Скачать 202.45 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Цели:
-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; -формирование навыков выполнения задания А23; -формирование навыков самоконтроля и самопроверки. 2. Развивающие: - закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять; -закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения -развитие пунктуационной зоркости. 3. Воспитательные: -воспитание любви к чтению; -развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку. Тип учебного занятия: урок закрепления знаний. Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний Ход урока: 1.Организация начала занятий. 2.Подготовка к основному этапу занятий. . Эпиграф. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли… Л.Н.Толстой. -Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком. 3. Повторение. - Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП) 1. Индивидуальное задание: Подчеркнуть грамматические основы в предложениях, записанных на доске. Определить вид сложных предложений, установить смысловые отношения между его частями. 2. Задание классу - выяснить, какие предложения простые, а какие сложные. 1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на индивидуальной доске, класс сверяется:
- Каков результат? Кому необходимо повторить данный материал? - Кто был внимателен и заметил, какими были все сложные предложения? (БСП) 3 Сравнение СПП и БСП
Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные. - Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные? Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию. 4. Самопроверка по записи на доске. -Проверьте:
- Поднимите руки те, кто все знаки препинания расставил правильно. ( Чтение получившихся предложений.(1 ученик)) - Что изменилось? (Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко) - Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме? (Из содержания простых предложений, входящих в БСП. Интонация. Различные знаки препинания (, - : ) Вывод: В каких предложениях смысловые связи сильнее: в бессоюзных или союзных? А интонация где ярче, выразительнее? Учитель: Действительно, смысловые связи сильнее в союзных предложениях, ведь они усилены союзами или союзными словами. А вот интонация выразительнее в бессоюзных. 2.Лингвистический эксперимент. А вот теперь давайте посмотрим, что произойдет с бессоюзными сложными предложениями, если в них поменять местами части. Переделайте предложения, расставьте знаки препинания. Прочитайте. Итак, что произошло с предложениями? (Изменился смысл предложений, что повлекло за собой изменение в пунктуации) -А теперь запишем тему урока. Я думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке. «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» 5. Повторение и обобщение знаний по теме. Бессоюзное сложное предложение. Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.
4. Проверка усвоения теоретического материала. Тест №1 “Дело мастера боится” (работа в парах, взаимопроверка) Расставьте недостающие знаки препинания. 1.В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. 2.Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни. 3.Зима без снега лето без хлеба. 4.Облако пройдет озеро заблестит, нивы обольются золотом. 5.Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла. 6.Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь. Контрольная карточка 1.В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. 2.Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни. 3.Зима без снега — лето без хлеба. 4.Облако пройдет — озеро заблестит, нивы обольются золотом. 5.Сумерки были короткие: как-то скоро спустилась ночная мгла. 6.Оглядываюсь и замираю: в трех метрах от меня стоит огромный медведь. Сообщения учащихся о случаях употребления двоеточия и тире. Анализ примеров. Вывод о структурной и интонационной ролях этих знаков препинания. Тест №2 “Будь внимателен!” Укажите номера бессоюзных сложных предложений. 1.Ученого учить только портить. 2.Хочешь человека узнать дай ему власть. 3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 4.Игнат спустил курок ружье дало осечку. 5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 6.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам. 7.Нынче жарко парит на дворе тепло. (В случае затруднения учащимся рекомендуется выделить грамматические основы.) Контрольная карточка: 2457 Ученого учить — только портить. Хочешь человека узнать — дай ему власть. Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. Игнат спустил курок — ружье дало осечку. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. Ни дорожек, ни поляны — ничего не видно нам. Нынче жарко, парит, на дворе тепло. 6.Подготовка к выполнению задания А24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. В этом задании необходимо различать:
FПодсказка. Если не помнишь, как отличить простое предложение от сложного, посмотри задание А19.
& Правило. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово. Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду), а также другие члены предложения и цельные словосочетания. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены. В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций:
Алгоритм действий. 1. Выделить грамматические основы. 2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения. 3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов. 4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания. 5. По союзу определить вариант ответа. ÑРазбор задания. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.
Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения. Вариант ответа №1. Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения. Вариант ответа №2. Значение причины передается через союз почему. Переделываем предложение: Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка. Союз действительно подходит. Варианты ответа №3 и 4. Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире. Таким образом, правильный вариант – ответ №2. ? Потренируйся. 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборот, усилились (Н. Якушин). 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает условие того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части. 2. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 7. Выполнение учащимися тестов MyTest X на компьютерах. 8. Обобщение и систематизация знаний. 1.Комплексный анализ текста. -Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий. « Пол_жи своё сердце у чтения ». 1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова! 5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца. - «Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова? - Подберите синоним к слову страсти. - Найдите в 8 предложении контекстные антонимы. - Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире. - Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём. - Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим. - Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения? 9. Подведение итогов урока. - Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Домашнее задание: Составить и записать 5 заданий в тестовой форме А24 в формате ЕГЭ Использованные источники:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Добро творить – в ладу жить» (По рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)
9. Задачи: обучающие – обеспечить овладение учащимися чтения и анализа художественного произведения с привлечением литературоведческих понятий; развивающие – развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру; воспитательные – воспитывать духовно-нравственные ценности, культуру взаимоотношений.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение к плану-конспекту урока «Добро творить – в ладу жить» (По рассказу К. Паустовского «Телеграмма») Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|