Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем»





Скачать 253.25 Kb.
НазваниеАнтоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем»
страница1/3
Дата публикации30.06.2013
Размер253.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3


Антоневич Е.Н., член РФО СПб, клуб философов «Универсалии систем»

СИСТЕМНЫЙ СИНТЕЗ ПРИНЦИПОВ ПОЗНАНИЯ – МЕТОД ГЕНОДРЕВА ФТС

Ни одна эпоха не может быть более неблагоприятна для философии, чем та, когда

ею позорно злоупотребляют, делая из нее, с одной стороны, орудие государства, а с

другой – средство наживы (А. Шопенгауэр)

Свободная философия, или цельное знание не есть одно из направлений или типов

философий, а должна представлять высшее состояние всей философии, как во

внутреннем синтезе трех ее главных направлений: мистицизма, рационализма и

эмпиризма, так и…широкой связи с теологией и положительной наукой (В.Соловьев)

Будущее физики (науки, …)принадлежит гениальному дилетанту, которому гораздо

легче отказаться от общепринятых схем и авторитетов (М. Борн)

При построении теорий наука и философия используют различные методы (принципы) познания (анализа, синтеза и др.) и логики, как правило, противоречащие друг другу. Логики: формальная, математическая, диалектическая, индуктивная, вероятностная, дедуктивная, аналогии, эксперимента и др., не дополняют друг друга до единого целого.

В структуре философского метода, как и знания, вообще, близкие понятия принципа и аксиомы занимают исходное место, определяющее не только само содержание, но истинность той или иной философии, учения, науки. Множество различных философий и наук в поиске истины, базируются на свои узкие системы принципов и аксиом. Они во многом противоречат друг другу т.к., в основном, построены на искусственных системах, опирающихся на расплывчатые, односторонние критерии и интуицию ученых. В современной философии, где существует противостояние методов диалектического материализма, идеализма и метафизики, попытки найти единый метод, как синтез всех методов познания привели к убеждению, что универсального метода (методологического монизма) не существует. Сегодня идеологии либерализма и марксизма, построенные на отрицании синтеза знаний, узостях философий идеализма и диалектического материализма (ДМ) уже привели человечество к духовно-нравственому кризису выживания. Очевидно, что отсутствие исходной системы принципов-аксиом, единой для всех философий и наук, затрудняет развитие познания и его движение к истине. Диалектический монизм философии триединого синтеза (ФТС) позволил создать универсальный метод исследования процессов развития (познания) - единства логически взаимосвязанных противоположностей - генодрева ФТС [1], способный объединить в единое системное целое все первопринципы, логики познания и стать стратегией развития философии и общества.

Мы считаем, что в философии истина – единство (синтез) противоположностей: теории и практики (тезиса и антитезиса). Исходным понятием единства духовного (идеального) и материального древние философии (Вед, Дао, Тота) отличались от современных, которые отделив идеальное от материального, привели познание и общество к кризису развития. Мы утверждаем, что дух (сознание) и материя – едины, но изменчивы. Отличие форм материи и сознания, духа состоит в различии уровней вибрации, частоты излучения (информации). Например, вода может принимать 4-е формы материи: твердой, жидкой, газообразной и плазменной (у древних - 4-е стихии: земля, вода, воздух, огонь). Плазма – разреженная форма материи, управляемая внешним полем (энергией солнечного ветра). Вселенную можно представить как некую целостную систему структурных сгустков, вихрей энергетической субстанции, одним из проявлений которой служит плотная материя, а другим – волновая форма материи (поле, дух, сознание). В философии Дао эта триединая целостность (единство-дух-материя) изменчива, подвижна. Мы придаем свойство изменчивости и триаде Гегеля: синтез-тезис-антитезис. Если вместо синтеза на первое место триады поставить понятие материи, то отношение: материя-единство (изменчивость)-дух, говорит о том, что материя – измененная форма поля (духа). И наоборот: дух (сознание) – измененная форма материи. Дух первичен, если его высокие вибрации уменьшаются, материализуются (инволюция). Материя первична, если низкие вибрации увеличиваются, одухотворяются (эволюция). Сегодня эти простые истины не способны понять догматики идеализма и материализма (немалое число которых вышло из системы обучения ДМ в СССР), для них – это психологический барьер в познании, требующий интеллектуальных усилий. Но без его преодоления – осознания единства (синтеза) духовного и материального современная философия не способна выйти их кризиса познания, а человечество – из кризиса развития! Исходя из того, что теория – идеальна, а практика – материальна, мы считаем, что истину в аксиоматике следует искать в диалектическом единстве аксиом (принципов) идеализма и материализма.

