Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 435.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации12.11.2013
Размер435.66 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Философия > Конкурс
  1   2   3   4   5


Управление образования администрации

Новобурасского муниципального района

Районный конкурс «Учитель года - 2009»

Описание инновационного педагогического проекта

Технология развития критического мышления

на уроке музыки.

Работа учителя музыки высшей категории

МОУ «СОШ №2 р.п. Новые Бурасы

Новобурасского района Саратовской области»,

педагога дополнительного образования

Дома детского творчества р.п.Новые Бурасы

Ерёминой Татьяны Пантелеевны

р.п. Новые Бурасы

2010 г.

В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.

Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.

Урок музыки, как урок искусства особенный. Он призван развивать эмоциональную отзывчивость, образное восприятие музыки, музыкально-творческие, исполнительские навыки, т.е. общую музыкальность ребенка. И одним из ключевых направлений развития общего образования является создание как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Это направление отмечено в национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА», и озвучено президентом РФ Медведевым Д.А. в послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009г.

В нашей школе созданы все условия для реализации данного ключевого направления, они отражены в программе развития школы. Ведется активная работа по улучшению учительского потенциала, по совершенствованию методов работы, по внедрению передовых педагогических технологий. На базе нашей школы организована муниципальная экспериментальная площадка «Методическая поддержка инновационной деятельности педагогических работников на основе реализации индивидуального образовательного маршрута». Мною же разработан индивидуальный образовательный маршрут, ядром которого стала тема «Технология критического мышления на уроках музыки, искусства».

Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня 2,5 года назад. Предпосылками для этого стали данные аспекты:

-некоторый спад интереса учащихся ко многим темам на уроках музыки лично в моем опыте преподавания, низкая познавательная активность учащихся на уроке, непонимание качественной (не только классической) музыки, отсутствие её целостного восприятия;

-объяснительно-иллюстративная технология обучения предмету многих учителей, преподающих музыку в нашем районе;

-общее положение преподавания предмета в нашем районе.

Что говорить, рейтинг музыки как урока не так уж высок. Эта проблема возникла по многим причинам. Сказывается отсутствие специалистов-предметников, преподавание музыки превращается в процесс «хоть бы кто, и хоть бы как», беседы в семье по поводу качества «потребляемой» музыкальной продукции не ведутся вообще или обусловлены общим низким уровнем музыкальной культуры родителей. Поэтому заниматься развитием личности учащихся и создавать среду для проявления и развития способностей каждого ребенка приходится только в школе, в том числе и на уроках музыки. И возможности критического мышления как педагогической технологии относящейся к развивающему обучению очень высоки.

Предмет исследования – эффективность формирования и развития ключевых компетенций критического мышления в совокупности с применением различных стратегий критического мышления на уроках музыки.

Целью проекта является формирование ключевых компетенций критического мышления т.е:

- обучение учащихся добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение;

-вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.

Задачи:

1.Научить учащихся использовать основные методы (стратегии) критического мышления на уроках музыки.

2.Развивать умение находить проблемную ситуацию, планировать и анализировать собственную деятельность для её решения.

3.Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, сотрудничества в паре, группе, в классном коллективе.

Планируемые результаты применение технологии «Критическое мышление» на уроках музыки:

– активизация мышления, повышение мотивации восприятия предмета «музыка»;

– самовыражение учащихся, проявление себя, своих творческих способностей;

– повышение уровня взаимоуважения, взаимодействия, коммуникативных навыков;
План работы:



Наименование направления работы

Срок реализации

1.

Сбор и анализ информации о системе ключевых компетенций данной технологии; Входная диагностика.

Сентябрь-декабрь 2007

2.

Анализ набора ключевых компетенций критического мышления применительно к предмету «музыка»;

Сентябрь-декабрь 2007

3.

Применение различных стратегий ТРКМ на уроках музыки;

Январь2008-май 2010

4.

Внедрение системы мониторинга сформированности ключевых компетенций ТРКМ;

2008-2010 гг.

5.

Обобщение опыта по применению ТРКМ на уроках музыки

январь-май 2010

Срок реализации учебный проекта3 года.

Место и время реализации - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области», 2007-2010 учебные г.г.

Материально-техническое обеспечение проекта.

Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная энциклопедия классической, популярной музыки, фонохрестоматии, хрестоматии для учителя, мультимедийный проектор, ноутбук.

Что такое «критическое мышление»?

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. По мнению И.И. Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Несмотря на то что в ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов, в российской образовательной традиции, данный термин связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.


Критическое мышление и качество образования

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т. д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.


Развитие критического мышления как образовательная технология

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.
Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Почему термин «стратегия»? Дело в том, что он наилучшим образом отражает методологию технологии КМ, поскольку стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности, и направленных на достижение определенных ориентиров. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления:

- умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций;

-умение анализировать информацию на разных уровнях;

--владение техниками формулировки вопросов.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия. Технология развития критического мышления подразумевает аутентичную цели диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности (что отражает принцип здоровьесбережения ребенка) готовность идти на оправданный риск.

Первая фаза – фаза Вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

1.Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

2.Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.

3.Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

Вторая фаза – фаза реализации смысла
(или осмысления)

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл:

«Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?».

На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:
1.Организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.
2.Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.

Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

Третья фаза – фаза рефлексии

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося освоенным, своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:

1.Самостоятельно систематизировать новый материал.
2.Определить направления для дальнейшего изучения темы.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Развитие критического мышления не может быть целью в точном понимании этого слова, но может быть ориентиром, на который направлены учебные стратегии. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.

Стратегии педагогической технологии

развития критического мышления.

Слушание с остановками


В специальной литературе можно встретить термин «медленное чтение», описание которого частично пересекается с описанием данной стратегии. Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Я, как учитель музыки, применяю эту стратегию относительно и литературной составляющей предмета «музыка» (когда происходит анализ текста песни, романса и т.д.), музыкальной составляющей и художественной части (изобразительное искусство). В дальнейшем термин «чтение» будет мною заменяться на термин «музыка». Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к музыке как процессу. В основе этой стратегии лежит метод наблюдения за музыкой: В первый раз музыкальное произведение прослушивается полностью, для определения характера, формы, основных тем. Во второй раз музыка слушается с остановками, перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме или на бумаге.


Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.

1. Рассказываю учащимся о своем личном опыте знакомства с этим музыкальным произведением. Здесь необходимо быть максимально искренними. Если я не сразу пришла к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Если я не готова к выражению своих чувств, то лучше ограничьться краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.

2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в музыке с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же композитора, а кто-то – с событиями своей жизни. Некоторые учителя просят детей письменно сформулировать свои догадки, но не стоит слишком затягивать вводную часть: есть риск «перегореть» и уйти в частности. Можно начать обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прослушивания нескольких музыкальных предложений, вступления.

3. Теперь как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяю в музыкальном произведении две-три остановки – в зависимости от длительности. Во время этих остановок я задаю вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные термины, проанализировать средства музыкального языка, но, все же, сделаем акцент на вопросах высокого уровня, например: «Что заставило композитора сочинить именно так?», «Почему данному герою принадлежит именно эта музыкальная характеристика?», «Какими средствами музыкальной выразительности показано взаимодействие главных героев», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот фрагмент музыки?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».






Почему данный фрагмент имеет именно такой характер?
Как ты думаешь, где произойдет кульминация произведения?

Возможны ли события после финала, если «да», то какие?



Школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста или музыки.

4. После окончания работы с музыкальным произведением я предлагаю учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием музыки или текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), нарисовать художественную зарисовку, обосновывающее выбор. Это можно сделать в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом. Все письменные работы, рисунки, накопленные в процессе работы над рассказом, дети могут собирать в портфолио – специальную папку, отражающую развитие учащегося в русле изучения того или иного учебного предмета.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск