Скачать 35.74 Kb.
|
Конспект урока 5 клас Тема. Омонимы. Цели: 1. Дать определение омонимов. 2. Развивать умение находить омонимы в тексте и в словаре. 3. Формировать умение использовать омонимы в речи. 4. Воспитывать у детей любовь к родному слову. Ход урока.
Ребята, давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Лексика). - А что изучает этот раздел?( Слово и его лексическое значение). - Где мы можем узнать лексическое значение слов? (В словаре). - В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слов?(В толковом словаре.) - Сколько значений имеет слово? - Давайте отгадаем слова по их лексическому значению. Запишите в тетрадях.
Сумка ученика (портфель) Слово, выражающее благодарность (спасибо). Группа людей ,решающих о присуждении премии на выставках, конкурсах (жюри). Устройство для спуска с большой высоты, при прыжках с самолёта (парашют). Дорожка в парке с рядом посаженных деревьев (аллея). Один ученик у доски. Давайте проверим, правильно ли мы угадали слова? Подчеркнуть непроверяемые гласные и согласные в корне слова. I вариант. Составить простое предложение с однородными членами, используя два слова из отгаданных. II вариант: сложное предложение. Подчеркнуть грамматические основы предложений, однородные члены. Составить схемы предложений. А теперь дополните эти предложения ещё несколькими таким образом, чтобы получился текст. А что такое текст? (Ответ ученика). Давайте проверим, правильно ли вы дали ответ? 3. Объяснение нового материала. Мы продолжаем знакомится с основными понятиями раздела «Лексика». И сегодня мы будем говорить об омонимах. В конце этого урока мы должны знать, что такое омонимы. Уметь находить омонимы в тексте и в словаре. Использовать омонимы в речи. Выразительно прочитайте стихотворение Шибаева. Норка вылезла из норки Нету норки, И пошла к знакомой норке. Может, норка В норку норкину Возле норки? Вошла, Нет нигде. Норку в норке Пропал и след. Не нашла. Норка – здесь, Если в норке А норки нет! - Скажите, что вы заметили в этом стихотворении? - Почему это происходит? (Потому что в стихотворении есть омонимы). Запишем эти слова. Сделаем морфемный разбор слов. Вывод: Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней и значения их различны. 4. Закрепление. 1. Работа с учебником. § 67( теория) . Устно упр. 344, 346. 2.Работа с толковыми словарями. Работа в парах. Омонимы в толковых словарях помещаются рядом друг с другом. Но в разных словарных статьях. Откройте словари.(по одному на парте). Найдите среди этих словарных статей омонимы. Составьте словосочетания с этими омонимами. Какие словосочетания у вас получились? Составьте схему словосочетаний. 3. Самостоятельная работа. Упр. 345. 4. Знакомство с Омофонами и омоформами. - Ребята, в нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, в зависимости от назначения слова. Такие слова называются ОМОФОНАМИ. Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство, обв..вала лицо веером – обв..вала косы вокруг головы, волосы разв..вались на ветру – разв..вали промышленность, пол..скать бельё – пол..скать котёнка, посв..тить фонариком – посв..тить жизнь науке, сп..шите видеть – сп..шите с доски, пос..деть на лавочке – пос..деть от горя, прим..рять костюм – прим..рять противников, прор..дили морковь на грядке – зар..дили пушку. Чем вы руководствовались при постановке гласных? Омоформы- это слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Если подобные слова встречаются вне контекста, то определить их значение можно только приусловиии, если будет поставлено ударение. На доске: ( придумайте предложения, ставя в данном слове ударение на разные слоги). Село, кружки, пристань, мою, замок. 5. Закрепление знаний о омофонах и омоформах. Устно. Упражнения из методического пособия Карасева стр. 143 – 144. 6. Итоги урока. -Что такое омонимы? -Все одинаковые по написанию и произношению слова будут являться омонимами? - Как найти омонимы в толковых словарях? 7. Домашнее задание: правило на стр. 142, упр. 348 по заданию. Раздаточный материал Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? - Наконец мы нашли настоящий замок. - Это была настоящая мука. - В магазине продавался старинный атлас. Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение. |