Скачать 156.84 Kb.
|
Методические рекомендации студентам Известно, что качество изучения философии при прохождении курса в основном зависит от хода семинарских занятий. Если лекции "дают" материал, то именно семинары позволяют его "усвоить" и активно использовать. Но достигается этот результат только в том случае, если на семинаре материал обсуждается, если на занятиях проходит активная дискуссия. Методика настоящей Программы предполагает несколько форм работы на семинарах, и соответственно, подготовки к ним. Первой формой (базовой) является выступление по вопросам, выделенным в плане занятия. Для подготовки к такому выступлению Вы должны дома, на основе рекомендованных к занятию учебных пособий, подготовить небольшой, на 5-7 минут, текст выступления по каждому вопросу плана занятия. Выступления по основным вопросам занятия будут осуществляться по желанию, либо, при отсутствии желающих, по списку группы. Оцениваются выступления по восьмибалльной шкале: 0 баллов - отказ выступать (студент не готов к занятию); 1 балл - студент не дал развернутого ответа и "поплыл"; 4 балла - достаточное по объему, но не слишком содержательное выступление, или, наоборот, содержательное, но не развернутое; 8 – достаточное и по объему, и по содержанию выступление. "Ошибочных" выступлений в этой шкале оценок не бывает: на семинаре студенты имеют право на ошибки. Естественно, что к выступлениям по основным вопросам можно делать дополнения объемом не более 5 минут, если в подготовленном вами ответе есть материал, который выступающий не представил. Дополнения оцениваются по шкале в 4 балла. Вторая форма работы при подготовке к семинарам - работа с терминами. К плану каждого занятия предлагается список "основных понятий", около 15. Для этих терминов вы должны дома по словарям (рекомендуется «Философский энциклопедический словарь») найти определения, и выписать их в сою рабочую тетрадь. Самостоятельно работа с терминами будет контролироваться по ходу семинаров либо уточнением использованных терминов («Докладчик сказал слово "аксиология". А что это такое?»), либо обратным их определением: Вам будет предложен текст определения («Отношение мышления к бытию, сознания к материи, человека к миру»), а ваша задача будет состоять в том, что бы выбрать из списка терминов к занятию подходящий термин (в данном случае – «основной вопрос философии»). Незнание терминов из списка так же рассматривается как неготовность к занятию, и штрафуется одним отрицательным баллом. Эти две формы подготовки являются базовыми, предварительными. Если они произведены в достаточном объеме, то становится возможной третья, основная форма работы на семинарских занятиях – осуждение проблем и вопросов. Участие в обсуждении проблем и вопросов оценивается так же в 1 балл, а вот сами вопросы оцениваются гораздо выше. Если студенту удастся задать вопрос, соответствующий современным, еще не решенным (или очень недавно решенным) проблемам философии, - отличная оценка вполне заслужена. Но поощряются и другие - конечно, грамотно сформулированные - вопросы по философии: чисто учебные, по уточнению терминов, проблемы, противоречия и парадоксы. Готовьте свои вопросы и задавайте их на семинарах. Формально вам будет ставиться от 1 до 10 баллов за вопрос. По содержанию – дискуссия, разбор вопросов, является наиболее значимой частью работы на семинарах. Естественно, что первым начинает отвечать на вопрос тот, кто его задает. Вопрос должен быть грамотно сформулирован, представлен в развернутой форме. Например, у каких авторов, в каких источниках встречены Вами противоречащие друг другу положения; в каком смысле использованы при постановке вопроса термины; какие можно предположить варианты ответов и почему они Вас не устраивают. Затем к обсуждению присоединяется группа («Кто что сможет добавить к рассматриваемой проблеме?»), и лишь на последнем этапе -преподаватель. Кроме того, преподаватель сохраняет за собой право не давать ответ на данный вопрос сразу (особенно, если групповое обсуждение протекает вяло), а лишь указать когда, где или кто рассматривал такой вопрос; решение по существу может быть представлено и позже, при