Скачать 41.65 Kb.
|
План-Конспект родительского собрания Тема: Возрастные особенности детей юношеского возраста Класс: 10 Дата: октябрь 2010 года Продолжительность- 35-40 минут Оформление: плакат «проблемы юношеского возраста» Результаты анкетирования среди детей Советы психологов родителям ( всем присутствующим) Ход собрания Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас в школе после долгого расставания. Наши дети повзрослели, теперь они уже не в подростковом возрасте, а в начале юношеского. Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться с особенностями этого возраста, избежать предвидимых трудностей, помочь им, а значит и нам самим в решении жизненно важных вопросов. Юношеский возраст длится с 14-15 до 18-20 лет. Эта граница очень условна, зависит от личностных особенностей человека. В одном классе за партой могут сидеть и подростки и юноши. Чем они отличаются друг от друга? Подростки более эмоциональны, импульсивны, а юноша сдержан, сам в себе, своих мыслях и раздумьях, так как в этом возрасте появляются такие чувства как первая любовь, чувство одиночества. Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте:
1. Отношение с родителями. Функции родительской власти ограничиваются. Старшеклассник становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически –всё сопровождается чувством недовольства. Идеалы черпает из кино, телевизоров, журналов, книг и т.д. Контакт с родителями усложняется в том случае, если родители не понимают своего ребенка. Эмоциональный контакт с ребенком должен перейти на новый уровень «взрослый- взрослый». Родителям необходимо увидеть и принять своего ребенка как взрослого и относиться к нему на равных. За внешним непослушанием, протестом скрывается желание видеть в родителях взрослых друзей, которым без страха можно доверить все таланты. С вашими детьми был проведен опрос «Что для них является самым ценным в жизни: -Учёба -Любовь -Друзья -Родители, дом -Деньги? На первом месте во всех анкетах стояли родители. Вывод: Родители являются самой значимой ценностью для детей, поэтому основой союза со взрослыми должно быть равноправие и уважение.) 2. Развитие самосознания. Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погрузиться в себя, они открывают целый мир новых чувств. Эти открытия бывают внезапными (несколько лет ходил по одной дороге в школу и вдруг увидел…) Юноши и девушки постоянно анализируют себя: как я выгляжу? Как он на меня посмотрел? Как я выгляжу? Как следствие – застенчивость самая типичная «болезнь» юношеского возраста. В 16-17 лет от застенчивости страдают больше 70 % ребят, а в 17-20 лет уже только 40 %. О себе говорят: «Я в своем представлении гений + ничтожество». Особенно тяжело переживают застенчивость юноши, так как это не мужская черта. По этому на лице у них защитная маска сильного человека, вызывающее поведение (особенно при критике в присутствии других). Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками нет! Открытие своего «я» не только радостное, но и драматическое. Они начинают осознавать, что являются уникальной личностью, другой такой нет – чувство одиночества. Девушки любят вести дневник, так как только ему она может доверить свои чувства. В этом возрасте должно сформулироваться своё «я» (собственное мнение, которое он может отстоять). Если этого нет, то это очень опасно, так как «все курить – и я» и т.д. Восприятие времени в юношеском возрасте проходит сложно. С одной стороны обостренное чувство быстротечности. (все уже целовались, а я нет -жизнь прошла). С другой – незаметное протекание времени (девушка 25 лет – в их понимании она уже старуха). Остро воспринимается конечность бытия. Смерть занимает важное место в юношеских размышлениях. Не нужно пугаться этих мыслей, так как человек серьезно задумывается о смысле жизни, но эти мысли не должны быть чересчур навязчивыми. 3. Переживания и поиск любви. С 16 лет ребята способны любить по-настоящему, как взрослые люди. Первая любовь обычно бывает невзаимная, поэтому сильны переживания. Но такие чувства надо пережить каждому, чтобы научиться любить по-взрослому. Появляются эротические интересы и переживания. Половое созревание – центральный процесс этого возраста. Юношеский возраст – период гиперсексуальный. Уберечь от этого невозможно. Надо НАУЧИТЬ ИХ УПРАВЛЯТЬ этой стороной жизни. Нужно переключить их интерес и энергию в другое русло – спорт, учеба, компьютер и т.д. Разговаривать по-взрослому, воспитывать нравственность, моральную ответственность перед своим здоровьем и поведением в обществе. От взрослых требуется большой такт, чтобы не навредить. Опасно, когда юноше внушают чувство вины и страха в вопросах полового воспитания. Необходимы объяснения, а не просто запреты. 4. Выбор профессии. Поиск смысла жизни: кто я, откуда, зачем? От того, как они разберутся в этих вопросах, зависит какими они станут через 10 лет. Если в подростковом возрасте на 1 месте у детей было общение со сверстниками, то сейчас должна стоять учеба и профессиональное определение. Появляются новые предметы – теоретические и практические. Активизируется умственная деятельность. Ребята должны осознавать тот факт, что от того, как они окончат школу, будет зависеть их будущая жизнь. Поэтому нельзя упускать возможность разговаривать с детьми о вопросе профессии, института/университета или техникума. Чтобы помочь вам лучше понять своего ребёнка в этот нелёгкий для него период, я подобрала и распечатала для вас рекомендации психологов для родителей подростков и юношей. Давайте познакомимся с ними. (учителем и родителями обсуждаются рекомендации) Я желаю вам удачи и всегда рада видеть вас в школе! |