Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание»





Скачать 208.63 Kb.
НазваниеТема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание»
Дата публикации14.10.2013
Размер208.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке.

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание», «даосизм», «буддизм», «конфуцианство», «Веда», «реинкарнация», «йога», «дао», «логос»; ознакомить с осо­бенностями мифологического сознания людей древности; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию соци альной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать вы­воды, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции.

Развивающая цель: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать вы­воды, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции .

Tuп урока: урок-исследование

Ход у р о к а

I. Организационный момент

Послушайте древнюю притчу.

У д о р о г и стояло засохшее дерев о. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский.

Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он при­нял дерево за с в о ю возлюбленную.

Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакал­ся: он подумал, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

- О чем эта притча?

- Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?

Мы рассмотрим следующие вопросы:

План.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для об­щества».

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постиже­ния природы и общества.

II. Новый материал

1. Мифологическое сознание древнего человека

«Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем», - так говорил Антуан де Сент-Экзюпери. И нам трудно не согласиться с ним.

Да, когда-то науки философии еще не было. Но человечество уже было и любило мудрость. И сегодня мы читаем мудрые русские, французские, турецкие и другие сказки, пришедшие к нам из бездны времен, измеряемой не только тысячами, но и десятками тысяч лет. Так Колобок докатился до нас из той эпохи, когда только начина­лось земледелие. И в сказке о нем тоже кроется философский вывод, пусть и простенький: как бы быстро ты ни умел уходить от бабушки с дедушкой, от медведя и волка, а лисья хитрость сильнее тебя. То золотое яичко, которое мышка хвостиком с лавки смахнула, а оно упало и разбилось, ученые выводят из древнейшего мифа о рождении Вселенной. Давайте заглянем в далекое прошлое и познакомимся с представлениями древних мыслителей о человеке и обществе. Люди издавна пытались объяснить существование общества. И задавали следующие вопросы:

- Как возникает общество?

- Как оно развивается?

- Куда оно идет в своем развитии?

- Каковы его перспективы?

Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкрет­ного общества. Иногда далекое прошлое человечества сравнивают с детством. В детстве же мы живем в сказочном мире, мире, созда­ваемом нашим воображением и фантазиями. Сказки, которые рас­сказывали нам взрослые, дали первое представление о добре и зле, о могучих силах и страстях, о человеке, об окружающем мире.

Так и на ранних этапах развития человечества представления древних нашли свое отражение в мифах.

Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.

- Прочитайте следующие мифы и ответьте на вопрос: «О чем нам рассказывают мифы?»

1. В австралийском мифе журавль Бронта бросает в небо яйцо. Оно разбивается, и с тех пор его желток, став солнцем, освещает землю. Одна из священных книг Индии сообщает, что некогда, в эпоху, когда во Все­ленной не было ничего, кроме вод, некий бог превратился в яйцо и стал плавать в этих водах. Потом яйцо «раскололось. Из двух половин скорлупы одна была серебряной, другая золотой. Серебряная - это земля, золотая -небо».

Когда верующие красят к православной Пасхе яйца, они тоже, только теперь уже неведомо для себя, вспоминают миф о «мировом яйце». Новая вера принимает в себя обрывки старой.

2. Величественную картину возникновения мира рисуют скандинавские сказания.

Сначала была черная бездна, отделявшая друг от друга царство туманов (на севере) и царство огня (на юге). В царстве туманов забил родник, его воды, замерзая, заполняли собой бездну, пока лед не подошел вплотную к царству огня. Искры, смешиваясь со льдом, вдохнули в него жизнь, из таявшего льда возникли великаны - первым из них был Имир - и гигантская корова, поившая великанов молоком. Корова, облизывая ледяную глыбу, создала гиганта, трое детей которого стали первыми богами-асами. Они убили Имира и сделали из его тела землю, из черепа - небесный свод, из костей - горы, из волос - деревья, и так далее. Потом срубили ясень и сделали из него мужчину, а из ольхи - женщину. Высоко над облаками теперь страна богов. Посреди нее - вершина огромного ясеня Игдразиля, корни которого лежат и в стране туманов, и в стране великанов, и в стране людей. Ветви этого ясеня раскинулись надо всем миром.

Такое мировое дерево есть в мифах многих народов. В Африке это, конечно, баобаб или пальма, а не северный ясень скандинавов.

Сложно устроен мир, но он обречен - раньше или позже начнется ве­ликая война между богами с одной стороны и великанами и чудовищами -с другой. Рухнет ясень Игдразиль, поддерживающий небесный свод, земля погрузится в мировое море, волки, вечно преследующие солнце и луну, наконец проглотят их... Вот вам и начало мира, и его история, и его современное состояние, и будущее, включая конец света.

Все объяснено (здесь-то пересказана ничтожнейшая доля скандинав­ской мифологии), все осмыслено... Хотите узнать, отчего бывают землетря­сения? Пожалуйста. За многочисленные преступные хитрости асы наказали бога огня Локи, приковав его за руки и за ноги к скале (как Зевс - Проме­тея). Над головой Локи висит змея, из пасти которой все время капает яд. Преданная жена Локи собирает этот яд в чашу, оберегая мужа, но чашу надо иногда опорожнять, и в это время капли яда падают на лицо Локи, тот содрогается от боли, сотрясая землю.

Другое дело, что эти объяснения не поддаются никакой проверке и не могут быть логически доказаны. Но мифу логика и доказательства и не нужны, он - дело веры, и только веры.

3. У одного из африканских народов есть сказка о том, как мудрая чере­паха решила собрать всю мудрость мира в тыквенную бутылку - калебасу, чтобы с помощью этой мудрости исправить мир. По очереди спрашивала черепаха у разных зверей, в чем мудрость каждого из них.

«В клыках! В когтях! В прыжке», - ответил леопард.

«В силе и спокойствии», - сказал слон.

В ногах и ушах была мудрость зайца. В крыльях и полете оказалась мудрость орла.

Так по крупицам, по зернышкам, по песчинкам собрала она мудрость со всей земли и всю, не обронив ни крошечки, упрятала в свою самую большую, самую лучшую калебасу...

В конце концов решила черепаха, что всех зверей, заслуживающих внимания, обошла, всю их мудрость в свою калебасу собрала. И надо теперь калебасу повесить на дерево, повыше, чтобы сохранить все собранное в целости. А поблизости от подходящего дерева рылась в земле гвинейская курица. На всякий случай и ее мудростью поинтересовалась разумная че­репаха, но гвинейская курица была глупа, как курица, и даже глупее всех остальных куриц на свете.

Полезла черепаха на дерево, повесив калебасу себе на грудь. Понятно, что лезть ей было неудобно. А снизу курица кричит: «Уж если ты решила взобраться на дерево, так перевесь калебасу себе на спину».

И черепаха поняла, ведь она была и вправду мудра, что даже у самой глупой курицы и у той может найтись крупица мудрости, что всю мудрость мира нельзя упрятать даже в самую большую и самую лучшую калебасу на свете, что мудрость не может принадлежать одному, а если она мудрость, то должна быть у всех.

И черепаха со всей силы швырнула свою замечательную калебасу о землю. Та разлетелась на кусочки. И вместе с нею разлетелась - по всей земле - мудрость, которую черепаха собирала долгие, долгие годы.

Разлетелась, чтобы мир стал мудрее!

В целом это уже, бесспорно, философская по духу притча, хоть и при­няла она форму сказки.

(Обсуждение прочитанных мифов.)

Таким образом, мифология - это исторически первая форма ми­ропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира» (с. 25 учебника).

- Чем сказка отличается от мифа? - Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколе­ния к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др.

Таким образом, в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта по­требность воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира.

В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:

1) идея творения - мир создан существом-богом;

2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса. Основные тематические циклы мифов:

• космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

• мифы о культурных героях - мифы о происхождении и вве­дении тех или иных культурных благ;

• эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен. Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей на­блюдается так называемое мифологическое сознание.

Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологи­ческого сознания и определим его особенности. (Проверка задания.)

- Как вы считаете, сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Свой ответ аргументируйте.

- Да, действительно, было бы опрометчиво утверждать, что мифологический способ объяснения жизни был свойственен людям лишь на раннем этапе развития человечества. Напри­мер, в советский период было создано немало мифов, с кото­рыми мы с трудом расстаемся в наши дни.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страда­ний мира

Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необхо­димо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире. Слушая мой рассказ, составьте в тетрадях план-конспект ответа на этот вопрос.

Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ри­туалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Это прежде всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важ­нейшая из них - Ригееда (знание гимнов) - сборник гимнов, кото­рый формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. Несколько позднее появляются Брахма­ны (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (Брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен Упанишадами - философскими воззрениями индусов.

В тексте Упанишад содержится упоминание, что для своего образования человек овладевает «...Ригведой, Яджурведой, Сама-ведой, Атхарваведой, Итихасой, Пуранами, Ведой Вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством предсказаний, хроно­логией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о свя­щенном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах».

В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, со­храняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.

Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощу­щение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли, пожалуй, наиболее полное отражение в «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и соз­дан, как считают ранее X в. до н. э.

(По ходу рассказа на доске формируется схема.) I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь».

II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии:

брахманы - мудрецы, толкователи Вед;

кшатрии - воины и правители;

вайши - класс земледельцев и скотоводов;

судры - слуги.

III с т у п е н ь -мир демонов, д у х о в , ж и в о т н ы х и о б и т а т е л е й мно­гочисленных адов.

Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали.

Вывод: мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божест­венных высот или спуститься до адской жизни.

По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновре­менно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди посто­янно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике (представление о вечной бессмертной душе).

После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело ро­дившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?

Ответ на этот вопрос дает закон Кармы.

Он гласит: сумма добрых и злых дел человека, полученная в пре­дыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.

Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями.

Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного су­ществования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет.

Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.

Буддизм

Центром учения являются четыре благородные истины:

1. Существование человека неразрывно связано со страданием.

2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.

4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь:

• Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий.

• Правильное решение -- решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам.

• Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

• Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравствен­ности - знаменитых пяты заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки.

• Правильное стремление.

• Правильное внимание.

• Правильное сосредоточение.

• Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удоволь­ствиям, так и путь самоистязания.

Существуют несколько способов очистить карму:

1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существова­ния, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».

2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени:

• самообладание;

• овладение дыханием при определенных положениях тела;

• изоляция чувств от внешних влияний;

• концентрация хмысли;

• медитация;

• отторжение - освобождение от телесной оболочки. (Проверка плана-конспекта и подведение итогов работы по пер­вому вопросу.)

Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято ве­рили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобраз­ными поступками.

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Китайская философия создала самобытное представление о че­ловеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них. Слушая рассказ, составьте план-конспект данного вопроса.

Даосизм

Природа Космос Человек

Человек занимает срединное положение в мире.

Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма).

Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изме­нении, все непостоянно и конечно).

Следовательно, человек должен жить по принципу: «Передаю, но не творю». Человек - не царь Вселенной, не покоритель приро­ды. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и всего общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии, ибо «если кто-либо захочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулиро­вать. Если же кто хочет присвоить его, потеряет его».

Человек должен следовать естественному ходу вещей, т. е. со­блюдать «меру вещей». Недеяние, или, скорее, деятельность без нарушения иной меры, является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является дао.

Человек может быть бессмертным как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное со­зерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), чем-то на­поминающих йогу.

Конфуцианство

Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди стра­дают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали бла­годати гармонии человеческих отношений. Гармония же достигается через личное благородство. Благородство становится результатом усилия, направленного на исполнение этических принципов и пра­вил. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек создает свой дао.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с ученика­ми - «Беседы и суждения». Сам о себе он говорил: «Излагаю старое и не создаю нового».

Итак, основные идеи учения Конфуция:

1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспо­коенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

2. Изначальное понятые - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане гово­рил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадле­жащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к про­явлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

6. Чтобы быть человечным, следуй правилам:

• Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь.

• Чего не желаешь себе, того не делай другим.

7. Философ отождествлял общество с государством.

8. Для него правильное государство - это государство, где выс­шее положение занимают император, слой людей, соединяю­щих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чинов­ников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовы­ми средствами, сколько моральными нормами.

9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций выраба­тывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».

Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравствен­ной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обще­ством.

Благородные и просвещенные чиновники, идеальные мужи, интеллектуальная элита - вот центр конфуцианской социальной системы.

Таким образом, учение Конфуция подводит нас к идее власти интеллектуально и нравственно достойного чиновничества, к идее меритократии (буквально власть, основанная на заслугах).

Моизм

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди. Учение моистов - коренная противоположность учению Кон­фуция. Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.

Теоретические исследования - непозволительная роскошь.

Прагматическая целесообразность, заложенная в трудовой дея­тельности, - необходимость.

Легизм

Патриархом легистов считается Шень Бухай. Легисты занима­лись проблемами социальной теории и государственным управлени­ем. «Кто разумен - создает законы, кто глуп - законами ограничен. Кто способен - изменяет порядок, кто неспособен - тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит го­ворить об изменениях».

4. Философия Древней Греции: рациональные начала по­стижения природы и общества

Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.

Философское мировоззрение имеет следующие особенности:

1. Опора не на фантазию, а на знания.

2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.

3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в фи­лософии познается.

4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, ос™ нованное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Предлагаю совершить экскурсию в философские школы Древней Греции, познакомиться с учениями греков и проанализировать их.

Сейчас мы посетим школы Гесиода, Анаксимандра и Анакси-мена.

Внимательно изучите фрагменты текстов, содержащих выска­зывания милетской философской школы и проанализируйте их.

L Становление мира по Анаксимандру

По одному из античных свидетельств, Анаксимандр, друг Фалеса, ут­верждал, что в беспредельном (апейрон) заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выдели­лись небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круго­вращение их всех. Он также утверждал, что Земля по своей форме есть цилиндр и что высота ее равна одной трети ее ширины. Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного начала выде­лилось детородное начало теплого и холодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла Еоздух, окружающий Землю, подобно тому, как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замк­нулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды. (Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 119.)

2. Космология Анаксимена

Как передают, Анаксимен сказал, что воздух есть начало всего и что он бесконечен по величине, но ограничен по своим качествам. Все [вещи] возникают сообразно некоторому сгущению его, и, с другой стороны, разре­жению. Движение же вечно. Он говорит, что от сжатия воздуха возникла сна­чала Земля, очень плоская, вследствие чего она, естественно, и держится на воздухе. Солнце, Луна и прочие светила возникли из Земли. По крайней мере, Солнце он считает Землей, которая вследствие быстрого движения достаточно сильно нагревшись, так накалилась. (Там же. С. 120-121.)

3, Из «Теогонии» Гесиода Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос. Сладкоистомый - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса. Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве; с Эребом в любви сочетавшись. Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных, Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многостенных; Также еще родила, ни к кому не всходивших, на ложе, Шумное море бесплотное, Поит. А потом, разделивши Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий... (Там же. С 117-118.) (Учащиеся заполняют таблицу.)

Особенности философского мировоззрения милетской школы

1

2

3

4

Как возник­ли небесные тела?

Звездное небо по­рождено землей

Небесные тела произошли из ог­ненной сферы

Небесные тела возникли из земли

Таким образом, общее в воззрениях Гесиода и милетских фи­лософов:

1. Все они, разрешая проблему происхождения мира, предпола­гают, что изначально существовало некое единство.

2. Кроме того, наблюдается сходство и в описании последова­тельности возникновения природных явлений.

Наиболее существенное различие связано с тем, что милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и пе­реходят от образных (религиозно-мифологических) представлений к отвлеченным понятиям.