Мы в ФТС предлагаем универсальную структурно-логическую модель исследования (метод познания) – генодрево единства логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий, в начале которого лежит триада Гегеля: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»). На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе – система: монограмм – диаграмм – триграмм -… ) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория, необходимость) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика, случайность). Далее деление идет на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное – духовное. Например: тезис – электромагнитное поле, антитезис – электроны, материальные частицы, синтез - электрический ток. При дальнейшем развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары логических противоположностей работает принцип множественной дополнительности результатом которого является образование многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-… . Сегодня в науке использование системы декартовых координат на плоскости и пространстве, позволяет определить зависимость между собой нескольких переменных: на плоскости - 2, пространстве – 3, без конкретизации их взаимосвязей. Структура генодрева определяет все связи и отношения по его уровням (1-2-4-…) в сложных процессах, поэтому для ее построения требуется изучение каждой конкретной проблемы.

Система познания метода гендрева ФТС, состоит из: 1) взаимосвязанной системы основных категорий философии (Рис 1/65), в свою очередь созданной на: логике метода познания (Рис 2/34), принципах диалектического развития (Рис 3/49); 2) принципов системности; 3) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей системы: уровня, подсистемы, элемента; 4) структурных взаимосвязей, прямых и обратных процессов взаимодействия в системе.

Мы исходя из того, что первичным принципом должен быть принцип целостности мира, единства противоположностей: духа и материи и взаимосвязи всего со всем, логично приходим к структурно взаимосвязанным категориям: движения и энергии, пространства и времени. В процессе деления на генодреве целое (материя-сознание) рождает дуальные противоположности (части) и их свойства (категории второго уровня) низшего и высшего структурного единства. Низшее (материальное) единство – единство Энергии и Движения. Можно утверждать, что Материя - движущаяся Энергия, а Энергия – движение материи в пространстве. Сознание обладает дуальными структурными свойствами высшего и низшего единства - Времени и Пространства, Энергии и Движения. Исходя из взаимосвязи категорий генодрева, можно дать такие определения. Время и пространство – основные формы существования материи-сознания. Время – мера активности сознания и форма его движения в изменяющемся пространстве. Время и пространство не существуют вне движущейся (энергетически изменяющейся) материи-сознания (подробнее см. Рис 1/65).

c:\documents and settings\inwin\рабочий стол\по одному рис 34-66 и статья от ж\65.jpg

ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает материализм и идеализм, а на основе метода системного синтеза, развивает их в более совершенное единство – триединый системный синтез (синтез единства, синтез антитезиса и тезиса). Триединство было широко известно еще в древности. Божественная триада лежит в основе всех религий земли: Отец, Мать и Сын или Брама, Майя, Вишну (Упанишады); в христианстве, отрицавшем женское начало - Отец, Сын и Св. Дух. Учение о трех силах – корень всех древних философских систем. Первую силу обычно называют активной, мужской или положительной, духовной; вторую – пассивной, женской или отрицательной, материальной; третью – синтезирующей, объединяющей. У Гегеля три силы это: тезис – антитезис – синтез, которые он так и не сумел развить в универсальную систему процесса развития. Л.Спенсер говорит, что Гегель, создав триаду, «никогда не пользовался терминами тезис, антитезис и синтез»[2].

В ФТС с понятий: синтез-тезис-антитезис начинается (и продолжается на всех уровнях) развитие структуры генодрева: единство-дух-материя; истина-теория-практика; единство-причина-следствие; генодрево- метод познания-модель познания; … .

Классики ДМ, не сумев подняться до древнего понимания диалектической триады: синтез (монада, субстанция) – тезис (дух, субъект) – антитезис (материя, объект), создали для своих последователей невидимый барьер в познании, который они не могут преодолеть и сегодня. Современные философы, сторонники ДМ, признавая, что «человек живет одновременно в двух мирах: материальном и идеальном», опираясь на логику «или-или» (как и религии, разделившие мир на ад и рай), до сих пор не способны перейти этот барьер познания (границу между двумя мирами), даже вынужденно наделяя объект свойствами субстанции: “Противоположность материи и сознания – объективная противоположность. Человек живет одновременно в двух мирах: материальном и идеальном. Как материальное существо он совершает свой жизненный цикл в материальном же мире; как мыслящее, разумное существо – в ином мире – идеальном, среди образов сознания. Граница между этими двумя мирами не философами материалистами выдумана … Не видит эту границу разве что сумасшедший, не отличающий события во сне от событий наяву … Материя не зависит от сознания, а сознание зависит от материи … Тут не координация, а субординация … Первичен все-таки свет, а не темнота; поле, а не пустота (противоположности одного уровня: свет и пустота, следует отнести к духовному, идеальному, а не к материальному уровню, - Е.А.) … В «Философских тетрадях» Ленин замечал, что понятие материи необходимо углубить до понятия субстанции … этого недостаточно. Необходимо развить это понятие, доведя его до такого уровня, где субстанция становится субъектом, т.е. до понимания того, что материя начинает познавать, мыслить”[3].

Здесь авторы, не исследуя процесс взаимодействия материи и сознания (духа), совмещая противоположные понятия материи (объекта) и духа (субъекта) в одной материальной субстанции, следуя логике или-или, пытаются отдавать приоритет развития материи. У древних субстанция, монада понимались как единство духа и материи, способная разделяться (логика или-или) и объединяться (логика и-и). Пора философам, отказавшись от узостей логики или-или, признать приоритет древней истины,- логики синтеза «и-и».

Философы, исключившие логику «и-и» из понимания триады, видимо, психологически не способны преодолеть барьер синтеза в познании (синтез-3-й элемент). Это отмечал еще П. Успенский: «Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …, основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений»[4].

К выводам о наличии «завесы» в понимании синтеза приходят и современные исследователи: “Включение человечества в информационные потоки природы привело к информационному кризису, суть которого заключена в неумении в наблюдаемом (частях целого,- Е.А.) выявить сущность (целое,- Е.А.) … предпосылкой познания выступает представление о наличии завесы, скрывающей от человека суть вещей … Наличие «завесы» формирует ложную антитезу в понимании сущности вещей”[5].

Но, если Миронов, не видя в частях целого двойственность единичного, не сумел придти к синтезу, то философы реалисты, признавая единство и двойственность мира (единство духа и материи), придя к синтезу, назвали его высшим, законченным, и повторяя одно и то же, углубленного понимания (тезиса и антитезиса) в процессах развития, так и не дали: «Односторонность (материалистической диалектики,- Е.А.) проявляется в том, что, будучи ориентированной исключительно на материальное начало, ей не удалось вывести из него все многообразие окружающего мира, которое явно демонстрирует единство материального и духовного… Реалистическая диалектика … представляет собой … высший синтез, дающий в итоге новое знание. Реализму … оказалось по плечу довести диалектику до самых глубинных основ, до фундамента мироздания, представив материю (природу) и дух (идею) неотъемлимыми сторонами единого целого (бытия)»[6].

В Китае проявление единого означало не только сохранение целого (синтеза, логики «и-и»), но и начало взаимосвязанных процессов развития частей целого (анализа, логики «или-или»): системы логически взаимосвязанных противоположностей: монограмм (два образца: Ян - Инь), – диаграмм (четыре образа) – триграмм (восемь символов) -… . Представление, что все является частью целого, должно вести не только к принятию принципа все взаимосвязано со всем, но и к пониманию того, что любая часть целого в процессах может структурно воздействовать на все остальное. Сегодня на этом основании построены многие науки, теории (хаоса, комбинаторики, синергетики), кроме философии.