рассмотрении следующих тем семинарских занятий. Предложенная в планах занятий дополнительная литература может быть использована для подготовки сообщений (на добровольной основе). По собственному желанию каждый из вас может выступить с сообщением о содержании соответствующего дополнительного источника (либо другой, не указанной в списках литературы, если она имеет отношение к теме семинара). Выступление должно быть достаточно сжатым, 7-8 минут, и передавать своими словами содержание источника. Не следует слишком увлекаться пересказом биографии философов из предисловий к их работам; лучше, хотя бы и не совсем верно, и с пропусками, пересказать, что именно вы поняли, прочитав ту или иную работу. Дополнительные выступления оцениваются по десятибалльной шкале (от 0 до 10 баллов). Еще одной формой самостоятельной работы студентов является подготовка и защита реферата. Для выполнения и защиты реферата необходимо:
При оценке реферата учитываются актуальность темы; собранный материал; обработка материала, его подготовленность для представления; характер выступления; оформление самого реферата. По каждой из статей оценка за реферат выставляется по десятибалльной шкале (оценка 10 баллов соответствует требованиям к научным публикациям в реферируемых научных журналах). Реальные оценки рефератов по опыту прошлых лет (по сумме всех статей оценки) колеблются в диапазоне от 11 до 26 баллов. Общая сумма баллов, полученных на семинарских занятиях составляет текущий и итоговый рейтинг студента: сумма всех баллов, полученных студентом за выступления и работу на семинаре уменьшается на количество пропущенных часов семинарских занятий и лекций (без рассмотрения причин). «Идеальный» (100%) рейтинг за семестр составляет 100 баллов; промежуточный рейтинг к зимней сессии должен составлять не менее 36 баллов. Итоговый рейтинг 55 баллов оценивается оценкой «удовлетворительно» за экзамен, 70 баллов – «хорошо», 85 баллов – «отлично». В конце методического пособия приведены вопросы для подготовки к экзамену; сам экзамен будет проведен по билетам, утверждаемым кафедрой перед началом экзаменационной сессии. К сессии допускаются все студенты, имеющие не более 2 пропусков занятий (включая занятия, к которым они не были готовы). В случае 3 и более пропусков, допуск выдается на основе коллоквиума по основным терминам. Учебники:
Учебные пособия:1. Философская энциклопедия / Гл.ред. Ф.В.Константинов.Т. 1 – 5. – М.: Советская энциклопедия, 1962. 2. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С.Аверинцева и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с. 4. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991. 5. Перекличка веков / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990. – 443 с. 6. Социальная философия. Хрестоматия. В 2-х ч. – М.: Высшая школа, 1994. 7. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М.: Наука, 1994. – 286 с. 8. Философия истории. Антология / Сост. Ю.А.Кимелев. – М.: Аспект Пресс, 1994. – 351 с. 9. Глядков В.А. Философский практикум. Вып. 1 – 3. – М.: Наука, 1994. –240 с. 10. Хрестоматия по философии / Сост. П.В. Алексеев, А.В.Панин. Изд.2. – М.: Гардарики, 1997. – 576 с. 11. Хрестоматия по философии / Ред. В.П. Кохановский и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 544 с. 12. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 511 с. 13. Гуревич П.С. Философский словарь. – М.: Олимп, 1997. – 320 с. 14. Философский словарь В.Соловьёва. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 464 с. Темы семинарских занятийI семестр
II семестр
Планы семинарских занятийТема 1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре
Основные понятия: философия, мировоззрение, основной вопрос философии, онтология, аксиология, гносеология, эстетика, материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, гносеологический оптимизм, скептицизм, методология, оптимизм, пессимизм. Учебные пособия: Введение в философию. Часть 1. - М., 1989, гл. I. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с. Мир философии. Т.1. – М., 1991, с.10 – 129. Дополнительная литература: Аристотель Метафизика. // Соч., т.1, с. 63-70, 94-144. Энгельс Ф. Людвиг фейербах и конец классической немецкой философии (Гл. 2) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. т. 21, с. 282-284 Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998, с.15-43 Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968 Тема 2. Род, вид и индивид в античной и средневековой философии
Основные понятия: Род, вид, индивид, номинализм, реализм, отличительный признак, собственный признак, привходящий признак, описание понятия, определение понятия, деление понятия, логические категории, логические процедуры, доказательство Учебные пособия: Введение в философию. Часть 1. - М., 1989, гл. II, 4-5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с. Мир философии. Т.1. – М., 1991, с.10 – 131. Антология мировой философии. Т. 2. - М., 1972. Дополнительная литература: Боэций. Комментарий к Порфирию // Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990, с. 5-144. Порфирий. Введение к категориям Аристотеля // http://www.portalus.ru/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108632399&archive=0212&start_from=&ucat=1& Аристотель Метафизика. Книга четвертая (Г). // Соч., т.1., с. 119-144. Тема 3. «Категории» Аристотеля
Основные понятия: субстанция, акциденция, качество, количество, соотнесенное, место, положение, время, действие, претерпевание, обладание, противоположность, противолежание, лишенность и обладание, утверждение и отрицание, движение, покой, рост и уменьшение, перемещение, превращение, возникновение и уничтожение Учебные пособия: Введение в философию. Часть 1. - М., 1989, гл. II, 6-9. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с. Мир философии. Т.1. – М., 1991, с.10 – 131. Антология мировой философии. Т.3. - М., 1972 Дополнительная литература: Аристотель. Категории. // Соч., Т.23. с. 51-90 Боэций. Комментарий к Порфирию // Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990, с. 5-144. Порфирий. Введение к категориям Аристотеля // http://www.portalus.ru/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108632399&archive=0212&start_from=&ucat=1& Тема 4. Р.Декарт Рассуждение о методе
Основные понятия: рационализм, дуализм, психофизиологический параллелизм, здравый смысл, сомнение, дедукция, достоверность, опыт, онтологическое доказательство, душа, рациональное познание Учебные пособия: Дополнительная литература: Декарт Р. Рассуждения о методе, что бы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках Ильенков Э.В. Идеальное и идеал // Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991, с. 203-274 Тема 5. «Разговор Даламбера и Дидро»
Основные понятия: эмпиризм, сенсуализм, врожденные идеи, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, отражение, раздражимость, психика, сознание, разум, организация, информация Учебные пособия: Дополнительная литература: Дидро Д. Избранные философские произведения. – М., 1941 (Разговор Даламбера и Дидро; Сон Даламбера; Философские основания материи и движения) Тема 6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука
Основные понятия: феномен, ноумен, вещь в себе, явление и сущность, априорное, апостериорное, опыт, трансцендентальное Учебные пособия: Дополнительная литература: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. в 6 тт. – т. IV, ч. 1 Антология мировой философии, т. 3, с. 153-165 Тема 7. Антидюринг Ф.Энгельса. Диалектика и метафизика
Основные понятия: метафизический метод, диалектика, античная диалектика, классическая немецкая диалектика, материалистическая диалектика, движение, развитие, единство мира, материальное единство мира, бытие, пространство, время, бесконечность Учебные пособия: Введение в философию. Часть 2. - М., 1989, гл. VII, 1-4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с. Мир философии. Т.1. – М., 1991, с. . Антология мировой философии. Т.4. - М., 1972 Дополнительная литература: Энгельс Ф. Старое предисловие к Анти-дюрингу. О диалектике. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. (// Энгельс Ф. Анти-Дюринг - М., 1983, с.335-343; Энгельс Ф. Диалектика природы – М., 1982, с 24-32). Энгельс Ф. Анти-дюринг. Введение. Гл.1: Общие замечания. Гл.III: Подразделение. Априоризм. Гл.IV: Мировая схематика. Гл.V: Натурфилософия. Время и пространство. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20 (// Антидюринг – М., 1983, с. 12-23, 29-52) Энгельс Ф. Диалектика природы. (Статьи и главы: Диалектика; Основные формы движения. Заметки и фрагменты: Диалектика; Формы движения материи. Классификация наук) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. (//Энгельс Ф. Диалектика природы – М., 1982, с. 44-66, 180-222). Тема 8. Антидюринг Ф.Энгельса. Законы диалектики
Основные понятия: Тождество, различие, противоположность, противоречие, качество, количество, мера, модальность, узловая линия мер, отрицание, снятие, аналитическое отрицание, синтетическое отрицание, синтез противоречия, опосредование, новое Учебные пособия: Введение в философию. Часть 2. - М., 1989, гл. VII, 5-7. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с. Мир философии. Т.1. – М., 1991, с. . Антология мировой философии. Т.4. - М., 1972 Дополнительная литература: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Гл. XII-XIII. - М., 1983, с.118-143 Энгельс Ф. Диалектика природы (Статьи и главы: Диалектика) – М., 1982, с 44-49. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. (Часть первая. Наука логики. Раздел первый. Учение о бытии) – М., 1974, с. 215-263. Диалектическое противоречие. – М., 1979 Диалектика отрицания отрицания. – М., 1983
Основные понятия: Сущность, явление, видимость (кажимость), основание, взаимодействие, содержание, форма, внутренняя форма, структура, функция, возможность, наличное бытие, действительность, бытие в снятом виде, актуальное и потенциальное бытие Учебные пособия: Введение в философию. Часть 2. - М., 1989, гл. VII, 2-4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с. Мир философии. Т.2. – М., 1991, с. . Антология мировой философии. Т.4. - М., 1972 Дополнительная литература: Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1982 [Заметки и фрагменты: Естествознание и философия; Далектика], с. 173-209. Шептулин А.П. Категории диалектики. – М., 1971, с. 190-222. Тема 10. Социальная концепция Ф.Энгельса и К.Маркса
Основные понятия: труд, деятельность, эволюция, язык, общество, разделение труда, способ производства, формация, базис, производительные силы, производственные отношения, общественные отношения, общественное сознание, общественное бытие, детерминизм, свобода, свобода воли Учебные пособия: Введение в философию. Часть 2. - М., 1989, Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с. Мир философии. Т.2. – М., 1991, с. . Антология мировой философии. Т.4. - М., 1972 Дополнительная литература: Энгельс Ф. Диалектика природы [Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека] Энгельс Ф. Антидюринг. Гл. X-XI [Мораль и право. Равенство; Мораль и право. Свобода и необходимость] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – М., 1988 [Раздел: Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. С. 11-42] Платонов С. После коммунизма. – М., 1989 Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13 (Предисловие) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980. II семестр Тема 12. П.А.Кропоткин. Современная наука и анархия. (Анархия как умственное движение)
Основные понятия: научный метод, механическое (кинетическое) мировоззрение, позитивная философия, метафизические взгляды, этатизм, социализм, анархия, партийность философии Учебные пособия: Дополнительная литература: Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. – М., 1990 [раздел I]. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции // Анархия. – М., 2002 Кропоткин П.А. Анархия. Её философия, её идеал // Анархия. – М., 2002 Тема 13. П.А.Кропоткин. Современная наука и анархия. (Государство и анархия)
Основные понятия: народ, личность, класс, сословие, государство, коммуна, муниципальная община, цеховая община, власть, налоги, суверенитет, кооперация Учебные пособия: Дополнительная литература: Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. – М., 1990 [разделы 2-4]. Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789-1793. – М., 1979. Кропоткин П.А. Анархия. – М., 2002 Тема 14. Фромм Э. Искусство любить.
Основные понятия: экзистенция, экзистенциалы, любовь, свобода, творчество, ответственность, личность, объективность, отчуждение Учебные пособия: Дополнительная литература: Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. – М., 1992, с. 109-169 Фромм Э. Душа человека Фромм Э. Из плена иллюзий Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса Тема 15. Н.А.Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики
Основные понятия: познание, объективность, объективация, истина и правда, дух, свобода, детерминизм, универсалии, род, индивид, личность, творчество, прогресс, история, мессианизм, эсхатология, культура, цивилизация Учебные пособия: Дополнительная литература: Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики // Царство духа и царство кесаря. – М., 1995, с. 164-286. Бердяев Н. Царство духа и царство кесаря Бердяев Н. О рабстве и свободе человека Де Шарден П.Т. Феномен человека. – М., 1987 Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. – М., 1996 Тема 16. Э.В.Ильенков. Что же такое личность?
Основные понятия: человек, индивид, личность, задатки, способности, психика, деятельность, опредмечивание, распредмечивание, телесность Учебные пособия: Дополнительная литература: Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991, с. 369-414 Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1984 Тугаринов В.П. Избранные философские труды. – Л., 1989 Мечников И.И. Этюды о природе человека. - М., 1961 Тема 17. И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса
Основные понятия: закон, универсальное, механическая картина мира, организм, энергия, энтропия, диссипация, организация, необратимость, развитие, прогресс, порядок, хаос, самоорганизация Учебные пособия: Дополнительная литература: И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986 Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. – М., 1985 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М., 1979 Тема 18. Н.Н.Моисеев. Расставание с простотой
Основные понятия: рационализм, эволюционизм, редукционизм, антиредукционизм, холдизм, системный подход, жизнь, информация, биосфера, антрпосоциогенез, формы организации материи, ноосфера, экологический кризис, sustainable development, коэволюция Учебные пособия: Дополнительная литература: Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М., 1998 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990 Фролдов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983 Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. – М., 1989. Вернадский В.И. Очерки геохимии. – М., 1983 Косолапов В.В., Гончаренко А.Н. ХХI век в зеркале футурологии. – М., 1987. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пропуски по семинарам: изучить материал по теме семинара самостоятельно, написать конспект ~на 4стр. Если на семинаре смотрели фильм,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пропуски по семинарам: изучить материал по теме семинара самостоятельно, написать конспект ~на 4стр. Если на семинаре смотрели фильм,... | ||
Программа : Школа России Цель: Познакомить детей с произведением... Планируемый (гарантируемый) результат предметных умений(на основе задач): 80% учащихся смогут усвоить новый материал и 20%, получив... | Может ли исчезнуть немецкая нация, если исчезнет немецкий язык? Оснащение урока: интерактивная доска, компьютер, лексический материал, раздаточный дидактический материал, слайд – презентация | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создаются... | Православные праздники января Они дают нам отдых от трудов и позволяют не забывать, что у нас есть не только смертное тело, а и бессмертная душа. Глубоко верующие... | ||
О соотношении эволюционистской теории и православной мысли дадут... Диакон Андрей Кураев – профессор Московской Духовной Академии, член Синодальной Богословской Комиссии, старший научный сотрудник... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планируемый результат обучения, в том числе и формирование ууд: обучающиеся должны усвоить, что звуки [ф], [ф], обозначаются буквой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы сможем ей помочь, если откроем замок. А откроем мы его в том, случае, если правильно выполним задания. Нужно выложить слова из... | Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания у детей Это происходит в том случае, если взрослые не выполняют рекомендации в отношении заболевшего ребенка. А именно: соблюдение щадящего... | ||
Обобщенная теорема Виета В этом случае формулы Виета дают выражение для отношений всех коэффициентов к старшему. Из последней формулы Виета следует, что если... | I презентация педагогической деятельности Перед учениками можно не ставить цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освободить учащихся на короткое время от умственного... | ||
Вопросы: Промышленная биотехнология Надо выделить главное, выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий,... | Конспект урока физической культуры «Баскетбол», 6 класс. Цель: Совершенствование... Бросок в кольцо считается правильным только в том случае, если выполнен в движении с двух шагов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит... | Инструкция по заполнению теста Если у Вас не появится твёрдой уверенности в том, что Вам близки наш формат работы и наши цели значит нам не по пути нет смысла тратить... |