Скачать 141.4 Kb.
|
Планирование работы классного руководителя Для большинства классных руководителей планирование – это не очень приятная, простая и понятная процедура. Многие считают, что план нужен администрации школы, и потому составляют его формально и не находят в этом своего интереса и смысла. Конечно, план классного руководителя – это только часть его работы, и отношение к планированию зависит от отношения учителя к воспитанию учеников вне урока. Большинство педагогов понимают значение такой работы и относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а многие находят в ней и большой личностный смысл и удовлетворение. Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Начиная работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать. Цель нашего педсовета: Выработать структуру воспитательной программы классного руководителя, поделиться опытом планирования наших классных руководителей, которые имеют рабочий план воспитательной деятельности, помогающий составить воспитательную систему класса, написать развёрнутую характеристику воспитанникам, иметь полную картину развития личности учеников. Планирование, необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми. Первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Нашим педагогическим коллективом был разработан удобный вариант организации планирования. Он позволил единообразно построить планы воспитательной работы всех классных руководителей школы. Структура плана воспитательной работы классного руководителя:
Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом: А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле; Б) работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе; В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог; Г) работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы; Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему. Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее. Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические. Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся (Приложение 1) и учитывать следующие требования:
Цели и задачи сформулированы и теперь необходимо ещё раз составить характеристику своего классного коллектива. (Приложение 2) Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы. Мероприятия желательно планировать, исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагогу желательно вести страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел. Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя. Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д.. Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи” (Приложение 3), тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя, родительские собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе социального педагога школы, валеолога и медицинского работника, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого разработана “Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие (Приложение 4). “Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:
Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость данной папки. Раздел, необходимый в работе педагога, - работа с учащимися из “группы риска”. Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате – учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы. Работа с учителями – предметниками строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету. По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения. Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут. Приложение 1 Вопросы для обсуждения:
Приложение 2 ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА 1. .Краткая характеристика микрорайона школы………………………………………. 2.Состав класса по возрасту: 3.Состав класса по полу: девочки (девушки)………………………………………….. Мальчики (юноши)……………………………………………. 4.Неполные семьи (количество человек)………………………………………………. 5.Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек)……………………….. 6.Характеристика деятельности класса: а)Какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение(подчеркните или допишите)………………………………………………………………………… б)Могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности…………………………………………………………………………… в)Мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремление выделится, получение поощрения…………………………………………………………………………….. 7.Характеристика взаимоотношений: а)Количество микрогрупп: из 2 человек……, из 3 человек……. И т.д. б)Количество микрогрупп в классе, включающих только девочек(девушек)-……;только мальчиков (юношей)…..; и тех и других-…… в)Какие основания для объединения в дружеские микрогруппы…………………………. г)Характер отношений между группами…………………………………………………… д)Краткая характеристика наиболее авторитетных групп(характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей нормы поведения)…………………………………… е)Краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив……………………………………………………………………………………… ж)Количество и краткая характеристика "отверженных" (в классе)………………………………………………………………………………………… з)Есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы , кружки, трудовые бригады ,другие группы (какие)………………………………………………………………………. и)Какие нормы ,ценности главенствуют в классе……………………………………………. к)Каковы традиции класса…………………………………………………………………….. л)Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешений…………………………………………………………………………………… м)Какой тон ,настрой преобладает в классе…………………………………………………. 8.Место класса в школе………………………………………………………………………. а)Осознает ли класс себя единым целым…………………………………………………… б)В каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях учавствуют учаащиеся класса (кружки,секции,студии)...................................................................... в)Какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные.............................. .г )Каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами,с младшими,со старшими.................................................................................................... д)В какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса........... Приложение 3 КАРТА СЕМЬИ
5. Образование (высшее у обоих, высшее у одного, среднее у обоих, среднее у одного, родители не имеют среднего образования) и социальное положение родителей 6. Уклад семейной жизни (благоприятный, противоречивый, неблагоприятный) Степень выраженности аморальных проявлений в семье: - семья ведет здоровый образ жизни; - один из родителей склонен к выпивкам, скандалам; - у родителей эпизодические запои, семейные скандалы; - частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей; - повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей. 7. Характер эмоциональных отношений в семье: - атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки; - отношения ровные, но без эмоциональной близости; - эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность; - эмоционально-холодные, отчужденные отношения; - напряженно-конфликтные отношения. 8. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье: - семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей; - духовные потребности недооцениваются - для семьи характерна духовная, идейная индифферентность - преобладают стяжательские настроения - в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей.
Приложение 4 Индивидуальная карта ребёнка
|