В древнекитайской многоуровневой логике, двоичной системе счисления И ЦЗИНе системно, многослойно раскрываются следующие уровни деления тезиса и антитезиса (светлого и темного начал: Ян и Инь) на новые комбинации светлых и темных противоположностей: «Все говорят, что темное и светлое начала – два конца, но и само темное начало начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала» (Чжу-цзы юйлэй, гл. 94). Это означает, что внутри как темного, так и светлого начал содержатся свои темные и светлые начала, т.е. существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы»[7].

Понимание простоты возможных комбинаций логики деления двух частей целого на новые противоположности – большая трудность для мышления большинства философов.

Большинство философов, как и группа свободных философов (Дюбенок Ю.Л., Громыко Т.М. и др.) при исследованиях используют только первый уровень деления целого на две части. Свободные философы, например, изучая проблемы человечного общества выделяют только два полюса (типа) человека: вполне человека и частичного человека.

Диалектический процесс логики раздвоения единого более наглядно можно проследить на всех уровнях (1-2-4-8-…) структуры генодрева. На первом уровне генодрева возникают две противоположности: тезис (Я, или +), антитезис (не Я, или -). На втором уровне возникают 4-е части целого: 1) Я = Я, ++; 2) не Я = Я, - +; 3) Я=не Я, + -; 4) неЯ=неЯ, - -. Процесс раздвоения единого: исходной черты ИЦЗИНа на две новые (развития структуры генодрева) осуществляется при соблюдении трех логических правил (см в [1] Рис 24, 35 и др.): 1) развитие ИЦЗИНа: монограмм-диаграмм–триграмм-…,- уровней генодрева, идет двояко, по: - горизонтали, уровням (с числом элементов): 1-2-3-…(2-4-8-…), где: 23=8, и вертикали. 2) новые черты (элементы уровня генодрева) располагаются симметрично относительно оси генодрева: положительная выше оси, отрицательная – ниже. 3) по вертикали новая черта (элемент) накладывается сверху старой (правило формирования монограмм, диаграмм,...ИЦЗИНа).

Мы, исследуя соответствие типов личности социальному предназначению (см. в [1] Рис 84), выделяем: на первом уровне также два типа человека: мудрец (левополушарное мышление) и исполнитель (правополушарное мышление). На втором уровне два исходных психотипа разделяются на 4-е: - активно-доброжелательный тип (сангвиник); - активно-недоброжелательный (холерик), - пассивно-доброжелательный (флегматик), - пассивно-недоброжелательный (меланхолик). На 3-м уровне образовались уже 8-м психотипов личности, совмещенных с инстинктами человека. Сущностное значение связи инстинктов человека с его социальным предназначением более глубоко раскрыто на генодреве дуальной логики (см. в [1] Рис 35): 1) (+,+,+: прошлое, настоящее, будущее), Я=Я=Я. Я везде, в прошлом, настоящем и будущем, - инстинкт мудрости; 2) (-++), неЯ=Я=Я, Я в настоящем и будущем,- инстинкт генетического лидера; 3) (+-+), Я=неЯ=Я, сознание Я в прошлом и будущем,- инстинкт исследователя, ученого; 4) (--+), неЯ=неЯ=Я, сознание Я в будущем,- инстинкт сохранения достоинства, пионера, революционера; 5) (++-),Я=Я=неЯ, сознание Я в прошлом и настоящем, - инстинкт альтруизма, религиозного человека; 6) (-+-), неЯ=Я=неЯ, сознание Я в настоящем,- инстинкт ложного доминирования, бюрократа; 7) (+--), Я в прошлом, ин-т продолжения рода; 8) (---), Я не выражено, ин-т самосохранения.

Приведем еще один пример, более глубоко раскрывающий социальное значение деления 2-х частей целого на новые 2-е части в процессе развития. Например, возьмем две противоположности: добро (тезис) и зло (антитезис) относительно общественных идеологий. На втором уровне генодрева это будут уже две группы возможных комбинаций противоположностей (начало развития с антитезиса): 1) злое зло (идеология рабства); 2) злое добро (идеология капитализма); 3) доброе зло (идеология социализма); 4) доброе добро (идеология коммунизма), (более подробно см. в [1] Рис 101).

Структура генодрева ФТС позволяет рассматривать логику познания как единый, динамический, ступенчатый процесс, идущий в 4-х направлениях: анализа (множественности, логики «или-или») и синтеза (единства, логики «и-и»), тезиса и антитезиса (абстрактного и конкретного, духовного и материального). Начало генодрева - уровень единства противоположностей (логики синтеза и-и); первый уровень генодрева – уровень двойственности: тезиса и антитезиса (логика разделения или-или); второй уровень – уровень деления тезиса и антитезиса на новые тезис и антитезис. Рис 2/34 – процесс логики познания: 1) измерения (опыт), 2) аналогии (чувственные представления), 3) индукции (логический синтез понятий), 4) дедукции (логический анализ идей).

Система принципов, принятая нами в ФТС (Рис 3/49), соответствует не только китайскому И ЦЗИНу, но и универсальным идеям синархии русского философа Шмакова. В. Шмаков, понимая принципы целостной системой горизонтальных и вертикальных взаимосвязей (духовного и материального), считал, что их отсутствие ведет к плюрализму «обожествленного» хаоса: “Если органическая целостность присуща феноменальной природе, то это проистекает именно из того, что мир принципов сам представляет собой органическое целое. Принципы связаны между собой не только по вертикали, т.е. одни вытекают из других, но и по горизонтали, т.е. все принципы взаимно отражены и соподчинены друг в друге … «каждая часть есть и часть и целое», а потому во всяком принципе заключены связи и взаимоотношения со всеми другими… всякая эманационная теория предполагает … распадение первичного единства на множество частных … получается плюрализм, который … приводит … к обожествлению хаоса”[8].

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconДокладчик
Член Бюро Высшего Совета Партии «единая россия», член Совета Федерации фс рф, член Комитета сф по международным делам, координатор...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconПрограмма 23 ноября 2013 г. Вступительное слово
Мгдд(Ю)Т, член Совета Союза краеведов России, академик и член Президиума моо «Академия детско-юношеского туризма и краеведения»,...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создайте аналитическую таблицу русских философов. Укажите в таблице не менее 15 философов
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconТребования к оформлению тезисов докладов, представляемых на международную...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconДля служебного пользования
В 2010 году кафедра Машины и технология обработки металлов давление (М и томд), руководимая Леонидом Борисовичем Аксеновым (член-корр...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconИсследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению:...
Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е. В. Козлова – спб.: Ивэсэп, 2005
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconРеферат: Теория и практика сохранения и приумножения
Хотя есть и другие русские пословицы- типа«мал золотник,да дорог». Для Ротари движения дорог каждый член клуба. Так как с приходом...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconКлуб «Подвиг» Председатель клуба : Поваляева Т. П. Члены клуба: Архипова Н. А. учитель истории
Клуб «Подвиг» это добровольное объединение старшеклассников, имеющих способности к исследовательской и творческой деятельности
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconКлуб «ЧонДжи» является одним из активных пропагандистов тхэквондо...
За это время Клуб прошел период своего становления и прочно закрепился среди спортивной общественности города
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconМкоу хвощеватская оош электронные образовательные ресурсы
Абитуриентам будут полезны сведения о подготовительных курсах и егэ. Учителей заинтересует клуб классных руководителей, творческий...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconСредних специальных учебных заведений студенческий досуг
Студенческий досуг. Научно-исследовательское творчество студентов. Спортивный клуб. Интеллектуальный клуб. Творчество, познание,...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconРуководитель Рабочей группы по вопросам модернизации систем жизнеобеспечения...
Член Общественного совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации, Председатель Российской ассоциации «Коммунальная...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Масштабный кинопроект «Возрождение детского кино в России». Спиридонова Тамара Ивановна Spiridonova ti автор методического пособия...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconК Контракту Приказом №13-05
Правил. Клуб, в случае систематического нарушения Членом клуба графика работы клуба (выход из клуба после окончания работы клуба)...
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconРазвитие бытового речевого этикета как функционально-семантической...
Работа выполнена в педагогическом институте Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского
Антоневич Е. Н., член рфо спб, клуб философов «Универсалии систем» iconЛингвотипологическая база данных «языки мира»
Результаты исследований по теме «формально совпадающие классы языковых явлений – универсалии, фреквенталии, раритарии и уникалии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск