Скачать 168.08 Kb.
|
Г.А. Дмитриенкова, учитель музыки и логопедической ритмики специальной (коррекционной) школы-интерната V вида г. Владимира Опыт использования технологии ЦРПС на уроках логопедической ритмики в младших классах коррекционной школы«Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия». И.П. Павлов За последние годы отмечается значительный рост количества детей, страдающих различными отклонениями здоровья. Лишь часть детей попадает в специальные школы, где все предметы, в том числе предметы образовательного цикла области «Искусство», имеют коррекционную направленность (музыка, ритмика, изо, художественный труд). Тяжёлые нарушения, в том числе и речевые, без специального воздействия, сами по себе, не исчезают. Особый подход новых педагогических технологий позволяют справиться с дефектами или смягчить их, социализировать личность. Велика в этом направлении роль музыки, которая «преобразует наши тела» (Жак Далькроз), врачует душу и разум, формирует личность. Особое, невербальное воздействие на человека музыки и ритмики обуславливает их необходимость в коррекционном процессе в качестве мощного средства в адаптации и развитии ребенка. Музыка, жест, движение, пластика обладают особенными свойствами обобщать эмоциональное состояние, выражать через слияние с музыкой внутреннее состояние, осмысливать действие. Из числа детей с отклонениями в здоровье выделяются дети, имеющие тяжёлые нарушения речи: заикание, ринолалия, остаточные явления алалии, дизартрия, ведущие, как правило, к общему недоразвитию устной и письменной речи. Как правило, у детей наблюдаются: 1. нарушение речедвигательных процессов; 2. нарушение двигательных процессов (общая и мелкая моторика, координация движений); 3. нарушение психических процессов: - неустойчивое внимание; - неспособность к переключению; - низкий уровень словесно-логического мышления; - психическая истощаемость; - недостаточная сформированность умения абстрагировать и анализировать; - низкий уровень познавательной, речевой, эмоциональной активности. Основная задача педагога-логоритмиста – коррекция двигательной и речевой сферы. Отсюда основные направления работы на логоритмике:
На мой взгляд, педагог, работающий в данном направлении, способен выйти на более глубокий уровень воздействия на учащихся по сравнению с традиционной коррекционной педагогикой. Учитель может не только проводить коррекцию двигательной и речевой сферы, но и шаг за шагом, урок за уроком вызывать интерес к анализу своих действий, желанию озвучить действия внутри себя, проявить своё видение и чувствование музыки, вызвать удовольствие от проживания в искусстве, что представляет сложность в работе с детьми с речевой патологией. Уроки ритмики не должны превращаться в набор автоматически выполняемых движений, пластика движений тела должна быть прочувствована и осознана детьми. Поскольку все процессы в организме тесно связаны, мы можем через движение активизировать интеллектуальную деятельность учеников. Вопрос интеллектуальной деятельности на уроках ритмики рассматривается мало, поэтому моя работа в этом направлении является актуальной. Сближение когнитивных (направленных на «голову») и двигательных (направленных на «тело») методов коррекционной работы способствует комплексному исправлению речевых и двигательных нарушений. В свою очередь смещение акцентов на развитие познавательных способностей в тесной связи с коррекционной работой позволит активизировать интеллектуальную деятельность и рефлексию, развить творческие способности, в большей степени вести коррекцию эмоционально-поведенческих расстройств. Для развития осознанности действий ведется воздействие на все каналы восприятия (слышу, вижу, чувствую). Комплексному воздействию на ребенка способствует целенаправленная опора на глубинные связи средств выразительности музыки, движения и речи. Так, через анализ средств выразительности дети постигают основы единства различных видов искусств.
Опора на внутренне родство выразительных средств очень важна в воспитательном процессе и поэтому должна стать основой коррекционной работы. Мы часто стремимся получить результаты, пытаемся «натаскать» детей и, в конце концов, удивляемся, почему у ребёнка пропадает желание заниматься музыкой, танцами, рисованием. Подобный подход приводит к снижению мотивации, к слабому развитию общих и специальных способностей. Сделать ученика субъектом собственного учения и развития с большей степенью осознанности и самореализации, помочь учащимся выбрать стратегию успеха, развить трудолюбие является важной задачей в работе с детьми вообще, а особенно с детьми, имеющими различные нарушения здоровья. Именно поэтому, увидев целесообразность в соединении коррекционных методов и приёмов музыки и логопедической ритмики с методикой развития познавательных стратегий, я решила включиться в этот процесс. Свою опытно-экспериментальную работу я начала с детьми младших классов, поскольку незрелость психического и речевого развития требует особого внимания и поиска новых методов, которые помогут в обогащении речевого и личностного опыта ребенка. В эксперименте приняли участие дети 2 «б» класса, занятия проводились один раз в неделю по 45 минут. Для большей индивидуализации я разделила детей контрольного класса на две группы по особенностям нарушений (диагнозам):
Учитывались и предпочтения в восприятии. По исследованиям школьного психолога, дети с нарушениями речи имеют развитый кинестетический канал восприятия, отчасти визуальный и весьма слабо развитый аудиальный. Работу по формированию познавательных стратегий я начала с уроков развития рефлексии. На подготовительном этапе идет активное накопление словарного запаса, знакомство с азбукой танцевального движения, развивается эмоциональный отклик на музыку. Игры и упраженения проводятся в вопросно-ответной форме. Детям предлагаются вопросы, которые вызывают операции простейшего анализа и сопоставления, что обогащает речь детей, способствует желанию выразить себя в музыке через движение. - Из чего состоит танец? (Это всегда движение, шаги, кружения.) - Сейчас звучит танец? (Нет, это песня. Должны быть движения.) - Чего не хватает? (Здесь звучат только хлопки, не хватает музыки.) - Можно ли танцевать сидя? (Да, это весело, но нужна музыка.) - «Нарисуй» рукой «Вальс». - Если человек одновременно поет и танцует – что это? (Это песня-танец.) На следующем этапе идет активизация рефлексии через описание себя, своих ощущений. Упражнения и вопросы подталкивают ученика к комментариям своих действий, чувств. Ребенок постепенно накапливает варианты описаний внутренних представлений, предметных действий. - Что ты чувствуешь, когда ты слушаешь такую музыку? (Я чувствую нежность, ласку.) - Если ты представил(а) ласковые руки мамы, то какая д.б. музыка? (Это должен быть ласковый вальс.) - Что хотят делать ваши пальчики и ножки, когда звучит эта музыка («Полечка»)? (Быстро шевелиться, легко стучать.) - Какой рисунок ты представляешь, услышав такую музыку? (Показываются рисунки, необходимо выбрать.) Работа на уроке ведется при активном участии всех каналов восприятия через показ движений с разбором на составляющие и подробные словесные инструкции. На мой взгляд, накоплению опыта передачи словом своих ощущений и действий способствует специальным образом организованная работа по рефлективным вопросам с использованием цвета. Поскольку дети с нарушениями речи в основном кинестетики, частично визуалы, то необходимо особенно задействовать слуховой канал, поскольку словесные инструкции слабо воспринимаются детьми. Цвета подбираются учителем и символизируют определенные этапы модели Т.О.Т.Е.:
Педагог задает вопросы, у детей цветные полоски с вариантами ответов. Работа с раздаточными карточками предполагает сначала слушание вопроса, а затем прочтение всех ответов, проговаривание про себя и ответ вслух. В дальнейшей работе на карточках даются только слова-действия (представил, почувствовал, услышал, понял, помогло и т.д.), то есть зрительная опора сокращается. Лишь после того, как дети свободно и осознанно пользуются фразой, полностью убирается зрительная опора. Цветовое кодирование сохраняется на всех уроках музыки и ритмики. Думаю, что в дальнейшей работе по выявлению стратегий это позволит точнее определять действия, варьировать шаги, их логичность и последовательность. Приобретаемые умения прочесть, озвучить, прочувствовать, подержав цветной символ в руке, помогают ребенку активнее запомнить количество возможных действий и сохранить их в памяти. Для выявления стратегии запоминания движений танца я составила лист анализа. После разучивания танца детям было предложено выбрать те шаги, которые они делали и расположить их в нужной последовательности.
В работе сразу стали видны индивидуальные особенности детей. Сравним две стратегии:
Рома выбрал лишь несколько шагов, не обратив внимание на характер музыки, на ритм, неясна его мотивация. Во многом это связано с его диагнозом – дизартрия (для таких детей характерна расторможенность, невнимательность, психическая истощаемость). Стратегия Полины более полная, она выстроила правильную последовательность шагов, использовав все предложенные варианты. У Полины тугоухость, она пользуется слуховым аппаратом, но имеет хорошие двигательные навыки и способность к анализу своих действий. Во время уроков используются следующие игры и упражнения для повышения осознанности действий, перехода от внешних операций к внутренним, задания выполняются группой или индивидуально: 1. «Разложи карточки по танцам» (определи танец). Цель: через тактильное и зрительное восприятие закрепить в сознании ребенка знание символов и возможность ответа на вопрос: «Почему так?». Ход игры: детям раздаются карточки с зашифрованными понятиями танца и предлагается разложить их, определив танец. 2. «Отметь признаки вальса и польки». Цель: через рефлексивные вопросы определить степень осознанности понятий. Детям предлагается отметить красным цветом признаки вальса, а зеленым – польки. Идет опора на ранее выученный материал, дети уже знакомы со всеми представленными в таблице символами.
3. «Собери букет для мамы». Цель: запомнить выразительные средства музыкальных жанров (польки, вальса, марша). Ход игры: дети подбирают «лепестки» для каждого из жанров, комментируют свои предметные действия. 4. «Расскажи о русском народном танце» (ритмография). Цель: развивать пространственную ориентацию, умение переключаться, слышать и фиксировать фразы, развивать мелкую моторику. Ход игры: дети рисуют орнамент на трафарете матрешки согласно фразам звучащей музыки и затем по нарисованному орнаменту рассказывают о характере музыки (плясовая, хоровод). Орнамент придумывается детьми, за основу они могут брать уже изученные на уроках орнаменты. 5. «Научи другого». Прежде чем показать движения танца, подумай, как ты это сделаешь? В этой ролевой игре (учитель-ученик) ребенок должен не просто выполнить движения, а, разложив его на составляющие, рассказать, как выполнить каждый элемент, затем оценить то хорошее, что получилось у другого. Представляемый урок является одним из уроков темы «Путешествие в мир танца». С учащимися 2 класса на уроке логопедической ритмики ведется работа по развитию рефлексии. План-конспект урока по развитию рефлексии (2 класс) Тема: шаг польки. Цели:
Задачи:
Организация пространства: деление зала на зоны отдыха, движения и музицирования. Дидактические материалы: трафареты солнечной дорожки и солнышка, символы танцевальных жанров в таблице. Раздаточные материалы: карточки разного цвета с готовыми ответами, с опорными словами. Ход урока: 1. Организационный момент, цели, мотивация. Вход детей в класс под музыку польки, поклон, приветствие. – Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие к солнышку. В нашем путешествии нам будет помогать музыка, которую вы слышали, входя в класс. Что это за музыка? (Это веселая полька.) – Я ожидаю, что вы будете внимательные, дружные, будете помнить о золотом правиле танца: «Слушать, слышать, сливаться». А чего ожидаете вы от этого урока? У детей карточки желтого цвета с готовыми ответами:
– Чтобы в пути было меньше трудностей, разбудим голосок. (Выполняется упражнение под «Песню ветра».) 2. Повторение материала предыдущего урока. Звучит музыка (Вальс). – Какой это танец как ты определил его? У детей карточки зеленого цвета с готовыми ответами или словами-опорами:
– А теперь «нарисуем» рукой эту музыку (дети самостоятельно выполняют волнообразные движения рукой). Звучит музыка (полька). – Покажите на ладошках рисунок этого танца. – Что это за танец? (Полька.) – Как поняли мальчики? У детей карточки зеленого цвета с готовыми ответами или словами-опорами:
– А как поняли девочки, что это полька, а не вальс?
3. Разучивание движений танца. – Чтобы правильно выполнить движения, надо вспомнить ритм (ти-ти-та), вынести ногу вперед и сразу подпрыгнуть. Идет работа над шагом отдельно с группой «Солнышки» и «Шалунишки». – Давайте выполним упражнение «Зеркало» (покажи движение и проверь движения у друга). – Как вы поняли, что у друга получилось движение?
– А теперь мы делаем самый важный шаг в нашем путешествии: танцуем польку, выполняем движения четко и красиво. Дети выполняют шаг польки по кругу. – Как вы поняли, что шаг польки у вас получился?
– Скажите, какого цвета была ваша полечка? (красный, желтый, светло-зеленый, веселые цвета). 4. Подведение итогов. – Вспомните, чего вы ожидали от урока-путешествия? (Дети выбирают карточки и выкладывают их лучиками солнца:
– А теперь нам надо вспомнить главные шаги по солнечной дорожке к полечке. (Дети выбирают из карточек с ответами те, которые они считают нужными, зачитывают их, выкладывают в нужной последовательности). Последовательность ответов выглядела следующим образом:
– Чтобы не забыть о нашем прекрасном танцевальном путешествии к солнышку, вы выполните домашнее задание. Нарисуйте ступеньки к солнышку и подпишите, какие шаги мы делали, поднимаясь высоко к солнышку. На следующий урок дети принесли свои лесенки, вот работа Тани М.: Результаты уроков по развитию рефлексии «Путешествие в мир танца» показали, что при повышении мотивации, интереса, увеличении возможностей описать свои действия, передать словами ощущения возрастает выразительность и качество исполнения танцев, расширяется словарный запас и количество называемых операций. Ребенок чувствует музыку , ярче импровизирует, пластичнее двигается. Он активно включается в диалог, умея оперировать многими вариантами ответов. Количественное накопление опыта постепенно переходит в качественное, что приводит к тому, что танец и музыка превращаются во внутреннюю потребность. Таким образом, через активизацию рефлексии и накопление опыта по описанию действий происходит повышение потенциала и качества обучения, возрастает коррекционная работа с детьми с отклонениями здоровья, а следовательно и повышается личностное развитие ребенка. Обществу нужны инициативные, творческие люди, способные добывать знания, распоряжаться личностным потенциалом. Дети с отклонениями здоровья должны быть социально адаптированы, должны уметь строить свою жизнь. В настоящее время это является важной задачей дефектологии. Нужна не только коррекционная работа, но и развитие в ребёнке общих и специфических способностей, которые рассматриваются в концепции А.А. Плигина целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников. Свою задачу я вижу в том, чтобы повысить качество обучения через осознание ребенком собственных действий, обогатить опыт и духовный мир ученика, чтобы «он как личность, без оглядки вмешивался в жизнь и любил делать всё своими руками. Это свойство присуще всем талантливым людям и жизнелюбцам» (К.Г. Паустовский). |