Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 1г. Горно-Алтайска» Учитель начальных классов
Лубягина Юлия Николаевна Урок обучение грамоте (чтение)
Предмет: обучение грамоте (чтение)
Уровень образования: начальное общее образование
Тема: звуки [ф], [ф], буквы Ф,ф
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Форма проведения урока: интерактивная
Время проведения: 1 марта 2012 г
Участники: обучающиеся 1 «В» класса
Цель: познакомить с новыми звуками и буквой
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся должны усвоить, что звуки [ф], [ф], обозначаются буквой Ф, совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; формирование основ российской гражданской идентичности,
развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Основные понятия: звуки, буквы
Межпредметные связи: письмо, ИЗО
Ресурсы «Азбука» 1 класс 2 часть, В.Г. Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки со словами, карточки для работы в парах;
Технологическая карта урока
Этап урока
| Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
| Деятельность
обучающихся
| ФОУД
| Формирование УУД
| Комментарий, примечание
| I этап. Организационный момент.
Цель:
1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) укрепление здоровья
| -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок чтения для вас и для меня, постараемся помочь друг - другу. Я желаю вам успехов.
-Поприветствуйте гостей.
-Проведем оздоровительная минутка (растираем ладошки так, чтобы они стали горячими, растираем ушки вверх, вниз подергали за мочки ушей, растираем кулачком носик, улыбнулись (нажимаем на кончик носа), тихо сели.
| Приветствуют учителя, гостей;
Настраиваются на урок Выполняют профилактические упражнения для укрепления здоровья
|
Ф
| Коммуникативные УУД
Личностные УУД
установка на здоровый образ жизни;
| Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.
Поднятие жизненного тонуса и укрепление здоровья.
| II этап. Актуализация знаний.
| 1. Работа с лентой букв.
- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?
1. буквы обозначающие гласные звуки.
2. буквы, обозначающие согласные звуки
3. буквы, которые не обозначают звуков.
- Почему гласные буквы расположены в 2 строчки?
- Почему согласные буквы в 2 ряда?
- Какая буква не имеет никакого звука?
Прочитайте текст «Два товарища» по цепочки на с. 68 «Азбуки»
- Что случилось с мальчиками?
- Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик? (зачитать)
- Чему учит нас этот рассказ? (нельзя бросать друга в беде)
| Диалог с учителем Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;
|
Ф
| Личностные УУД
Формирование основ российской гражданской идентичности, «хорошего» ученика. Познавательные УУД
Формирование целостной картины мира
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
| Формирование гордости за Родину,
| III этап. Постановка целей и определение темы урока
1.Постановка учебной проблемы. IV Работа по теме урока
2.Поиск информации.
V. Развитие речевого аппарата
Физминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
| 1) – Посмотрите на экран и назовите изображенные на нем предметы.
- Определите, какой одинаковый звук в этих словах.
- Какому звуку посвящен урок?
–Ребята проведите звуко-буквенный анализ слов: фиалка, ...... Составляются схемы слов.
-Откройте «Азбуку» на с.71. Что нарисовано в красной рамке? (шарф)
-Как мы нежно называем маленький шарф? (шарфик)
-Какой новый звук мы слышим в конце слова? (схема)
- Произнесите звук ф что вы заметили
- Какой он гласный или согласный?
-Почему? (он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог)
- Твердый или мягкий?
- Звонкий или глухой?
-Повторите что вы узнали о звуке [ф].
-Почему в первом слове новый звук слышится твердо, а во втором мягко?
Вывод: согласный глухой, парный звук, может быть твердым и мягким.
- Поиграем в игру « Где звук?»
- Прочитайте слоги под схемами слов в красной рамке на с. 71 учебника.
- Отгадайте загадку (читает ученик)
Есть сторож ночной у зеленого дома.
Как только на лес опускается дрема,
Он, ухая гулка, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)
- Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению.
2) Знакомство с буквами
-На что похожа буква Ф?
-Попробуйте изобразить букву Ф.
1) Дыхательная гимнастика
Упражнение «Сердитая кошка»
2) Работа над дикцией
Аф-аф-аф- в Африке живет жираф
Фа-фа-фа – мы пропели ноту «фа»
Фе-фе-фе – пишем буквы мы в графе На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкультпривет! - А теперь возьмите листочек.
1. Там, где звездочка, напишите букву, с которой мы познакомились на этом уроке.
У вас написаны буквы. Зачеркните только ту букву, которую мы сегодня изучили.
- Сколько букв вы зачеркнули?
| Работают с информацией,
представленной в учебнике.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают с информацией, представленной учителем.
Отгадывают загадку. Обосновывают выбор написания. Определяют, количество звуков и букв в словах, выделяют гласные, согласные. Выполняют упражнения с учителем.
|
И
Ф
Ф
| Коммуникативные УУД
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Личностные УУД
Формировать умение способности к саморазвитию Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД
использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.
| Проблемный вопрос, выход на тему урока
умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
| IV. Выполнение проекта.
| Пригласил однажды лев
В кафетерий букву «эф»
Фрак надел, конфет купил,
С буквой «эф» он кофе пил Давайте попробуем сами изобразить необычную, сказочную букву ф «Живая буква»
| Объединяются в пары. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.
|
П
| Коммуникативные УУД
умение вступать в диалог; умение договариваться;
умение запросить недостающую информацию у учителя;
Регулятивные УУД
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
| Работа в парах
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в паре в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
| V. Презентации работ.
|
| Осуществляют:
самооценку;
взаимопроверку;
| Ф
| Коммуникативные УУД
умение отвечать на вопросы
- умение спрашивать,
- умение управлять голосом, контролировать действия партнёра;
| Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи; Результатом работы группы является сообщение.
| VI. Рефлексия деятельности.
| - Понравился ли вам урок?
- что было самым интересным на уроке?
- что вызвало затруднение?
-Что нового вы узнали? Чему научились?
Оцените свою работу с помощью светофора Спасибо за урок!
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
| Ф
| Рефлексивные умения:
умение отвечать на вопрос
|
|
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей. |