждение о методе

  1. Четыре правила метода Р.Декарта

  2. Смутное и ясное знание. Роль положения «Мыслю, следовательно существую»

  3. Дуализм Р.Декарта



Основные понятия: рационализм, дуализм, психофизиологический параллелизм, здравый смысл, сомнение, дедукция, достоверность, опыт, онтологическое доказательство, душа, рациональное познание
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Декарт Р. Рассуждения о методе, что бы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
Ильенков Э.В. Идеальное и идеал // Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991, с. 203-274


Тема 5. «Разговор Даламбера и Дидро»


  1. Материя и движение

  2. Движение чувствительность, мышление

  3. Материя и организация


Основные понятия: эмпиризм, сенсуализм, врожденные идеи, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, отражение, раздражимость, психика, сознание, разум, организация, информация
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Дидро Д. Избранные философские произведения. – М., 1941 (Разговор Даламбера и Дидро; Сон Даламбера; Философские основания материи и движения)

Тема 6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука


  1. Вещи в себе и умопостигаемый мир

  2. Трансцендентальное как условие возможности опытного познания

  3. Трансцендентальная философия Канта, материализм и идеализм


Основные понятия: феномен, ноумен, вещь в себе, явление и сущность, априорное, апостериорное, опыт, трансцендентальное
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. в 6 тт. – т. IV, ч. 1

Антология мировой философии, т. 3, с. 153-165

Тема 7. Антидюринг Ф.Энгельса. Диалектика и метафизика


  1. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика

  2. Единство мира. Категория бытия

  3. Пространство и время как формы бытия материи


Основные понятия: метафизический метод, диалектика, античная диалектика, классическая немецкая диалектика, материалистическая диалектика, движение, развитие, единство мира, материальное единство мира, бытие, пространство, время, бесконечность

Учебные пособия:

Введение в философию. Часть 2. - М., 1989, гл. VII, 1-4.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с.

Мир философии. Т.1. – М., 1991, с. .

Антология мировой философии. Т.4. - М., 1972
Дополнительная литература:

Энгельс Ф. Старое предисловие к Анти-дюрингу. О диалектике. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. (// Энгельс Ф. Анти-Дюринг - М., 1983, с.335-343; Энгельс Ф. Диалектика природы – М., 1982, с 24-32).

Энгельс Ф. Анти-дюринг. Введение. Гл.1: Общие замечания. Гл.III: Подразделение. Априоризм. Гл.IV: Мировая схематика. Гл.V: Натурфилософия. Время и пространство. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20 (// Антидюринг – М., 1983, с. 12-23, 29-52)

Энгельс Ф. Диалектика природы. (Статьи и главы: Диалектика; Основные формы движения. Заметки и фрагменты: Диалектика; Формы движения материи. Классификация наук) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. (//Энгельс Ф. Диалектика природы – М., 1982, с. 44-66, 180-222).

Тема 8. Антидюринг Ф.Энгельса. Законы диалектики


  1. Взаимопроникновение противоположностей

  2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

  3. Закон отрицания отрицания


Основные понятия: Тождество, различие, противоположность, противоречие, качество, количество, мера, модальность, узловая линия мер, отрицание, снятие, аналитическое отрицание, синтетическое отрицание, синтез противоречия, опосредование, новое
Учебные пособия:

Введение в философию. Часть 2. - М., 1989, гл. VII, 5-7.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с.

Мир философии. Т.1. – М., 1991, с. .

Антология мировой философии. Т.4. - М., 1972
Дополнительная литература:

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Гл. XII-XIII. - М., 1983, с.118-143

Энгельс Ф. Диалектика природы (Статьи и главы: Диалектика) – М., 1982, с 44-49.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. (Часть первая. Наука логики. Раздел первый. Учение о бытии) – М., 1974, с. 215-263.

Диалектическое противоречие. – М., 1979

Диалектика отрицания отрицания. – М., 1983


  1. Тема 9. «Диалектика природы» Ф.Энгельса. Категории диалектики


  1. Содержание и форма.

  2. Возможность и действительность

  3. Взаимодействие и причинность


Основные понятия: Сущность, явление, видимость (кажимость), основание, взаимодействие, содержание, форма, внутренняя форма, структура, функция, возможность, наличное бытие, действительность, бытие в снятом виде, актуальное и потенциальное бытие
Учебные пособия:

Введение в философию. Часть 2. - М., 1989, гл. VII, 2-4.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с.

Мир философии. Т.2. – М., 1991, с. .

Антология мировой философии. Т.4. - М., 1972
Дополнительная литература:

Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1982 [Заметки и фрагменты: Естествознание и философия; Далектика], с. 173-209.

Шептулин А.П. Категории диалектики. – М., 1971, с. 190-222.
Тема 10. Социальная концепция Ф.Энгельса и К.Маркса

  1. Роль труда в антропогенезе


  2. Разделение труда и формы собственности

  3. Отчуждение и основания социализма

  4. Детерминизм и свобода


Основные понятия: труд, деятельность, эволюция, язык, общество, разделение труда, способ производства, формация, базис, производительные силы, производственные отношения, общественные отношения, общественное сознание, общественное бытие, детерминизм, свобода, свобода воли
Учебные пособия:

Введение в философию. Часть 2. - М., 1989,

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с.

Мир философии. Т.2. – М., 1991, с. .

Антология мировой философии. Т.4. - М., 1972
Дополнительная литература:

Энгельс Ф. Диалектика природы [Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека]

Энгельс Ф. Антидюринг. Гл. X-XI [Мораль и право. Равенство; Мораль и право. Свобода и необходимость]

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – М., 1988 [Раздел: Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. С. 11-42]

Платонов С. После коммунизма. – М., 1989

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13 (Предисловие)

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.

Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980.
II семестр

Тема 12. П.А.Кропоткин. Современная наука и анархия. (Анархия как умственное движение)


  1. Связь анархии и научного метода

  2. Позитивная философия Конта и Спенсера. Критика метафизики

  3. Анархический идеал П.А.Кропоткина


Основные понятия: научный метод, механическое (кинетическое) мировоззрение, позитивная философия, метафизические взгляды, этатизм, социализм, анархия, партийность философии
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. – М., 1990 [раздел I].
Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции // Анархия. – М., 2002

Кропоткин П.А. Анархия. Её философия, её идеал // Анархия. – М., 2002

Тема 13. П.А.Кропоткин. Современная наука и анархия. (Государство и анархия)

  1. Этатизм и народное движение

  2. Природа государства

  3. Государство и общины


Основные понятия: народ, личность, класс, сословие, государство, коммуна, муниципальная община, цеховая община, власть, налоги, суверенитет, кооперация
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. – М., 1990 [разделы 2-4].
Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789-1793. – М., 1979.

Кропоткин П.А. Анархия. – М., 2002


Тема 14. Фромм Э. Искусство любить.

  1. Любовь и проблема человеческого существования

  2. Объекты любви

  3. Разложение любви в современном западном обществе

  4. Искусство и практика любви



Основные понятия: экзистенция, экзистенциалы, любовь, свобода, творчество, ответственность, личность, объективность, отчуждение
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. – М., 1992, с. 109-169
Фромм Э. Душа человека

Фромм Э. Из плена иллюзий

Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса

Тема 15. Н.А.Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики


  1. Познание и объективация

  2. Бытие и существование

  3. Бытие и творчество

  4. История и эсхатология


Основные понятия: познание, объективность, объективация, истина и правда, дух, свобода, детерминизм, универсалии, род, индивид, личность, творчество, прогресс, история, мессианизм, эсхатология, культура, цивилизация
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики // Царство духа и царство кесаря. – М., 1995, с. 164-286.
Бердяев Н. Царство духа и царство кесаря

Бердяев Н. О рабстве и свободе человека

Де Шарден П.Т. Феномен человека. – М., 1987

Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. – М., 1996

Тема 16. Э.В.Ильенков. Что же такое личность?

  1. Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке

  2. Деятельность и личность. Опредмечивание и распредмечивание

  3. Личность, психика и тело. Органическое и неорганическое тело человека



Основные понятия: человек, индивид, личность, задатки, способности, психика, деятельность, опредмечивание, распредмечивание, телесность
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991, с. 369-414
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1984

Тугаринов В.П. Избранные философские труды. – Л., 1989

Мечников И.И. Этюды о природе человека. - М., 1961


Тема 17. И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса


  1. «Две культуры». Об отчуждающих выводах классической науки

  2. Наука о сложности – содержание термодинамики

  3. От бытия к становлению. Переоткрытие времени в естествознании


Основные понятия: закон, универсальное, механическая картина мира, организм, энергия, энтропия, диссипация, организация, необратимость, развитие, прогресс, порядок, хаос, самоорганизация
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986
Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. – М., 1985

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М., 1979

Тема 18. Н.Н.Моисеев. Расставание с простотой


  1. Естествознание и рациональное миропонимание

  2. Природа, жизнь и разум

  3. Проблемы ноосферогенеза


Основные понятия: рационализм, эволюционизм, редукционизм, антиредукционизм, холдизм, системный подход, жизнь, информация, биосфера, антрпосоциогенез, формы организации материи, ноосфера, экологический кризис, sustainable development, коэволюция
Учебные пособия:
Дополнительная литература:

Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М., 1998
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990

Фролдов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983

Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. – М., 1989.

Вернадский В.И. Очерки геохимии. – М., 1983

Косолапов В.В., Гончаренко А.Н. ХХI век в зеркале футурологии. – М., 1987.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пропуски по семинарам: изучить материал по теме семинара самостоятельно, написать конспект ~на 4стр. Если на семинаре смотрели фильм,...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пропуски по семинарам: изучить материал по теме семинара самостоятельно, написать конспект ~на 4стр. Если на семинаре смотрели фильм,...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconПрограмма : Школа России Цель: Познакомить детей с произведением...
Планируемый (гарантируемый) результат предметных умений(на основе задач): 80% учащихся смогут усвоить новый материал и 20%, получив...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconМожет ли исчезнуть немецкая нация, если исчезнет немецкий язык?
Оснащение урока: интерактивная доска, компьютер, лексический материал, раздаточный дидактический материал, слайд – презентация
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создаются...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconПравославные праздники января
Они дают нам отдых от трудов и позволяют не забывать, что у нас есть не только смертное тело, а и бессмертная душа. Глубоко верующие...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconО соотношении эволюционистской теории и православной мысли дадут...
Диакон Андрей Кураев – профессор Московской Духовной Академии, член Синодальной Богословской Комиссии, старший научный сотрудник...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование ууд: обучающиеся должны усвоить, что звуки [ф], [ф], обозначаются буквой...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы сможем ей помочь, если откроем замок. А откроем мы его в том, случае, если правильно выполним задания. Нужно выложить слова из...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconНаиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания у детей
Это происходит в том случае, если взрослые не выполняют рекомендации в отношении заболевшего ребенка. А именно: соблюдение щадящего...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconОбобщенная теорема Виета
В этом случае формулы Виета дают выражение для отношений всех коэффициентов к старшему. Из последней формулы Виета следует, что если...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconI презентация педагогической деятельности
Перед учениками можно не ставить цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освободить учащихся на короткое время от умственного...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconВопросы: Промышленная биотехнология
Надо выделить главное, выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий,...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconКонспект урока физической культуры «Баскетбол», 6 класс. Цель: Совершенствование...
Бросок в кольцо считается правильным только в том случае, если выполнен в движении с двух шагов
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит...
Лекции \"дают\" материал, то именно семинары позволяют его \"усвоить\" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия iconИнструкция по заполнению теста
Если у Вас не появится твёрдой уверенности в том, что Вам близки наш формат работы и наши цели значит нам не по пути нет смысла тратить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск