Скачать 34.39 Kb.
|
Урок литературного чтению в 4-б классе.Тема: А.Куприн. "Слон"Задачи:
Ход урока I. Подготовительная беседа. -Как вы думаете, почему так рассказ называется? - Что вы можете сказать о слоне? Какой он на самом деле? - Какой комплимент женщине в Индии считается наивысшим? (Пройтись походкой слона.) Вывод: Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу. - В каких крылатых выражениях используется слово “слон?” Крылатые выражения: - Слона - то не приметить; - Слон в посудной лавке; - Делать из мухи слона; - Как слон. Объяснение крылатых выражений: - Слона-то и не приметить - не заметить главного. - Слон в посудной лавке - о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей. - Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение. - Как слон - неуклюж, громоздок, неповоротлив. II. Постановка учебной задачи. 1. Тема сегодняшнего урока: рассказ А. Куприна “Слон”. -К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать этот рассказ. -После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону? III. Анализ прочитанного текста. 1. Беседа по вопросам: - Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн? -Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону? - Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки? (Речь идет о здоровье , и даже о жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки .) - Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? (Самый большой слон - самый талантливый и обученный . Он умеет показывать очень много интересных вещей. ) 2. Выборочное чтение. - Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту. Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке. - Найдите и прочитайте описание слона. Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор? (Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.) - Как девочка понимает “ дружбу со слоном? (Дружба для Нади - это проявление уважения . Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.) IV. Работа в группах. 1 гр. – пересказ от имени Нади. 2 гр. – пересказ от имени Слона. 3 гр. – пересказ от имени отца. 4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца. V. Отчеты групп. Обсуждение. - С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливает в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом , в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.) VI. Фронтальная работа. - О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство! - Обоснуйте своё мнение. - Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе? - А легко ли быть добрым? - Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”. - Что оно в себя включает? Добро – это: - Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему? VII. Подведение итогов. Домашнее задание. - Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ? Подготовьте пересказ от другого лица и нарисуйте рисунки к рассказу. Нарисуйте иллюстрации к рассказу. Уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Мечта шестилетней девочки Нади сбылась. - А о чем мечтаете вы? Я уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты. VIII. Рефлексия. Чему научил вас этот рассказ? |