Сейчас мы посетим занятия философа Платона.

(Используется материал учебника.)

Учение Платона

Люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье и одежде.

Такое совместное поселение - государство.

Государство создается для зашиты населения и порядка внутри страны.

Идеал справедливого общества по Платону

• Руководят одаренные, хорошо подготовленные, высоконрав­ственные люди.

• Основной принцип - справедливость.

• Люди подразделяются на три группы: мудрецов, которые должны править; воинов, которые должны защищать; кре­стьян и ремесленников, которые должны трудиться.

• Частная собственность - источник зла и несправедливости.

• Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государ­ство существует ради человека, а человек живет для процве­тания государства.

В общественном развитии Платон выделяет три стадии:

1) династию, состояние общества без бедных и богатых, без пи­саных законов, властью распоряжались старейшины родов;

2) аристократию - большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство.

3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледель­цев и ремесленников. Посетим занятия философа Аристотеля. (Используются материалы учебника.)

Ученые Аристотеля

Он не отождествляет общество и государство, выделяет такие о б ъ е д и н е н и я людей, как семья, с е л е н и я и д р . Следовательно, п о н я т и е «общество» у него более широкое, чем понятие «государство».

Без собственности человек жить не может. Обширный слой соб­ственников - это условие стабильности общества и государства.

Государства бывают:

• правильные - монархия, аристократия, демократия;

• неправильные - тирания, олигархия, охлократия.

Идеал государства - политая (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гра­жданин для блага государства, а государство для блага граждан.

III. Итог урока

- Каковы особенности мифологического сознания людей древ­ности?

- Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.

- Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.

- Почему буддизм называют атеистической религией?

- В чем проявилась созерцательность даосизма?

- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуци­анство?

- Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?

- В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте.

- Что их объединяет, а что различает?

- На основе изученного материала заполните таблицу:

Развитие знаний об обществе

Источник теории

Основные положения

Мифы древности

Происхождение мира Его развитие

Древнеиндийские Веды

Происхождение мира; его устройство

Мир богов; мир людей

Учение о карме

Способы самосовершенствования человека

Даосизм

Положение человека в мире Принцип «у-вей» («мера вещей») Понятие «дао»



Источник теории

Основные положения

Конфуцианство

«Идеал «благородного мужа»

Вопросы «правильного» государственного

устройства

Платон

Учение об «идеальном государстве» (его ос­новной принцип; социальная структура; роль государства)

Аристотель

Роль семьи

Социальная структура Задачи государства; его роль Положение рабов

Рефлексия.

Домашнее задание

Выучите § 2, выполните задания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconТема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования"
Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические...
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconУроки Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания,...
...
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconУрок №16. Тема: Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. Задачи урока
...
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconТемы рефератов по курсу
Интеллектуальная собственность и ее роль в социально-экономическом развитии. Основные понятия и этапы развития
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия и термины: миф, Библия, Ветхий Завет, заповеди, скрижали, исход
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Дисциплина «Философия»...
Дисциплина «Философия» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Философия как учебная дисциплина принадлежит...
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconРабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки...
Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать...
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconРабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки...
Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать...
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconЛекция-беседа
Тема Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconУрока Тема урока Тип урока
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconЛекция 1 1 Тема: Основные этапы развития информационного общества....
Тема: Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconТема урока Основная задача урока
Л: знать музыкаль ные термины, пони мать и объяснить их значение; использо вать словарь
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconУрок №12. Боги Древнего Египта. Цели урока по линиям развития ученика
Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconКонспект лекций Р. М. Гимаева Тема Предмет социальной геронтологии....
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Тема урока: Основные этапы развития социально-гуманитарного знания: древние мыслители о мире и человеке. Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифо­логическое сознание» iconОпорный конспект лекций Основные понятия, термины, законы, схемы...
Л. Н. Блинов, Н. Н. Ролле. Экология: опорный конспект лекций. Основные понятия, термины, законы, схемы. Спб.: Изд. Спбгпу. 2005....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск